«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока "Обособление обстоятельств"

Данный урок входит в систему уроков раздела программы «Обособленные члены предложения». С предыдущими связан целью обучения, теоретическим материалом, графическими требованиями к выделению орфограмм и морфем. Урок опирается на знания, умения, полученные при изучении тем о деепричастии, деепричастном обороте, обстоятельстве.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Обособленные обстоятельства. Повторение.

Цели урока:

1. Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний об обособленных обстоятельствах.

2. Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

3. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных обстоятельств в различных синтаксических конструкциях.

 4. Подготовка к ОГЭ.

Оборудование:

- интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, рабочие листы для учащихся, учебник «Русский язык. 8 класс», аудиотекст.



Ход урока

I Орг. момент.

- Открываем тетради, записываем дату, тему урока.

- На протяжении нескольких уроков мы учимся ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения, в частности, с обособленными обстоятельствами.

-Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока? (закрепить изученное по теме, развивать умение ставить знаки препинания)

-Всё верно, а ещё мы начнём подготовку к ОГЭ, т.к. в экзаменационных вопросах есть задания по теме «Обособление».

- Работать мы будем в группах ( ребята заранее разделены на 4 группы)



II Обобщение и систематизация знаний (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Вопросы



  1. Какие члены предложения называются обособленными?

Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.

  1. Какие члены предложения могут обособляться?

Обособляются второстепенные члены предложения

  1. Чем может быть выражено обстоятельство?

Обстоятельство может быть выражено наречием, деепричастием, деепричастным оборотом, существительным в косвенном падеже с предлогом или без.

  1. Как на письме выделяются обособленные члены предложения?

Выделяются запятыми, реже – тире.

  1. Когда обычно обособляются обстоятельства?

Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

  1. Когда обособляются обстоятельства, выраженные существительным?

Обособляются обстоятельства, выраженные существительным спредлогом несмотря на

  1. Какие ещё обстоятельства, не выраженные деепричастиями, могут обособляться ?

Чаще всего обстоятельства причины с предлогами благодаря, согласно, ввиду, вследствие, или с предложными сочетаниями по причине, по случаю, за неимением, в силу и др.

Обстоятельства условия с предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, при условии и др.

Обстоятельства уступки с предлогом вопреки.

  1. В каком случае обстоятельства не обособляются?

Не обособляются обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотам, наречия, образованные от деепричастий  стоялёжамолчане спешашутяне шутяиграючиприпеваючи.



Выполнение заданий

Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.  

1.(Не) смотря на поз__ний час было душно. 2. Вопреки предсказаниям моего спутника погода про__снилась и об__щала нам тихое утро. 3. Луговые цветы в этом году благодаря постоянным дождям (не)обыкнове(н, нн)о ярки и пышны. 4. Он отвечал (не) смотря в книгу. 5. Иллюминатор согласно боевой обстановк__ был тщательно зан__веш__н . 6. Согласно приказ__ командующего «Дмитрий Донской» вместе с другими крейсерами должен был без боя охр__нять транспорт. 7. От Урала до Дуная до большой реки колыхаясь и сверкая движутся полки. 8. Старик сидел опустив голову.

9.Отец засучив рукава тщательно вымыл руки. 10. Пошумев река успокоилась вновь легла в б…рега. 11. Будем работать засучив рукава.



Комментированная проверка выполненного задания.

1.Несмотря на поздний час, было душно. 2. Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро.

3. Луговые цветы в этом году, благодаря постоянным дождям, необыкновенно ярки и пышны. 4. Он отвечал, не смотря в книгу. 5. Иллюминатор, согласно боевой обстановке, был тщательно занавешен. 6. Согласно приказу командующего, «Дмитрий Донской» вместе с другими крейсерами должен был без боя охранять транспорт 7. От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая, движутся полки. 8. Старик сидел опустив голову. 9. Отец, засучив рукава, тщательно вымыл руки. 10. Пошумев, река успокоилась, вновь легла в берега. 11. Будем работать засучив рукава




2. -Почему в 9 предложении вы обособили обстоятельство, а в 11 – нет?

-Выпишите этот фразеологизм, подберите к нему антоним (засучив рукова – спустя рукова)



Даются задания по группам: 1) самостоятельно определить и записать значение данных фразеологизмов; 2) определить лексическое значение по словарю ; 3) посмотреть информацию в интернете; 4) подобрать и записать синонимы к данным фразеологизмам.

Спустя рукова

Немного истории. Что такое рукав? Это деталь одежды, прикрывающая (полностью либо частично) наши руки. В древнейших цивилизациях этот элемент в костюме отсутствовал полностью. Моду на него ввели европейцы в XII веке. С тех пор рукав начал свое победное шествие по миру. Постепенно он стал одним из главных украшений костюма. Модельеры XV-XVI столетий придумали платья со сменными рукавами. Такое нововведение позволяло наряжаться, менять костюмы с меньшими затратами. На Руси рукава рубах традиционно имели довольно большую длину. У мужчин они обычно прикрывали первую фалангу большого пальца. А представительницы прекрасного пола и вовсе носили костюм, рукав в котором достигал почти полутора метров. У запястья ткань собирали эффектными складками. В праздничных нарядах рукава были настолько длинны, что их скрепляли особыми браслетами. Девушка, вышедшая танцевать, расстёгивала браслет. Её руки становились похожими на крылья сказочной птицы.

Конечно, выполнять ежедневную работу в таком костюме было крайне неудобно. Хочешь, чтобы дело спорилось – нужно засучить рукава. В удобной одежде можно трудиться усердно, не жалея своих сил. О таком работнике мы говорим, что он делает что-то, «засучив рукава», то есть активно, упорно, с большим рвением. «Спустя рукава»: значение фразеологизма появилось на Руси и противоположное по смыслу устойчивое выражение. Оно стало означать небрежное, безответственное отношение к труду, желание сделать всё тяп-ляп, неаккуратно, с ленцой, то есть «спустя рукава». Значение фразеологизма сегодня понятно даже ребенку, поскольку стало поистине крылатым. Его активно используют писатели в литературных произведениях, учителя в школе и родители в воспитательных целях. Небрежные, ленивые люди спустя рукава читают, пишут, учатся, относятся к своим обязанностям, шьют, строят, руководят - словом, выполняют любую работу.

Синонимы К выражению «работать спустя рукава» можно подобрать синонимичные обороты: делать что-то халатно, небрежно, нерадиво, неряшливо, недобросовестно, с ленцой, с прохладцей, как попало, через пень-колоду, шаляй-валяй, кое-как, лишь бы отвязались; халтурить; лениться; работать из-под палки.

3.Построение предложений с деепричастными оборотами. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

1) Деепричастие, указывающее на дополнительное действие, должно вводиться в предложение, где названо основное действие, причем субъект обоих действий должен быть одинаков: Войдя в комнату, Петя поздоровался. Петя и вошел в комнату, и поздоровался. Если это правило не соблюдено, возникает ошибка: Приехав в Москву, Таня была тепло встречена родными. Ошибка в том, что Таня оказалась одновременно субъектом одного действия, и объектом другого. Вернувшись домой, у меня заболела голова. Неясно, откуда голова вернулась?!.

 

 

2) Употребление деепричастного оборота в безличном предложении допустимо, но только если субъект един, хотя и мыслящийся, а не выраженный подлежащим:

Переходя ко второму вопросу, следует остановиться на таких проблемах…

Докладчик и в том, и в другом случае мыслит субъектом себя. Но неправильно: Слушая её увлекательный рассказ, на улице стемнело. Субъекта основного глагольного действия "стемнеть" нет и быть не может.

 

Тренировочные задания по усвоению синтаксических норм


Задание №1  Продолжите предложение, записав правильный вариант в тетрадь.

1. Выбрав пьесу,

1) оказалось, что там слишком много ролей.

2) началось распределение ролей.

3) была назначена первая репетиция.

4) мы немедленно начали репетировать.

2. Принадлежа к тому или иному сословию,

1) важная роль отводилась внешнему виду человека.

2) об этом говорила одежда и весь внешний облик человека.

3) человек должен был носить соответствующую одежду.

4) одежда человека должна соответствовать его статусу.

3. Закрыв книгу,

1) постарайтесь по памяти восстановить текст стихотворения.

2) герои недолго остаются в памяти.

3) мне вспомнилось о летнем отдыхе на берегу моря.

4) всё прочитанное сразу же забывается.

4. Читая стихи,

1) все слушали с интересом.

2) мне вспомнилось прошедшее лето.

3) обращайте внимание на ритм.

4) создаётся впечатление, что всё было на самом деле.

5. Начиная новый абзац,

1) есть обычай писать с отступом, то есть с красной строки.

2) существует правило писать с красной строки.

3) используют отступ, то есть пишут с красной строки.

4) давно возникла традиция писать с красной строки.

6. Работая над рецензией,

1) не подменяйте оценку текста простым пересказом содержания.

2) главная мысль определяется не сразу.

3) анализируется художественное своеобразие текста.

4) учеником была дана оценка прочитанного.


Проверить по слайду.


III ФИЗМИНУТКА


4. Включение знаний в систему подготовки к ОГЭ. По 2 задания каждому участнику группы.

1. В 4. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством.(1) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. (2) Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (3) В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.

2. В 4. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. (1)В тот вечер мы играли в рыцарей. (2)У нас были деревянные мечи и щиты, вырезанные из фанеры. (3)В нашей армии было пять человек, а у противников – шесть. (4)Поэтому договорились, что мы будем укрываться в засадах, прятаться на местности, так как преимущество всегда на стороне тех, кто прячется. (5)По сигналу мы разбежались. (6)Я хорошо знал местность и сразу кинулся в заросший лопухами проход между глухой стеной двухэтажного дома и высоким сараем, из-под крашеной крыши которого торчала толстая жердь. (7)Я взобрался на крышу по рассохшимся от старости брёвнам,ухватился за жердь и повис, ожидая рыцарей чужой армии.


3. В 4. Среди предложений 22-28 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(22)Прошло несколько дней. (23)Укрывшись с головой одеялом, Сережка прислушивался к разговору родителей.

- (24)Как ты думаешь, куда он мог деться?

- (25)Ну что я могу думать, - усмехнулся отец. – (26)Может, пошел кот погулять, вот и все. (27)А может, украл кто. (28) Есть такие подлецы.


4. В 4. Среди предложений 48-52 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(48) Те несколько минут, которые пришлось прождать в передней, были слишком коротки, чтобы я успела удрать, да и перед нянькой было неловко. (49) Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая. (50) Это меня окончательно смутило. (51) Идёт так просто, да ещё напевает и не боится. (52) Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шёпотом.


5. В 4. Среди предложений 5-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(5) Преступление мое было тяжким. (6) Я посмел писать «вечным пером», а это было строго-настрого запрещено. (7) Потому что авторучки портят почерк. (8) «Вечные перья» тогда были редкостью и стоили дорого. (9) Но я добыл его себе сам, изготовив из обломков трех или четырех сломанных. (10) Правда, иногда с пера соскакивали огромные кляксы, но зато не надо было макать в чернильницу. (11) И чернила в него заправлялись не фиолетовые, а голубые. (12) Оно вызывало всеобщую зависть, и мне уже предлагали обменять его на перочинный нож с шестью лезвиями.


6. В 4. Среди предложений 11-15 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(11) И зачем заставлять людей заниматься тем, что им никогда в жизни не пригодится, что им неприятно и даже противно?! (12) Понять не могу. (13) Когда кто-нибудь входит в комнату, Лева не прекращает играть, словно ничего не замечая, а мы вынуждены ходить на цыпочках. (14) Но вчера я не выдержала и сказала:
- (15) Прости меня, Лева, но есть важная новость: тебя просят выступить у нас в школе на новогоднем вечере.


7. В5. Среди предложений 12–16 найдите предложение с обособленным

обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(12)Лукин долго думал, прежде чем ответить Ландау на вопрос.

(13)В аудитории стало очень тихо, все сидели, боясь шелохнуться. (14)Лукин попросил Льва подойти к доске. (15)Вмиг доска покрылась математическими знаками.

(16)Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау!


8. В5. Среди предложений 4–7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

(4)Там, до войны, мы были с отцом в табачном магазине, он купил

папиросы, три пачки, но потом началась война, табак стали давать по карточкам, магазин закрылся, и вот туда переехала детская библиотека.

(5)Что я почувствовал, вновь переступив знакомый порог? (6)Сильную обиду, обделённость, обман. (7)Будто я что-то потерял и знаю, что потерял без возврата, навеки.


9. Среди предложений 30–34 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

… (30)Они у нас лежали в маленькой длинной коробочке, слева на столе. (31)И мать, вероятно, долго выбирала, пока не остановилась на этой – зелёной и красивой. (32)Стояла, склонившись над столом, и, сняв очки, рассматривала их близорукими, сощуренными глазами и…

(33)Как всё это сейчас далеко! (34)Как давно всё это было, как давно!..


10. Среди предложений 22–26 найдите предложение с обособленным

обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(22)По понедельникам дом Пушкина обычно закрыт для посетителей –

экскурсанты всё равно приходят и стучатся в двери. (23)Если приходили люди добрые, вежливые, старуха согрешит и впустит их в музей, только скажет: (24)«Сейчас всё прибрала, полы вымыла. (25)Снимайте сапоги, идите уж быстрёхонько». (26)И её слушались и, сняв обувь, смиренно входили в дом Пушкина, словно в храм.



Взаимопроверка. Ребята в группе меняются тетрадями по кругу и проверяют работу по слайду.

Ответы:

1 вариант – 1

2 вариант – 7

3 вариант – 23

4 вариант - 49

5 вариант – 9

6 вариант – 13

7 вариант – 13

8 вариант – 5

9 вариант – 32

10 вариант – 26



5. Работа с аудиотекстом. ( Подготовка к восприятию текста изложения на ОГЭ)

Задание: Выпишите из текста деепричастные обороты и одиночные деепричастия.


Текст: Кометы – малые тела Солнечной системы.


Двигаясь вокруг Солнца, не имея вытянутых элептических орбит, приближаясь к Солнцу, вырываясь из ядра, растерев миллионную часть пшеничного зерна, удаляясь от Солнца.


6. Итоговое тестирование.


  1. В каком варианте ответа указаны и объяснены все запятые?

Строки на газетном листе (1) освещенные изнутри (2) казались (3) диковинными знаками.

  1. 1,2 – выделяется деепричастный оборот

  2. 1,2 – выделяется причастный оборот

  3. 1,3 – выделяется причастный оборот

  4. 1,3 – выделяется деепричастный оборот

  1. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Выросшие в поле (1) мы (2) чуткие к запахам (3) навсегда запомнили тот особый запах, что ощущали в этом доме.

  1. 1, 3

  2. 1,2,3

  3. 2,3

  4. 3


  1. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Солнечные частицы (1) проникающие в земную атмосферу (2) вызывают (3) полярное сияние.

  1. 1,3 -выделяется причастный оборот

  2. 1,2 – выделяется деепричастный оборот

  3. 1,2 – выделяется причастный оборот

  4. 1,3 – выделяется деепричастный оборот


  1. В каком вариант ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В холодное осеннее ненастье на одной из больших тульских дорог (1) залитой дождями (2)

и изрезанной многими черными колеями (3) к длинной избе подкатил (4) закиданный грязью (5) тарантас с полуподнятым верхом и тройкой лошадей (6) с подвязанными от слякоти хвостами.

  1. 1,2,3

  2. 1,3

  3. 1,3,6,7

  4. 2,4,5



  1. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Ковер из листьев (1) сшитый (2) из множества желтых и бледно – коричневых лоскутков (3) расстелен по земле.

  1. 1,2 – выделяется деепричастие

  2. 1 – выделяется причастный оборот

  3. 1,3 – выделяется причастный оборот

  4. 1,3 – выделяется деепричастный оборот


  1. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Ухватившись за канат (1) юнга со страхом смотрел (2) на взлохмаченное пеной (3) море.

  1. 1 – выделяется деепричастный оборот

  2. 1 выделяется причастный оборот

  3. 1,2 – выделяются причастный и деепричастный обороты

  4. 1,2,3 - выделяются причастный и деепричастный обороты


  1. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Стекла (1) запотев за ночь (2) закрывали одинокую березовую ветку (3) заставляя ее проситься в дом.

  1. 1

  2. 2

  3. 1,2

  4. 1,2,3



  1. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Два ряда старых высоких елей (1) напоминая безмолвных рыцарей (2) стояли сплошными стенами (3) образуя мрачную красивую аллею.

  1. 1,2

  2. 2,3

  3. 1,2,3

  4. 1,3



  1. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Этот странный туман (1) плотно укутав мир (2) совершенно растворил могучие деревья (3) превратив их в тени сказочных великанов.

  1. 3 – выделяется причастный оборот

  2. 3 – выделяется деепричастный оборот

  3. 1,2,3 – выделяются два деепричастные оборота

  4. 1,2,3 – выделяются два причастных оборота



  1. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Море слилось там с синим небом и крепко спит (1) отражая в себе прозрачную ткань облаков (2) не скрывая собой (3) золотых узоров звезд.

  1. 1

  2. 2

  3. 1,2

  4. 1,2,3


  1. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Поющая птица (1) сидит обычно на верхушке высокого дерева (2) повернувшись (3) к потухающей заре.

  1. 1 – выделяется причастный оборот

  2. 2- выделяется деепричастный оборот

  3. 1,2,3 – выделяются причастный и деепричастный обороты

  4. 1,2,3 – выделяются два причастных оборота


  1. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Роса (1) вдохновляя своим появлением (2) бывает такой обильной, что даже блестит ночью (3) отражая свет звезд (4) и предсказывая тем самым жаркий день назавтра.

  1. 1,2,3,4

  2. 2,3,4

  3. 1,2,3

  4. 2,3,4


Ответы:

1-2

2-2

3-3

4-2

5-3

6-1

7-4

8-3

9-3

10-3

11-2

12-3




IV. Итог урока.

- Итак, вспомним цели урока.

- Реализовали ли мы их?

- Какие задания были для вас легкими, а какие тяжелыми?

V. Домашнее задание: п.30,

1) Упр.328;

2) выписать из текста худ.произведения 5 предложений с обособл. обст






















Притча

Мастер часто говорил своему ученику, что для достижения цели нужно научиться правильно ее формулировать и потом отбрасывать всё, что не является необходимым.

Ученик взял на заметку слова учителя, но никак не мог понять, как отличить, что является, а что не является необходимым, а наставник никогда не объяснял ему этого, ссылаясь на то, что жизнь сама всему научит.

Как-то мастер и ученик гуляли в горах. Неожиданно на их тропе появился разъярённый тигр.

Учитель спокойно сошёл с дороги, и тигр побежал за учеником.

Спасаясь от хищника, ученик бросил свой меч и священные амулеты, разорвал в клочья одежду, продираясь через кусты, но всё-таки сумел спастись, взобравшись на высокое дерево.

Через некоторое время тигр ушёл, но ученик боялся спуститься вниз, пока не заметил, что к дереву приближается наставник.

Учитель пристально посмотрел на расцарапанного и испуганного ученика и сказал:

- Ну вот ты и научился отбрасывать всё, что не является необходимым для достижения цели, и это спасло тебе жизнь!

- Учитель, - возразил ученик, - но ты не потерял ни меча, ни одежды, и даже не попытался убежать, а тигр тебя не тронул. Почему так случилось?

- Я отбросил свой страх. И тигр просто не заметил меня, так как это и было моей целью, - ответил наставник. – Если правильно выбирать цель, все останется при тебе. Отбрасывать для её достижения надо будет совсем ничего, если это вообще потребуется.


Правильно ставить цель и отбрасывать все лишнее. Дзенская притча.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее