Тема: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». 2 урок
Цели: продолжить изучение литературной сказки «Городок в табакерке»; пополнять словарный запас; формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы; обучать делить текст на смысловые части, составлять план; при помощи сказки познакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки; учить передавать содержание прочитанного от имени героя.
Планируемые результаты: предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских писателей, К — ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление интереса к литературной сказке.
Оборудование: выставка книг по теме урока, иллюстрации к сказкам, видеозапись мультипликационного фильма по сказке (по возможности), музыкальные шкатулки.
Ход урока 1
I. Организационный момент
У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Поприветствуйте их кивком головы.
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
Урок литературный, а мы народ культурный.
На уроке не лениться, всем работать, отвечать,
Ну, а мы сегодня будем наши знанья пополнять.
Кто на «5» - в ладоши хлопнем,
На «4» - ногой мы топнем,
Кто на «3» - не унывай,
Чаще руку поднимай.
Повернитесь друг к другу, прикоснитесь друг к другу ладошками. Подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится. Поддержите друг друга перед нашей сегодняшней предстоящей работой. Улыбнитесь друг другу.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минуткой своей дорожи!
Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.
II. Подготовка речевого аппарата.
1.упражнение «Чистим зубы»
2.упражнение «Лошадки»(цоканье)
3. Речевая разминка
Прочитайте жужжащим чтением. Прочитайте (медленно, с грустью, с радостной интонацией, с ускорением, — с замедлением, скороговоркой).
Гусли - самогуды:
сами заводятся,
сами играют,
сами пляшут,
сами песни поют.
- Как вы понимаете, что такое «гусли-самогуды»? (гусли -старинный музыкальный инструмент)
- Как образовалось слово «самогуды»? (сами заводятся, сами играют, сами песни поют)
III. Сообщение темы и постановка целей урока
Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла на урок (учитель показывает шкатулку). Как называется этот предмет?
- Для чего он предназначен? В них раньше хранили табак, поэтому подумайте, как их называли? (табакерками). Табакерки были символом богатства и знатности своего хозяина.
- А музыкальные табакерки были в особом почете. Хозяин такой табакерки, прежде чем открыть крышечку, некоторое время держал табакерку в руках, чтобы окружающие его люди могли полюбоваться прелестными миниатюрами, изображенными на стенках шкатулки и крохотной поющей птичкой, выпархивающей из недр табакерки.
А сейчас давайте поиграем. Я называю фразу вы догадываетесь о чем я сказала и записываете в тетрадь только первую букву.
О – как называется прием в литературе, когда неживые предметы наделяются человеческими качествами? (олицетворение)
Д – как звали девочку , рост которой был 2, 5 см (Дюймовочка)
О – кто автор толкового словаря, которым мы пользуемся на уроках? (Ожегов)
Е – кто автор ст-я «Поёт зима, аукает…» ( Есенин С.)
В – в каком городе родился Иван Алексеевич Бунин? (Воронеж)
С –раздел,с которым мы познакомились называется литературные...(сказки)
К – как называлось одно из стихотворений Ф. И. Тютчева, которое мы изучали в поэтической тетради? (Как неожиданно и ярко)
И – как звали Никитина? (Иван Саввич)
Й- медицинское средство
Делаем вывод: какова тема нашего урока? (Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке»)
А чтобы нам было легче поставить перед собой цель, посмотрим отрывок из мультфильма «Шкатулка с секретом» (просмотр мультфильма)
- Какую цель мы поставим для себя на урок?
IV. Работа по теме урока
Беседа с выборочным чтением.
Я вам показала вот такую шкатулку.
- Прочитайте в учебнике описание табакерки. Как она выглядит?
Знакомство с устройством табакерки. Работа в группах.
- Давайте мы с вами в группах составим порядок работы шкатулки. У вас на партах лежат карточки
Группы получают карточки с текстом. Задание:
1)Прочитать содержание и определить, кто это сказал.
1-я группа
- Динь-динь-динь, - я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень
хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать
нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
-Чьи это слова? (Колокольчика)
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка:колокольчики.
2-я группа
Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и
стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
- А это кто сказал?
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка:молоточки.
3-я группа
А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки
стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване
лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…
- Кто это сказал? (Валик-надзиратель)
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка:валик.
4-я группа
Зиц-зиц-зиц, - глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь,
ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы
валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не
стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы
колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц.
- А это кто сказал? ( Пружинка.)
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка:пружинка.
- Проверяем на доске. (пружинка – валик – молоточки – колокольчики)
- Вы запомнили механизм работы? (да)
- Как же он работает?
1). Кто сможет своими словами рассказать об её устройстве?
(пружинка - валик толкает, валик цепляется за молоточки, молоточки стучат – колокольчики звенят и от того появляется музыка)
2) Послушайте, как наука механика описывает устройство табакерки.
-Ученик читает отрывок из книги (со слов «Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся;кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели;кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!)
Сравнение отрывков.Это научный стиль.- Это разговорный стиль.- Это художественный стиль.
Вывод: описывать какое-либо устройство можно по-разному.
- Скажите, а кто главный в механизме? (пружинка)
-Что будет если сломать пружинку? (не будет работать весь механизм)
-Посмотрите самый конец сказки.
Какую науку советовал учить папенька, чтобы ещё лучше понять, отчего музыка в табакерке играет? (механика)
Помогла ли сказка узнать нам устройство музыкальной табакерки?
- А теперь давайте послушаем пьесу Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка». Постарайтесь услышать и колокольчики, и валик, и молоточки.
- Можно ли сказать, что происходящее в сказке это только выдумка, фантазия автора? Или что-то могло происходить в реальной жизни? (Фантастическое – Миша попадает внутрь табакерки и знакомится с жителями городка Динь-Динь. Реальное – папа принес музыкальную шкатулку, Миша слушал музыку, уснул и увидел городок во сне)
V. Физкультминутка
- Предлагаю наглядно представить, как же создается движение механизма шкатулки.
Пружинкою сожмитесь и резко разожмитесь, (приседания)
Раз-два, раз-два сжимаемся туда-сюда. (приседания)
Валиком свободно спинку покрути. (повороты корпуса вправо-влево)
Теперь, как молоточком, головку наклони (наклоны головы вперед, в стороны)
И звонким колокольчиком, всем нам позвени. (движения кистями рук)
VI. Продолжение работы по теме урока
- А теперь проверим на сколько хорошо вы знаете произведение.
— С чего начинается сказка? Прочитайте.
— Подберите синонимы к слову «папенька». (Отец, папа (разг.); папаня, батя, батька, тятя, тятька, тятенька, батюшка, родитель, папаша.)
— Почему же автор употребляет именно слово «папенька»? (Так раньше называли отца.)
Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.
— Какую историю вспомнил Миша? Когда она с ним произошла? (Третьего дня — три дня назад.)
Ребята, из каких источников мы узнаём значение слов? (Из учебника, толкового словаря, интернета, спрашиваем у взрослых.)
Работа в парах. (находят информацию о данных словах на выбор пользуясь учебником, или толковым словарем, или интернетом...)
Бюро – стол с ящиками для хранения бумаг.
Горка - специальная мебель в виде пирамиды для дорогой посуды
Ставни – деревянный затвор, «ворота» на окошках в деревянных домах.
Флюгер - представляет собой металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра.
Шатёр - покрытие в виде высокой многогранной пирамиды
Бахрома - украшение к занавесям, тесьма с висящими с одной стороны нитями.
Тиснёная бумага – бумага, с выдавленным рисунком.
1 группа «Рекламисты» (Создать рекламу для сказки .)
2 группа «Словесники» (Составить характеристику главному герою )
3 группа «Доказчики» (Доказать, что это сказка. Ответить чему она учит.)
Разгадай слова из текста, найди среди них лишнее.
т б к р к (табакерка) с т е т (тест)
п р ж н к (пружинка) м х е а н к и а (механика)
м л ч к (мальчик) л ь н а д р а з и т (надзиратель)
Лишнее слово ТЕСТ.
Тестовая работа по произведению (в тетрадях)
1.Папенька поставил на стол:
а) шкатулку б) коробку в) табакерку
2. Главного героя звали:
а) Володя б) Миша в) Алёша
3.Как назывался город, в который попал мальчик?
а) Тук – Тук б) Динь – Динь в) Дзынь - Дзынь
4. Мальчик-колокольчик всё время говорил:
а) поговорку б) присказку в) пословицу
5. «Миша в свою очередь закусил…»
а) губу б) язычок в) щеку
6. Какая наука поможет разобраться в устройстве табакерки?
а)химия б)литература в)механика
- Теперь давайте проведем взаимопроверку. Поменяйтесь с соседом листочками, если правильно ставим «+», если неправильно – ставим «-».
Взаимопроверка.
1. А 2. Б 3. В 4. А 5. А
Критерии оценивая: 5 правильных ответов – оценка 5;
4 правильных ответа – оценка 4;
3 правильных ответа – оценка 3;
2 и меньше правильных ответов – оценка 2.
VII. Подведение итогов урока
- Чем же закончилась эта история? (Табакерка сломалась, Миша испугался и проснулся.)
- Чему научился мальчик во время своего сказочного посещения городка Динь – Динь?
1. Издали все кажется меньше. Со стороны всё кажется незначительным;
2. У колокольчика побольше – голос низкий, а поменьше – голос высокий. Мы все разные;
3. Без учебников и учебы жить неинтересно;
4. Нельзя ломать поделки. Береги чужой труд.
- Полезен ли вам был урок сегодня? Чем?
- Могут ли открытия Миши пригодится вам в жизни?
VIII. Рефлексия
- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Меня удивило…
Повернитесь друг к другу, прикоснитесь друг к другу ладошками. Поблагодарите друга за помощь
Домашнее задание
Попробуй сочинить свою сказку о путешествии в любой механизм.
(в заводную игрушку или более сложные вещи часы, компьютер, швейная машинка..)
- подготовить пересказ от имени Миши кратко.
https://mults.info/mults/?id=922