Попова Екатерина Ивановна- учитель начальных классов
Место работы: 678388 Республика Саха (Якутия) Намский улус с.Аппаны МБОУ «Хатын-Арынская СОШ»
Урок чтения в 3 классе
Изучаемое произведение на уроке: «Как я решал задачу» (отрывок из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»).
Цель: 1. Формирование навыков осознанного, беглого, выразительного чтения.
2. Создание условий для размышления над поступками героев, оценить их. Определить авторскую позицию.
3. Воспитание потребности в чтении, введение детей в мир нравственных ценностей.
Оборудование: портрет Н. Носова, выставка книг, аудиозапись рассказа «Как я решал задачу», карточки со словами, проектор.
Ход урока
1.Создание ситуации успеха.
- У вас было задание – прочитать и принести книги Н. Носова. Книги принесли, теперь проверим качество чтения. Вот вопросы викторины по произведениям Носова.
Показ слайдов | ответы |
1слайд. (появляется картина и текст) Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. | «Живая шляпа» |
2 слайд. Уходи из дому, ты мне не сын. | «Огурцы» |
3 слайд. А я один раз купался в море, говорит Мишка – на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову и отпустила. | «Фантазеры» |
4 слайд. Кому работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки сделал. | «На горке» |
5 слайд. Кого испугались затейники? | выдуманного волка |
6 слайд. Какое число не мог вспомнить Петя в рассказе «Ступенька» | шесть |
7 слайд. Что ел Костя в кино вместо пряников? | замазку |
8 слайд. Какие книги знаете о Незнайке? | «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе» |
- Что вы можете сказать о главных героях рассказов Н. Носова?
(Главные герои–мальчики. Они фантазеры, постоянно что-то выдумывают, экспериментируют).
- Сегодня мы познакомимся еще с одним героем Николая Носова.
2.Слушание аудиозаписи текста. Дети следят по тексту.
- Вам рассказ понравился?
- Особенно, какое место запомнилось?
- О чем говорится в задаче? Давайте посмотрим, лексическое значение этого слова. (Орех – это плод некоторых деревьев и кустарников).
- Какой орех они собирали?
_ А у нас в каком улусе растет ореховое дерево?
- В Южной Якутии, Вилюйске, растут ореховые стланики. Орех очень полезен для здоровья, является источником получения кедрового масла.
- Как бы решили эту задачу?
3.Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, почему автор так подробно описывает, как мальчик решал задачу? Может это лишнее? Для того, чтобы ответить на этот вопрос давайте еще раз прочитаем текст.
4.Анализ текста. (чтение текста по частям)
-Что мы узнали из диалога Кости и Вити? (На доске вывешиваю карточку - отстающий).
-Что решили ребята? (решили помочь, класс дружный)
-Как на это реагировал Витя? (сразу взялся за дело)
-Это о чем говорит? (решительный, вывешиваю карточку - решительный)
-Что можно сказать о Вите? (карточка со словом – послушный)
-Как его характеризует, отношение к сестре? карточка со словом – добрый)
-Мы узнали, что в главном герое сочетаются такие разные качества? В учебе он пока отстающий, но решительный, послушный, добрый и веселый. Как вы думаете, что обозначают эти слова? (признак предмета).
-А теперь прочитайте про себя, найдите слова, обозначающие действия мальчика, когда он решал задачу?
(Дети работают в группе и находят такие слова: нарисовал, догадался, стал рвать, пририсовал, думал, подпрыгнул, сам додумался. И на доске вывешиваю карточки с этими словами).
-Что вы можете сказать о мальчике? (упорный. И вывешиваю карточку со словом целеустремленный).
-В результате этих действий мальчик превратился из отстающего в способного ученика.(Направляю стрелку от слова отстающий к слову способный).
-Вот такой процесс превращения из одного человека в другого называется развитием. И каждый человек должен сам себя развивать.
-Вы уверены в том, что Витя больше не будет отстающим?
-А теперь вы можете ответить на вопрос, почему автор так подробно описывает, что мальчик решал задачу? (чтобы показать, только в труде упорного труда можно добиться результата. Для того, чтобы стать способным учеником, надо много работать).
-Какие слова самые главные в тексте?
5. Чтение по ролям.
-Найдите реплики, определите с каким настроением надо читать ту или иную реплику.
6.Оценка и контроль.
-О чем заставил вас задуматься этот рассказ? Как работали на уроке?