«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока чтения. 4 класс. И. Крылов "Стрекоза и муравей"

Конспект урока чтения в 4 классе коррекционной школы.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

у р о к ч т е н и я 4 класс













И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»

























Учитель начальных классов Симанова О.В.



Урок чтения 4 класс

БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА и МУРАВЕЙ»

Цели и задачи урока: Познакомить с жизнью и творчеством И. А. Крылова, с его басней «Стрекоза и Муравей».
Формировать умение работать с текстом (анализ сюжета, определение глав-ной мысли произведения –мораль, умение делать выводы), знать особенности жанра басни.
Обогащать читательский опыт учащихся, отрабатывать навык выразитель-ного чтения, умение читать по ролям. Развивать память, логическое мышле-ние, словарный запас, творческие способности, читательскую зоркость и речь детей. 
Воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.

Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока, пословицы и поговорки, аудиозапись басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей», костюмы Стрекозы и Муравья, учебник.

  Ход урока:

1.Орг. момент

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать рассуждать,

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

2.Артикуляционная гимнастика

Свои губки прямо к ушкам                                    А теперь я дудочка,

Растяну я, как лягушка,                                          Дудочка – побудочка.


А теперь слоненок я,                                               Сладки губки облизал,            

Хоботок есть у меня.                                              Чисты зубки, показал.  



Как лакает молоко Отплывает пароход
Наш котенок языком? Набирает он свой ход.
С нижней губки языком Он в гудок гудит, гудит
Слижем тоже молоко «Путь счастливый говорит»

По двору индюк ходил Словно белки мы без спешки,

Хвост, как веер, распустил. Ловко щелкаем орешки.

Вот какой красивый я,

Полюбуйтесь на меня

3. Сообщение темы урока

Сегодня будем читать новое произведение, а как оно называется, вы узнаете, если отгадаете загадки.


На ромашку у ворот                                                Тащит он соломинку

Опустился вертолет –                                              К маленькому домику.

Золотистые глаза.                                                    Всех букашек он сильней

Кто же это? (Стрекоза)                                            Наш трудяга (Муравей)

4. Изучение нового материала

а) Вступительная беседа

Сегодня будем читать басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

- Что же такое басня?

Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.

(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки . В басне обязательно есть мораль. В начале или в конце басни).

Мораль – поучительный вывод.

Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 году в Москве, в семье армейского капитана. Он рано потерял отца. Мать еле сводила концы с концами, и потому Ваня не учился в школе. Сначала его учителем была мать. А потом Ваня самостоятельно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. Ещё подростком Ваня был вынужден поступить на работу. Несмотря на все трудности Иван Андреевич стал образованным человеком. Крылов был очень трудолюбив. Он мог стать актёром, художником. Он прекрасно рисовал. Очень рано выучился играть на скрипке. У него были большие способности к математике. Но он решил стать писателем. За 30 лет работы он написал более 200 басен. Они переведены более чем на 50 языков.

б) Знакомство с басней И.А. Крылова « Стрекоза и муравей» (чтение басни учителем)

в) Самостоятельное чтение басни

Прочитайте басню, подчеркните карандашом непонятные слова.

г) Повторное чтение басни. Словарная работа.

Зима катит в глаза — неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал)

В мягких муравах у нас - в мягкой траве у нас (молодая трава)

лето красное — тёплое, красивое, солнечное

оглянуться не успела — очень быстро

до вешних дней — до весны

голову вскружило — обо всём забыла

помертвело чисто поле - опустело

злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена

нужда — недостаток в необходимом


д) Работа по содержанию басни


-Как жилось Стрекозе летом?

- Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?

- К кому пошла Стрекоза за помощью?

- С какой просьбой обратилась она к Муравью?

- Что ей сказал Муравей?

- Как вы относитесь к Стрекозе, Муравью?

Во всем ли прав муравей, отказал в помощи Стрекозе?

Как вы бы поступили на месте Муравья? Почему?

- Мы знаем, басни писались не ради стрекоз и муравьев.

Объясните, какие недостатки людей высмеиваются, выставляются напоказ Крыловым в этой басне? (Он осуждает беспечность, черствость и эгоизм, показывает необходимость думать о завтрашнем дне).


е) Определите черты характера главных героев.

Стрекоза Муравей

(Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, усердие, лень, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, весёлость, трудолюбие.)

Физминутка «Воздушные шары»

5.Закрепление нового материала

а) Работа над выразительным чтением

  • Прослушивание аудиозаписи.

  • Чтение по ролям.

  • Выразительное чтение басни учащимися.


б) Групповая работа. Работа с пословицами.

- Я подготовила вам пословицы, но видимо что-то перепутала. Вот такая путаница у меня получилась. Помогите мне разобраться, найдите нужную половину пословицы.

-Какие из пословиц можно отнести к Стрекозе? А какие пословицы можно отнести к Муравью? Объясните их значение.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Делу — время, а потехе — час.

Сделал дело — гуляй смело.

Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову.

Летом пролежишь — зимой с сумой побежишь.

Гуляй, гуляй — зато потом не пеняй.

Кто веселится весной, проплачет зимой.

Пчёлка маленькая, да и та работает.

в) Выставка книг.

Посмотрите, какие книги И. А. Крылова есть в нашей библиотеке. Кто заинтересовался творчеством И. А. Крылова, может взять эти книги в школьной библиотеке и прочитать их.

6. Итог урока

7. Рефлексия

«Дерево творчества»

По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён уроком.

Снова прозвенел звонок,

Вот и кончился урок.

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее