Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кобяконская средняя общеобразовательная школа МО «Намский улус» РС(Я)»
Рассмотрено:
Рук. МО естественного цикла
Бочкарева-Жиркова Л.Е. | Согласовано: Зырянова В.А. ЗД по УМР | Утверждаю: Иннокентьев С.И. Директор Протокол пед.совета № 1 от 29.08.2016 Приказ № 0108\181-26
|
Рабочая программа
по географии
класс: 5
Учитель: Лукинова Мария Иннокентьевна
Количество часов: в неделю 1 час.
Учебник : И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин « География. Начальный курс» 2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего
образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования. География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
1 четверть составляет 9 недель, каникулы с 31октября по 6 ноября, соответственно в первой четверти учебная нагрузка составило 9 часов;
2 четверть составляет 7 недель, каникулы с 28 декабря по 9 января, соответственно во второй четверти учебная нагрузка составило 7 часов;
3 четверть составляет 10 недель, каникулы с 25 марта по 2 апреля, соответственно в третьей четверти учебная нагрузка составило 10 часов;
4 четверть составляет 8 недель, учебная нагрузка составило 8 часов;
Годовая нагрузка по календарному плану составило 34 часов
Цели и задачи программы:
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучения предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно – научного содержания. Большое внимание уделяется практической работе, минимум которых определен в каждом разделе программы.
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются следующие умения:
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и
этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность
их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии
посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной
деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе
географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию,написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества
и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций,
принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к
условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Содержание программы
Что изучает география
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических
исследований. Географическое
описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия
Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие
Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение
Сибири.
Практические работы № 1, 2.
Земля во Вселенной
Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления
древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю
Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении
Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и
Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля - планета
жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый
космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.
Ориентирование по местным
признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
Природа Земли
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,
И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.
Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве
беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на
природу. Как сберечь природу?
Учебно-тематический план
№ п/п
| Наименование разделов и тем | Часы по планированию (рабочей программе) | В том числе на:
| |
лабораторно- практические работы
| Проверочные (контрольные) работы
| |||
1 | Раздел 1. Что изучает география | 5 | - | 1 |
2 | Раздел 2. Как люди открывали Землю | 5 | 1 | 1 |
3 | Раздел 3. Земля во Вселенной | 9 | - | - |
4 | Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли | 4 | 1 | 1 |
5 | Раздел 5. Природа Земли | 10 | 2 | 1 |
| Итого: | 34 | 4 | 4 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кобяконская средняя общеобразовательная школа МО «Намский улус» РС(Я)»
Согласовано
Заместитель директора по УМР
______________Зырянова В.А.
Календарно-тематическое
планирование
по географии
класс: 5
Учитель: Лукинова Мария Иннокентьевна
Количество часов: в неделю 1 час.
Учебник: И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин « География. Начальный курс» 2016г.
Планирование составлено на основе рабочей программы, утвержденной приказом № 0108\181-26 от 29.08.2016.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
География. Начальный курс. 5 класс 1 ч. в неделю
№
| Даты проведения
| Раздел, тема, содержание | Кол часов | Оборудование урока | Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Примечание | ||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные: познавательные УУД коммуникативныеУУД регулятивные УУД | Личностные результаты | |||||||||||||||||||||
план | факт |
|
| ||||||||||||||||||||
1 | 3.09 |
| Раздел 1. Что изучает география (5 ч.) Мир, в котором мы живём. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле | 1 | ПК, проектор, презентация, | Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать Уникальность планеты Земля | К: продолжить обучение в эвристической беседе. Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель. П: уметь объяснять особенности планеты Земля. | Развитие личностной рефлексии, толерантности | Стр 10 №1-4
|
| |||||||||||||
2 | 10.09 |
| Науки о природе Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология | 1 | ПК, проектор, презентация, | Научиться объяснять значение понятий тело и вещество | К: уметь отображать информацию в графической форме. Р: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. П: уметь выделять сходств естественных наук. | Формирование мотивации в изучении наук о природе | Стр 17 подумайте 1,2 |
| |||||||||||||
3 | 17.09 |
| География–наука о Земле Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии | 1 | ПК, проектор, презентация, | Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию | К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Р: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. П: уметь выявлять различия двух частей географии. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | Стр21 подумайте№1-3 |
| |||||||||||||
4 | 24.09 |
| Методы географических исследований Метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, Генри Стенли | 1 | ПК, проектор, презентация, | Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы. | К: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Р: применять методы информационного поиска. П: показывать ценность географической информации для человечества | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Сделать географическое описание природы своего населенного пункта. |
| |||||||||||||
5 | 1.10 |
| Обобщение знаний подраздел« Что изучает география» Проверочная работа Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география» | 1 | ПК, проектор, презентация, | Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как о компоненте научной картины мира. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли. | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Тест «Что изучает география» |
| |||||||||||||
6 | 8.10 |
| Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч.). Географические открытия древности и Средневековья. Важнейшие открытия древности и Средневековья Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия
| 1 | Карты с маршрутами путешественников, ПК, проектор, презентация, | Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло. | К: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения. Р: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника). П: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества. | Формирование целостного мировоззрения. | Стр 29 №1-2 |
| |||||||||||||
7 | 15.10 |
| Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1. Важнейшие географические открытия.(Работа с контурной картой, учебником, диском) Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова. | 1 | Карты с маршрутами путешественников, ПК, проектор, презентация, | Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий. | К: добывать недостающую информацию в электронном приложении. Р: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения. П: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Стр34 №1-5 |
| |||||||||||||
8 | 22.10 |
| Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
| 1 | Карты с маршрутами путешественников, ПК, проектор, презентация, | Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках. | К: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Стр45 №1-3 |
| |||||||||||||
9 | 29.10 |
| Контрольная работа «Как люди открывали Землю.
| 1 | Карты с маршрутами путешественников, ПК, проектор, презентация, | Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Р: применять методы информационного поиска. П: уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса. Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Тест «великие путешественники» |
| |||||||||||||
2 Четверть | |||||||||||||||||||||||
10 | 12.11 |
| Открытия русских путешественников.
Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
| 1 | Карты с маршрутами путешественников, ПК, проектор, презентация, | Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках. | К: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Р: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. П: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Тест «Открытия русских путешественников» |
| |||||||||||||
11 | 19.11 |
| Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч.) Как древние люди представляли себе Вселенную. Планета, шар, Пифагор, Аристотель | 1 | Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация, | Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. П: объяснять представления древних людей о Вселенной. | Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. | Стьр45№ 1-3 |
| |||||||||||||
12 | 26.11 |
| Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о Вселенной | 1 | Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация, | Научиться читать и понимать текст. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной. | Формирование навыков организации своей деятельности в группе. | Стр51№1-5 |
| |||||||||||||
13 | 3.12 |
| Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс | 1 | Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация, | Научиться составлять характеристику планет по плану. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять главное отличие Земли от других планет. | Формирование познавательного интереса к предмету изучения. | Стр 56 № 1-7 |
| |||||||||||||
14 | 10.12 |
| Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон | 1 | Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация, | Научиться выделять признаки планет. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | Стр 64 № 1-4 |
| |||||||||||||
15 | 17.12 |
| Мир звёзд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия | 1 | Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация, | Научиться находить на звёздном небе созвездия. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Стр 69 № 1-4 |
| |||||||||||||
16 | 24.12 |
| Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Проверочная работа Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | 1 | Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация, | Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты», | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять особенности различных небесных тел. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | . Тест «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты» |
| |||||||||||||
3 Четверть | |||||||||||||||||||||||
17 | 14.01 |
| Уникальная планета – Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы | 1 | Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация, | Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле. | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе. | Стр 72 вопросы 1-5 |
| |||||||||||||
18 | 21.01 |
| Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин | 1 | Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация, | Научиться составлять презентацию о космонавтах. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: изучить важнейшие события в освоении космоса. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Стр 76 вопросы 1-4 |
| |||||||||||||
19 | 28.01 |
| Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч.) Стороны горизонта Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование | 1 | Компас, плакаты по ориентированию | Научиться определять стороны горизонта. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: находить основные и промежуточные стороны горизонта. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §16, прочитать
|
| |||||||||||||
20 | 4.02 |
| Ориентирование Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас |
| Компас, плакаты по ориентированию | Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. П: формулировать алгоритм работы с компасом. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | §17, прочитать
|
| |||||||||||||
21 | 11.02 |
| План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
| 1 | План карты; топографическая, физическая | Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | §18, прочитать |
| |||||||||||||
22 | 18.02 |
| Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Практическая работа № 2. Ориентирование по плану и карте | 1 | ПК, проектор | Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съёмки местности. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. П: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | Нарисовать план школы |
| |||||||||||||
23 | 25.02 |
| Раздел 5. Природа Земли (11 ч.) Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет | 1 | ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику | Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §19, прочитать |
| |||||||||||||
24 | 4.03 |
| Внутреннее строение Земли Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры | 1 | ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику, плакат внутренне строение Земли | Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек. | Формирование устойчивой мотивации к исследова- тельской деятельности, конструированию. | §20, прочитать |
| |||||||||||||
25 | 11.03 |
| Землетрясения и вулканы. Практическая работа №3.Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов.
Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор | 1 | Физические карты полушарий и России, ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику | Научиться обозначать объекты на контурной карте. | К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | §21, прочитать |
| |||||||||||||
26 | 18.03 |
| Контрольная работа «Виды изображений поверхности Земли» | 1 | ПК, проектор, презентация, | Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Тест «Земля во Вселенной»
|
| |||||||||||||
4 Четверть | |||||||||||||||||||||||
27 | 8.04 |
| Путешествие по материкам. Практическая работа №4.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова | 1 | Физические карты полушарий | Научиться различать материки по контурам и особенностям природы. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь характеризовать природу шести материков Земли. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | §22, прочитать |
| |||||||||||||
28 | 15.04 |
| Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере | 1 | ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику | Научиться подписывать реки на контурной карте. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §23, прочитать |
| |||||||||||||
29 | 22.04 |
| Воздушная одежда Земли.
Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера | 1 | ПК, проектор. Презентации и видеофильмы | Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли». | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды». | Формирование устойчивой мотивации к исследова-тельской деятельности. | §24, прочитать |
| |||||||||||||
30 | 29.04 |
| Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле | 11 | ПК, проектор. Презентации и видеофильмы | Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §25, прочитать
|
| |||||||||||||
31 | 6.05 |
| Почва – особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы | 1 | ПК, проектор. Презентации и видеофильмы | Научиться определять тип почв по натуральным образцам. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П:уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §26, прочитать
|
| |||||||||||||
32 | 13.05 |
| Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? | 1 | ПК, проектор. Презентации и видеофильмы | Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | §27 прочитать |
| |||||||||||||
33 | 20.05 |
| Контрольная работа «Природа Земли». Обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами | 1 | ПК, проектор. Презентации и видеофильмы | Научиться самодиагностике. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры. Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности. | Индивидуаль-ные задания. |
| |||||||||||||
34 | 27.05 |
| Резервный урок | 1 |
|
|
|
|
|
|