«Зимний фестиваль знаний 2025»

Какие бывают животные?

Урок окружающего мира по программе "Школа России"

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Окружающий мир.



Тема: Какие бывают животные.



Цели: расширить представления учащихся о животных.

Задачи:

  • обобщить знания детей о группах животных: насекомые, рыбы, птицы, звери;

  • закрепить знания детей о признаках животных разных групп;

  • познакомить с группами: земноводные и пресмыкающиеся, с основными отличиями животных этих групп;

  • развивать умение самостоятельно работать с учебником, находить основные сведения;

  • воспитывать интерес к жизни животных, бережное отношение к природе.



Планируемые результаты (предметные): научатся классифицировать животных по отличительным признакам, извлекать нужную информацию из учебника и других источников, систематизировать её (смысловое чтение); работать в паре, в группе; работать с таблицами

учащиеся осознают необходимость бережного отношения к животным; научатся приводить примеры животных разных групп;

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; уметь оценивать результат своей работы на уроке.

Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Личностные: проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь для 2 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, карточки для индивидуальной работы.



















Технологическая карта урока.



Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Мотивирование к учебной деятельности (включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне)

1. Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь, цветные карандаши, карточки).

-Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Молодцы! Чтобы наш урок получился, я предлагаю всем раскрыть ладошки и сказать нашу волшебную фразу «Я хочу много знать!»

2. На доске анаграммы ГУШКАЛЯ КОЛСО РАСЬКА

ЗАКОСТРЕ САЛИ ЧЕПАРЕХА

- Расшифруйте слова. (лягушка, сокол, карась, стрекоза, лиса, черепаха). Что общего у всех этих слов


- Назовите тему нашего урока (животные)


- Какая цель будет перед нами?


3.Предлагаю вам ответить на вопросы.

«Верите ли вы?»

На каждой парте лежит листочек, на котором в табличке записаны номера с 1 по 7. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Если вам необходимо, то вы можете обсудить с соседом ответы и поставить знак «+», если вы верите, или «-», если не верите. 

Вопросы:

1…животных можно условно разделить на 4 группы.

2…насекомые - это животные, у которых 6 ног.

3…у рыб тело покрыто чешуёй.

4…птицы – это животные, покрытые перьями..

5… звери выкармливают своих детёнышей молоком.

6… у зверей тело покрыто шерстью.

7…существуют животные, которым хорошо как в воде, так и на суше.

8. …. существуют животные, которые обходятся без ног.

- Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала.





  1. дети выполняют упражнение,




составляют слова,



называют тему урока. (животные)



научиться распределять животных по их признакам




Отвечают на вопросы, заполняя таблицу

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика)

  1. В прошлом году мы познакомились с несколькими группами животных. Перечислите их. (насекомые, рыбы, птицы, звери)


  1. Приведите примеры к каждой группе животных. (т.к. дальше заполнение таблицы)

  2. Возьмите лист - на нем ваше задание «Что лишнее?» (на листах написаны группы животных, выбрать лишнее животное, объяснить почему сделали такой выбор. )
    1. окунь, ерш, кузнечик, карась, змея;
    2. муха, божья коровка, медведь, жук, крокодил;
    3. тигр, лиса, гусь, волк, лягушка;
    4. ласточка, клест, щука, синица, жаба. 

  3. -Какие названия по вашему мнению лишние? Почему?











Приводят примеры животных к каждой группе.



Выбирают лишнее слово, объясняют свой выбор (работа в парах).




Отвечают на поставленные вопросы.

  1. Постановка учебной задачи. (обсуждение затруднения)


1. - Каких животных вы не смогли отнести к известным вам группам? Прикрепить две стрелки.

- Что вызвало у вас затруднение?

- Почему?

2. Как можно узнать?


Есть ещё группы животных, которые мы не знаем.



Прочитав в учебнике, спросить у взрослых, посмотреть в Интернете.


  1. Открытие нового знания (построения проекта выхода из затруднения, заполнение таблицы.)

  1. Я предлагаю вам поработать с учебником. С.61 и заполнить таблицу на рабочем листе


Земноводные

пресмыкающиеся

Количество

ног

?

?

Кожные покровы

?

?

Среда обитания



Примеры животных

Лягушка, жаба

Змея, ящерица, черепахи, крокодилы

Давайте проверим, как вы заполнили таблицу.( Проверка по образцу). Сравните свои таблицы с образцом, если все правильно, поставьте +.

  1. Поделитесь новой информацией с одноклассниками. О чем вы узнали?


- Почему их так назвали? Выскажите свое предположение.


- Какие возникли трудности при заполнении таблицы?



  1. - Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам дополнительный материал. Ваша задача прочитать текст, ответить на вопросы к вашему тексту, их нужно записать.





Читают текст.

Задание выполняют группой. ?











О том, что есть еще 2 группы животных – земноводные и пресмыкающиеся


Не знаем, нет информации в учебнике.


Не понятно количество ног у земноводных и пресмыкающихся и кожные покровы


Читают, письменно отвечают на вопросы,




ФИЗМИНУТКА

Мишка.

Топай, мишка, (топаем ногами)

Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши)

Приседай со мной, братишка, (приседаем)

Лапы вверх, вперед и вниз, ( движения руками)

Улыбайся и садись.


5.Первичное закрепление (проговаривание нового знания).

  1. Расскажите, что вы узнали .


2-Данными из ваших текстов можно заполнить таблицу до конца? Заполняем.

3. Давайте вернемся к нашей схеме. Как она изменится? (на доске)

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Скажите, что мы должны добавить к нашей схеме.


Представление информации о земноводных и пресмыкающихся.


Дополняют таблицу.




Земноводные и пресмыкающиеся

6.Закрепление.

Я предлагаю вам поиграть. Я буду читать вам загадки, а вам при ответах необходимо назвать отгадку и группу, к которой относится животное.


1. На дне где тихо и темно

Лежит усатое бревно. (Сом) - рыбы


2. Домовитая хозяйка

Пролетала над лужайкой

Похлопочет над цветком

И поделится медком. (Пчела) – насекомые


3. Хозяин лесной, просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь) - звери


4. Все время стучит, деревья долбит

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел) - птицы


5. По реке плывет бревно

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил

Нос откусит………. (Крокодил) - пресмыкающиеся


6. Зеленые мы, как трава

Наша песенка: «Ква-ква» (Лягушки) - земноводные.


7. Вьётся веревка ,

На конце головка. (Змея) - пресмыкающиеся


8. У реки растёт камыш,

В камыше живёт малыш.

Он с зелёной кожицей,

И с зеленой рожицей. (Лягушонок) – земноводное



7.Включение нового знания в систему знаний и повторений.

1. Беседа

- Какую пользу человеку приносят животные?




- Какой можно сделать из этого вывод?


- Люди каких профессий работают с животными?


  1. Вы хорошо справились со всеми заданиями. А теперь пришло время вернуться к нашим листочкам, с которыми вы работали в начале урока и снова ответить на те же вопросы. Проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. Я снова читаю вопросы. Во второй строке вы ставите нужный знак.

Вопросы:

1…животных можно условно разделить на 4 группы.

2…насекомые - это животные, у которых 6 ног.

3…у рыб тело покрыто чешуёй.

4…птицы – это животные, покрытые перьями..

5… звери выкармливают своих детёнышей молоком.

6… у зверей тело покрыто шерстью.

7…существуют животные, которым хорошо как в воде, так и на суше.

8. …. существуют животные, которые обходятся без ног.

  1. Ваши ответы на некоторые вопросы изменились?

Значит вы получили новые знания.



(дают пищу, одежду, защищают от врагов, поедают вредных насекомых, грызунов, помогают в хозяйстве и т.д)


(животных надо охранять).


Ветеринар, дрессировщик, кинолог



Заполняют таблицу 1.

8.Рефлексия.

  1. О чем говорили на уроке?

  2. На какие группы разделили всех животных?

  3. Что нового вы узнали?

  4. Какое задание вызвало затруднение?

  5. На земле огромное количество животных , растений. Чтобы сохранить это бесценное богатство мы должны очень бережно ко всему относится.

Дарья и Ксения нам прочитают стихи.

1. Птицы, рыбы, звери в души людям смотрят!

Вы нас жалейте люди, не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

А земля без зверей - не земля!


2. Люди- исполины, люди- великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно

И должно быть сердце, сердце человечье.


  1. Вы знаете, что 2017 г. Объявлен годом экологии. Что значит экология? Мы с вами можем принять участие в акции.

  2. Оцените свою работу на уроке на листах №1.(восклицательные знаки разных цветов)

У кого зелёные знаки?

У кого желтые?

У кого красные?

….


Домашнее задание: сообщение о земноводном или пресмыкающемся животном


Рабочий лист №1

Задание 1.


В начале урока я …

В конце урока я …

1



2



3



4



5



6



7





Задание 2.


Земноводные

пресмыкающиеся

Количество

ног



Кожные покровы





Среда обитания





Примеры животных







Рабочий лист №2.

Происхождение земноводных.

- В слове «земноводные» - два корня «зем» и «вод». Эти два корня указывают на то, что животное обитает и на земле, и в во­де. Это удивительные существа! Они могут жить в воде и на суше, могут спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда-то, очень давно, их предки выползли на берег. Из плавников у них развились четыре ноги с перепонками между пальцами, а из воздушного пузыря — легкие. Но совсем воду они не покинули. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животное теряет жабры и начинает дышать легкими, как все наземные животные. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут ик­ру в воде. Но так же уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.

Чем покрыто тело у земноводных?

- Кожа у них тонкая и влажная. Перио­дически ее надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом мес­те, то она может погибнуть. Мы часто видим лягушек и жаб. А это довольно загадочные животные. Зимой они спят голыми подо льдом и снегом. Могут дышать кожей. Даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта! Их выпученные глаза видят все, что находится впереди и сзади, одновременно. Но видят они только то, что шевелится.

Вопросы.

  1. Мы узнали, что эти животные так называются потому, что___________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Чем питаются земноводные? ______________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Назовите представителей земноводных. _______________________________________________________________





Рабочий лист № 2

Пресмыкающиеся или рептилии.

- Черепахи, ящерицы, крокодилы, змеи – это пресмыкающиеся. Называют их так потому, что все они ползают, то есть пресмыкаются. Пресмыкающиеся обитают на суше, в воде и под землей. Еще пресмыкающихся называют рептилиями. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают и не выкармливают своих детенышей. Питаются пресмыкающиеся рыбой, травой, водорослями, мышами, лягушками, насекомыми. Кожа у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь.

Вопросы.

  1. Мы узнали, что эти животные так называются потому, что___________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Чем питаются пресмыкающиеся? ______________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Назовите представителей пресмыкающихся. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





















Кто лишний?

  1. окунь, ерш, кузнечик, карась, змея;
    2. муха, божья коровка, медведь, жук, крокодил;
    3. тигр, лиса, гусь, волк, лягушка;
    4. ласточка, клест, щука, синица, жаба. 





Кто лишний?

  1. окунь, ерш, кузнечик, карась, змея;
    2. муха, божья коровка, медведь, жук, крокодил;
    3. тигр, лиса, гусь, волк, лягушка;
    4. ласточка, клест, щука, синица, жаба. 





Кто лишний?

  1. окунь, ерш, кузнечик, карась, змея;
    2. муха, божья коровка, медведь, жук, крокодил;
    3. тигр, лиса, гусь, волк, лягушка;
    4. ласточка, клест, щука, синица, жаба. 







Кто лишний?

  1. окунь, ерш, кузнечик, карась, змея;
    2. муха, божья коровка, медведь, жук, крокодил;
    3. тигр, лиса, гусь, волк, лягушка;
    4. ласточка, клест, щука, синица, жаба. 







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее