МБОУ БГО СОШ №12
Технологическая карта урока по предмету « Окружающий мир»
Таблица №1
Ф. И. О. педагога | Романенкова Галина Леонидовна
|
Предмет
| Окружающий мир |
Класс
| 2 «А» |
Тип урока
| Урок изучения нового материала . |
Вид (форма) урока
| Урок - исследование |
Тема занятия
| Круговорот воды в природе |
Цель занятия
| сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое). развивать общеучебные умения :сравнение ,анализ, рассуждение, умение работать в группе, пользоваться источниками информации об окружающем мире; учить анализировать и оценивать свои поступки ,считаться с мнением своих товарищей.
|
Задачи урока: 1)обучающие 2) развивающие 3) воспитательные
| Образовательные: Обучающие: 1. Создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе. 2. Создать условия для систематизации и расширения знания учащихся о процессах, происходящих с водой. 3. Создать условия для продолжения формирования мировоззренческих идей материальности мира, для этого: -учить выявлять причинно-следственные связи и закономерности явлений природы, - развивать наблюдательность, внимание, образное мышление и представление, - формировать единую картину мира. Развивающие: развивать умение проводить несложные исследования, эксперименты; способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, рассуждать. создать условия для развития речи учащихся, формирования умения высказывать свою точку зрения, создавая речевую ситуацию. Воспитывающие: содействовать развитию умения работать «в группе», взвешивать свои поступки, вступать в дискуссию, считаться с мнением своих товарищей.
|
Формы организации образовательного пространства на уроке | Фронтальная работа, работа в группах |
Риски
| Обучающиеся могут не определить точно тему урока и цели.
|
Средства обучения, в том числе ЭОР
| Интерактивная доска SMART, раздаточный материал для работы в группах, раздаточный материал для моделирования круговорота воды, карточки со схематическим изображением картины природы; оборудование для опыта: горелка, колба, вода; индивидуальные карточки самооценки. |
Таблица №2
Дидак-тиче-скаяструкту-ра урока (с указа-нием времени, планируемом на каждый этап урока)* | Микроцель (задачи) этапов урока | Методы и приёмы работы. Образовательные технологии (элементы технологий) | Форма деятель- ности | Деятельность учителя. Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Деятель- ность ученика | Планируемые результаты (УУД)** | |
1)ПрУУД | 2)МетаПрУУД: ПУУД КУУД РУУД | ||||||
3)ЛУУД | |||||||
1этап. Самоопределение к учебной деятельности(мотивация) (1 мин) | Выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности |
Приём активизации мыслительной деятельности – подводящий диалог.
| Фронтальная форма работы | Создать условия для возникновения у обучающихся внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!), активизировать требования к ученику со стороны учебной деятельности (надо!), установить тематические рамки учебной деятельности(могу!) | Самоорганизация |
| МетаПрУУД: Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; - самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
|
2 этап Актуализация знаний (4мин) | Подготовить обучающихся к восприятию «нового», помочь осознать ими внутренних потребностей к построению нового способа действий | Мозговой штурм. Приём активизации мыслительной деятельности |
Работа в группах. Фронтальная форма работы.
| Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы.
Работа со слайдами презентации СМАРТ«Вода в природе»
| Воспроизводит и фиксирует компетенции, достаточные для построения нового способа действия
|
| ЛУУД -самоопределение к деятельности МетаПрУУД: Регулятивные УУД: -самостоятельно формулировать тему и цели занятия - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Познавательные УУД: -осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения Коммуникативные УУД: - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения |
3этап Постановка учебной задачи. (2мин) | Заинтересовать обучающихся. Формулирование темы и задач урока. Мотивирование на работу на уроке.
| Метод «погружения», метод диалогичности, прием «интрига».
| Фронтальная форма работы. | Выступает в роли организатора, после ответов детей уточняет тему и цели занятия | Определяют предмет исследования . Формулируют конкретную цель и задачи своих будущих учебных действий
|
| ЛУУД -самоопределение смыслообразование МетаПрУУД: Регулятивные УУД: - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать их Познавательные УУД: - строить рассуждения Коммуникативные УУД: - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения |
4этап Постановка проекта выхода из затруднения (отрытия детьми нового знания) (8 мин)
| Построить новый способ действия и сформировать умения применять его
| Метод самостоятельной работы по осмыслению и усвоению нового материала. Дискуссия. Системно-деятельностный подход | Фронтальная работа. | Демонстрирует опыт. Фиксирует новый способ действия. Следит за хронометрией занятия | Обсуждают происходящие процессы во время проведения опыта. |
- Установить причины испарения воды..
-Установить причины возникновения осадков( дождя, снега)
-Составить простейшую схему круговорота воды.
| ЛУУД: -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению МетаПрУУД: Регулятивные УУД: - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать их; -самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности Познавательные УУД: -информационные: поиск, фиксация, извлечение информации; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи;
-сравнение; -информационные: применение и представление информации Коммуникативные УУД: - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения
|
5этап Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа ( 10 мин) | Усвоить обучающимися новый способ действия | Метод самостоятельной работы по осмыслению и усвоению нового материала. Приём активизации мыслительной деятельности. Наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи отдельным обучающимся. Исследовательский метод | Работа в малых группах | Выступает в роли организатора | Дети работают в группах . Отчёт каждой группы о проделанной работе
| -Составить простейшую схему круговорота воды в природе. - Моделирование ситуации: что было бы на Земле без круговорота.
| ЛУУД: -формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; - осваивать личностные смыслы учения; желание продолжать учебу; Познавательные УУД: -извлекать из практической деятельности необходимую информацию; -строить логические цепи рассуждений и доказательств; -определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала
Коммуникативные УУД: -выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; -выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; - аргументировать свое мнение |
6этап Рефлексия деятельности ( 2 мин) | Оценить собственную учебную деятельность | Формулирование выводов. Элементы личностно ориентированного обучения. | Фронтальная , регулятивный самоанализ. | Организует рефлексию. Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали? Что удивило? | Соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия |
| МетаПрУУД: Регулятивные УУД: - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень у спешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; - контролировать и оценивать способы своей деятельности Познавательные УУД: - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения Коммуникативные УУД: -выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
Информирование о ДЗ и акцентирование моментов его выполнения (2мин) | Способствовать самостоятельному повторению и углублению полученных знаний на уроке | Элементы проектной технологии | Фронтальная. | 1. Сочинить сказку о путешествии капельки. 2. Проявить фантазию и рассказать, что было бы в природе без круговорота воды? Опиши такую Землю и обоснуй свою точку зрения. 3. Прочитать , выделить главное в статье учебника и ответь на вопросы.
| Фиксируют задание. |
|
|
*Дидактическая структура урока формируется в соответствии с основными этапами урока и может меняться в зависимости от типа и вида (формы) урока. Обязательные составляющие структуры урока – организационный момент, «погружение» в тему, рефлексия, виды контроля и оценки деятельности обуч-ся, Д/З и комментарий к нему.
**ПрУУД – предметные УУД
МетаПрУУД – метапредметные УУД
ПУУД - познавательные УУД
КУУД – коммуникативные УУД
РУУД – регулятивные УУД
ЛУУД – личностные УУД