Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают животные"

Открытый урок по окружающему миру для 2 класса. тема урока: "Какие бывают животные".

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока по окружающему миру

Класс: 2 класс

Тема урока: «Какие бывают животные»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель:  обобщить знания о животных и познакомиться с новыми группами животных.

Задачи урока:

- Выявить отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей; научить различать группы животных по их характерным признакам (целенаправленно и последовательно раскрывать доступные экологические зависимости).

-развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы;

-научить классифицировать животных на основании выделения существенных признаков;

- уточнять и расширять представления учащихся о многообразии животных;

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, рабочая тетрадь, карточки для парной работы.


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

-Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

-На уроке мы постараемся открыть новые тайны природы. Пусть этот урок принесет вам хорошее настроение, новые знания, хорошие оценки.

Здравствуйте!



Самоопределение деятельности

- Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на уроке, вам нужно будет расшифровать слова. Я вам сейчас буду показывать карточки, а вам нужно будет переставить буквы, чтобы получились слова. Отвечаем по поднятой руке. (вывешиваю на доску картинки животных)

РАМУВЕЙ – муравей

АКУЩ – щука

РОКАСО – сорока

САЛИ - лиса

ИЖФАР - жираф

БРАЗЕ-зебра

ЛАПЧЕ-пчела

-Как можно назвать одним словом?

-Хорошо. Сегодня на уроке мы будем говорить о животных.

Тема нашего урока: «Какие бывают животные.» (Тему вывешиваю на доску)

СЛАЙД 1





Анаграммы.

РАМУВЕЙ – муравей

АКУЩ – щука

РОКАСО – сорока

САЛИ - лиса

РАСЬКА - карась

БРАЗЕ-зебра

ЛАПЧЕ-пчела

БЕЙРОВО – воробей

-Животные



-тему урока «Какие бывают животные».


Открытие новых знаний

- Вспомним на какие группы можем разделить животных на наших картинках?

Птицы: воробей, сорока.

Насекомые; пчела, муравей.

Рыбы: щука, карась.

Животные: лиса, зебра.

-По каким признакам вы узнали?



группы

Тело (нет)

Кол-во

конечностей

Рыбы



Птицы



Звери



Насекомые




-По каким признакам вы узнали?

Насекомых (6 ног, лап) У рыб (чешую)

У птиц (перья,2 конечности) У зверей (шерсть,4 конечности)

- Правильно. По-другому ещё можно сказать, конечности.

СЛАЙД 2

группы

Тело

Кол-во

конечностей

Рыбы

Чешуя

-----

Птицы

перья

2

Насекомые

-----

6

Звери

Шерсть

4


-Где мы можем найти информацию, чтобы проверить себя? (учебник)

-Верно. Проверим с вами по учебнику на стр. 60 (внизу текст) (читает 1 ребёнок)

-Помимо того, что мы с вами вспомнили. Вы узнали что-то нового? Есть ли новая информация?

(звери выкармливают детёнышей молоком - млекопитающие)

Работа в паре.

СЛАЙД 3

- Сейчас вам предстоит поработать в парах. У вас на столах лежат конверты. В этих конвертах подготовлены рисунки животных. Прежде чем начнём работать, давайте вспомним, как работать в паре.


Ваша задача: вам нужно рассмотреть картинки с изображением животных в каждом ряду, найти лишнее и обвести данное животное в кружок. Оставшихся животных объединить в группу, дать им название и сказать, по какому признаку вы их объединили.

- Приступаем к работе. На это вам 2-3 минуты.

-Назовите мне пожалуйста, какое животное у вас лишнее в 1 ряду? Какую группу животных образуют оставшиеся животные? По каким признакам вы их объединили? (так же с 2,3,4 рядом опираясь на таблицу)

-Молодцы, вы все хорошо справились с заданием. Открываем с вами рабочую тетрадь на стр. 43 №4.

Вам нужно привести примеры животных к каждой группе. Скажите, пожалуйста, где мы с вами можем взять информацию?


Если испытываете трудность, то в где можно взять информацию? (На карточках.)

-Хорошо. Кто не испытывает трудность, то нужно будем придумать самому. А кому трудно придумать, будет переписать животных с карточки в рабочую тетрадь №4. Даю вам на это 4 минуты. После этого мы с вами проверим.

- Проверить. Молодцы! С этим заданием вы справились.


На доску вывешиваю таблички:

Группы

Рыбы

Птицы

Звери

Насекомые









Насекомых (6 ног, лап) У рыб (чешую)

У птиц (перья,2 конечности) У зверей (шерсть,4 конечности)











-учебник




(звери выкармливают детёнышей молоком)







-Взаимодействовать друг с другом.



1 ряд: окунь, щука, ящерица, карась.

2 ряд: кузнечик, бабочка, черепаха, жук.

3 ряд: медведь, лиса, лягушка, заяц.

4 ряд: воробей, голубь, змея, дятел.


1 ряд: «Рыбы» (тело покрыто чешуёй)

2 ряд: «Насекомые» (6 конечностей)

3 ряд: «Звери» (тело покрыто шерстью, 4 конечности)

4 ряд: «Птицы» (тело покрыто перьями, 2 конечности)


- В учебнике, интернете, атласе-определители «От земли до неба»



-на карточках

Физкультминутка

Птица - машем руками - летим.
Зверь - маршируем - идём на месте.
Насекомые - хлопаем в ладоши.
Рыбы – плывём - разводим руками.

(Показ картинки на слайде — то и выполняют дети)

Лиса, муравей, окунь, дятел, корова, комар, ворона, щука.

Продолжение открытие новых знаний

- Ну, вот мы отдохнули, продолжаем работать дальше.

- На данных карточках у вас остались животные, которые вы обвели. Назовите этих животных.

(Ящерица, черепаха, лягушка, змея)


- Как вы думаете можно их объединить в одну группу?

Если все да: Я думаю, что нельзя их объединить в одну группу. Как проверить кто прав?

-Мы с вами обратимся к тексту, который находится в самом верху учебника на стр.61.

-О каких 2 группах вы прочитали?

-Что узнали о земноводных? О пресмыкающихся?

Рабочая тетрадь стр. 44 №7 (самостоятельно)

-К каким группам относят данных животных?

СЛАЙД 4

группы

Тело

Кол-во

конечностей

Рыбы

Чешуя

-

Птицы

перья

2

Насекомые

-----

6

Звери

Шерсть

4

Земноводные



Пресмыкающиеся




- К особой группе животных относят жаб, лягушек. Они составляют группу земноводные.


В самом названии, уже видно, что эти животные могут находиться и на суше и в водоёмах.

-Чем они отличаются от остальных? Сколько ног? (4)

- Чем покрыто тело? (Голая кожа)

СЛАЙД 5


группы

Тело

Кол-во

конечностей

Рыбы

Чешуя

-

Птицы

перья

2

Насекомые

-----

6

Звери

Шерсть

4

Земноводные

Голая кожа

4

Пресмыкающиеся



- Кожа у земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом

смачивании водой. Поэтому они далеко не отходят от воды. Если лягушку долго держать в сухом месте, она может погибнуть.

Все земноводные - хищники. Они ловят насекомых, поедают червей.

А вот увидеть, как пьёт лягушка, вам никогда не удастся. Оказывается, "пьёт" она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает ее сквозь кожу, и ей не приходиться раскрывать рта для питья.

- Кто относится к группе «Пресмыкающиеся»?

отнесём змей, черепах, ящериц, крокодил.

-Пресмыкающиеся получили такое название за способ передвижения. Они извиваются всем телом – пресмыкаются, так как лапы, если у них есть, расположены по бокам тела, а не под брюхом. Эти животные холоднокровные. При похолодании они забираются в укромное место и засыпают, пока тепло их не разбудит снова. Тело их покрыто роговыми чешуйками или панцирем. Змеи ног не имеют и передвигаются, изгибая длинное гибкое тело, а так же с помощью брюшных роговых щитков. СЛАЙД 6

- Что можно сказать о количестве ног и покрове? (4 ноги, роговые чешуйки)

группы

Тело

Кол-во

конечностей

Рыбы

Чешуя

-

Птицы

перья

2

Насекомые

-----

6

Звери

Шерсть

4

Земноводные

Голая кожа

4

Пресмыкающиеся

роговые чешуйки

4

- Пресмыкающиеся обитают преимущественно на суше. Существуют, однако, такие животные этой группы, которые часть времени живут в воде.

Это болотные черепахи, морские и лесные змеи, крокодилы. Передние и задние ноги выглядят почти одинаково. У змей они отсутствуют.

-Хорошо. Посмотрите пожалуйста на слайд и скажите мне, что у нас получилось? (Таблица)

-Верно. Мы всю информацию с вами записали в таблицу. Она готова помочь нам повторить все: выделенные нами группы животных и их отличительные признаки.



1 ряд: окунь, щука, ящерица, карась.

2 ряд: кузнечик, бабочка, черепаха, жук.

3 ряд: медведь, лиса, лягушка, заяц.

4 ряд: воробей, голубь, змея, дятел.


По учебнику





(добавить в таблицу: Земноводные, пресмыкающиеся)






















































-отнесём змей, черепах, ящериц, крокодил.

































-Таблица

Закрепление изученного материала

- Давайте мы с вами вернёмся к атласу-определителю «От земли до неба». И посмотрим, какие животные ещё относятся к двум новым группам.

- давайте прочитаем про тритона.

Учебник стр. 61(рисунок)

-Скажите мне пожалуйста, каких животных части тела папа объединил на этом рисунке?

(Заяц, рыба, петух, кузнечик)

- Хорошо. А сейчас я проверю как вы хорошо усвоили новую тему с помощью карточек. Даю вам 3-4 минуты на выполнения работы.

-Закончили. Проверять работу мы с вами будем взаимопроверкой. Обменялись работой. Взяли карандаш. Я на доску вам вывешиваю ответы, которые должны были у вас получится.

Проверка по образцу. Оценки

1. Определите верные утверждения:

А. Крокодилы, ящерицы, черепахи и змеи – это пресмыкающиеся.

Б. Сом, окунь, ласточка – это звери.

В. У пресмыкающихся четыре конечности.

Г. Тело земноводных покрыто чешуёй.

Д. Лягушка относится к земноводным.

Е. У зверей две конечности.

Ё. Тело птиц покрыто перьями.

Ж. Соловей, снегирь, сорока – это птицы.



тритон


















5 прав. ответа-«5»

4 прав. ответа –«4»

3прав. ответа – «3»

2-0 прав. ответа –«2»




Правильные ответы:

А,В,Д,Ё,Ж.

Итог урока

- Наш урок подошёл к концу

группы

Тело

Кол-во

конечностей

Рыбы

Чешуя

-

Птицы

перья

2

Насекомые

-----

6

Звери

Шерсть

4

Земноводные

Голая кожа

4

Пресмыкающиеся

роговые чешуйки

4

1. Какие группы животных мы с вами повторили?

(Рыбы, птицы, насекомые, звери)

2. С какими новыми группами животных познакомились на уроке?

(Земноводные, пресмыкающиеся)

3. Какие отличительные особенности есть у каждой группы?

4. Назовите представителей этих групп.



Рефлексия

У вас на партах лежат рыбки двух цветов. Кому было легко выполнять задания, – возьмёт зелёную рыбку. Кому было тяжело и у кого возникали трудности – красную рыбку. Сейчас девочки подойдут и запустят своих рыбок в аквариум. Теперь могут подойти мальчики и запустить рыбок.

Спросить про красные рыбки: в чем трудность?


Домашнее задание

Учебник стр.60-63 (читать)

Рабочая тетрадь стр.42 №2 стр. 44 № 6 (п.)







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее