Урок окружающего мира во 2 классе
Тема: «Какие бывают животные»
Учебно-методический комплект « Школа России»
Кизилова Лариса Ивановна
учитель начальных классов
МКОУ «Тимская СОШ им. Н. В. Черных»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Деятельностная цель:
продолжить формирование способностей учащихся к новому способу деятельности, создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов, сформулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний; осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.
Предметно дидактическая цель: обобщить знания о животных; научить разделять животных на группы; показать зависимость строения животных от их образа жизни; воспитывать бережное отношение к живым организмам.
Планируемые результаты (предметные): научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из учебника.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Личностные: проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, учебник и тетрадь по окружающему миру (Плешаков А.А.), карточки с вопросами для работы в группах, картинки животных, карточки для самостоятельной работы, карточки для игры с растениями, листы для самооценки.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Проверка присутствующих, готовности к работе на уроке, организация внимание класса к работе на уроке, включение в учебный ритм, создание положительного, эмоционального настроя обучающихся - Доброе утро! Доброе утро солнцу, растениям, птицам! Доброе утро и вашим улыбчивым лицам!
| Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. Воспринимают информацию сообщаемую учителем.
| Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. Личностные УУД: - самоопределение, смыслообразование |
Актуализация знаний | Актуализирует имеющиеся знания - Сегодня на уроке мы снова отправимся в исследовательское путешествие, где вас ждут большие и маленькие открытия, но сначала, как обычно, прослушаем «прогноз погоды», откроем научный дневник и сделаем первые записи о погоде в нашем посёлке сегодня (облачность, ветер, осадки). Вот теперь, в путь. - Из каких трёх ярусов состоит лес? (деревья, кустарники, травы)
2. Назови растения, которые встречаются в нашем регионе. Слайд 3 На слайде растения из учебника со стр.57.
|
Слушают «прогноз погоды», в Научном дневнике и делают первые записи о погоде в нашем посёлке сегодня (облачность, ветер, осадки)
Отгадывают загадку
Отвечают на вопросы викторины
| Познавательные УУД: осознанное и правильное построение речевого высказывания; извлекают необходимую информацию из текстов, заданий; учатся анализировать, сравнивать, обобщать; исправлять биологические ошибки в тексте; учатся строить высказывания. Коммуникативные УУД: учатся культуре общения; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений. Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение; самооценка
|
4.Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы. | Даёт задания на изучение и комментирование иллюстраций (это позволяет включить учащихся в активную мыслительную деятельность) - А кого в нашем лесу не хватает? (Работа в группах)
- У вас на столе у каждой группы лежит конверт с картинками животных: 1 группа – бабочка, жук, воробей, божья коровка. 2 группа – окунь, щука, кузнечик, карась. 3 группа – синица, лиса, орёл, гусь. 4 группа – ёж, волк, ворона, медведь. - Рассмотрите, найдите лишнее и подумайте, как одним словом назвать животных вашей группы. - Приступаем к обсуждению. - Время вышло, представитель от каждой группы перечисляет животных, называет лишнее и даёт название оставшимся (Насекомые, рыбы, птицы, звери) Слайд № 4 -7 с изображением четырёх групп животных .- Ребята, подумайте над вопросом: «Что объединяет животных в каждой группе?» - Можете назвать отличительные признаки животных каждой группы? (Нет)
|
Вступают в диалог с учителем (отвечая на вопросы) выявляют проблему – проговаривают и осознают её
(Работа в группах)
Отвечают на вопросы, вступают в диалог, находят лишнее и думают, как одним словом назвать животных группы.
Учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.
Активно используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. | Личностные УУД: - личностное самоопределение. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения; аргументируют свое мнения
Познавательные УУД: - учатся осознанно строить речевое высказывание; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
5.Поиск решения проблемы | Где можем найти эту информацию? ( В учебнике)
Заполним таблицу. Слайд 8 2)-Каждая группа читает дополнительный материал о животных стр.62-63. Что нового о каждой группе животных вам удалось узнать? Работа в тетрадях стр.42 № 1,2 Взаимопроверка
| Читают текст в учебнике.
Комментируют способы достижения поставленных целей. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение), - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием. Регулятивные УУД- учатся составлять план добычи новых знаний на уроке.
Личностные УУД: - формирование личностного и жизненного самоопределения |
Открытие нового знания | Физ. минутка
-Откройте учебник на странице 61. -Назовите животных. -К какой группе можно отнести этих животных? -Прочитайте текст с.61 самостоятельно. - Прочитайте названия групп . - Как вы думаете, почему они получили такое название? - Какие животные относятся к группе земноводные? А какие – к группе пресмыкающиеся? -Какие отличительные признаки имеют земноводные и пресмыкающиеся? (предположения детей записываю на доску) - Итак, предположений много, но все ли они верны? Нам предстоит в ходе исследования подтвердить или опровергнуть ваши предположения. Вопрос на доске: Каковы отличительные признаки земноводных и пресмыкающихся?
- А чтобы рассмотреть отличительные черты каждой группы животных, мы попробуем себя в роли исследователей. Но перед работой каждый исследователь составляет себе план. Предлагаю работать по плану, чтобы выйти из затруднения.
Каждой группе предлагается:
Цель исследования: изучить разные материалы для того, чтобы выявить отличительные особенности земноводных и пресмыкающихся.
1 группа. Происхождение земноводных. - Найдите корень в слове «земноводные» (если дети не определят сами, то помогает учитель - «зем» и «вод»)- Эти два корня указывают на то, что животное обитает и на земле, и в воде. Они могут жить в воде и на суше, могут спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда-то, очень давно, их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги с перепонками между пальцами, а из воздушного пузыря — легкие. Но совсем воду они не покинули. План:
2 группа В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животное теряет жабры и начинает дышать легкими, как все наземные животные. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но так же уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками. План:
3 группа. Чем покрыто тело у земноводных? - Кожа у них тонкая и влажная. Периодически ее надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть. Мы часто видим лягушек и жаб. Зимой они спят голыми подо льдом и снегом. Могут дышать кожей. Даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта! . План:
Слайд 9 4 группа. Пресмыкающиеся - Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили свое название. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей, в воде. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают и не выкармливают своих детенышей. Кожа у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у пресмыкающихся выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или совсем отсутствуют. План:
- Вернемся к нашему проблемному вопросу: |
Самостоятельно работают с текстом; беседуют, связывая результаты урока с его целями.
|
Познавательные УУД: - учатся работать с текстом, находить и использовать нужную информацию в учебнике (смысловое чтение). - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные УУД: - формирование жизненного самоопределения.
|
Первичное закрепление нового знания.
| Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одногруппников. Слайд 12 1. –Ответить на вопрос папы с.61 2.- Поиграем в игру. (У каждого ученика карточка с изображением животного) | Озвучивают понятия, выявляют закономерность, анализируют Осмысливают задание (определяют последовательность действий). Отвечают на вопросы Применяют новые знания. Самооценка.
| Познавательные УУД: - учатся использовать полученные знания; Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;
|
Самостоятельная работа с взаимопроверкой. | - Применим наши знания самостоятельно. Вам необходимо соединить линями, найти пару. Соедини линями, найди пару.
| - Работают самостоятельно.
| Познавательные УУД: - учатся использовать нужную информацию и полученные новые знания; Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;
|
Итог урока | Ребята 4 октября отмечается всемирный день защиты животных. Как вы думаете почему люди учредили этот день? Послушайте стихотворение. Берегите животных — чудо природы:
|
| Личностные УУД: формируют личностное и жизненное самоопределения |
Рефлексия | Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. (Организует подводящий диалог) У каждого лежат смайлики (красный, жёлтый и зелёный в виде кленовых листиков), оцените свою работу на уроке, положите в корзину выбранный смайлик
| Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.
. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; Коммуникативные УУД:. - учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения; адекватное понимание причин успеха; самооценка на основе критерия успешности. |
Домашнее задание | Комментирует домашнее задание: встаньте те, у кого смайлики жёлтого цвета, значит, вы потрудились на славу. - Есть у кого-то другие цвета в самооценке, значит нужно дома ещё раз внимательно прочитать параграф – это ваше дом. задание. | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания | Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; мобилизуют свои силы к волевому усилию.
|
|
|
|
|
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества, технология проблемного обучения. Методы: практический ,демонстрационный, проблемный. |