«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе

Компьютерные презентации уже прочно вошли в процесс преподавания различных учебных предметов. Многочисленные образовательные порталы предлагают готовые пре­зентации разной тематики. Однако большинство учителей предпочитают сами создавать мульти­медийные материалы.

Нас будут интересовать наиболее общие требова­ния к созданию презентации и работе с ней в ауди­тории, связанные с особенностями восприятия ин­формации слушателями.

О чем должен знать учитель, начинающий ра­боту над презентацией?

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Компьютерные презентации уже прочно вошли в процесс преподавания различных учебных предметов. Многочисленные обра­зовательные порталы предлагают готовые пре­зентации разной тематики. Однако большинство учителей предпочитают сами создавать мульти­медийные материалы.

Нас будут интересовать наиболее общие требова­ния к созданию презентации и работе с ней в ауди­тории, связанные с особенностями восприятия ин­формации слушателями.

О чем должен знать учитель, начинающий ра­боту над презентацией?

Мультимедийные презентации - это способ представления информации с помощью компью­терных программ, который сочетает в себе дина­мику, звук и изображение, т.е. те факторы, кото­рые наиболее долго удерживают внимание.

Разумеется, в нашем случае речь идет о пред­ставлении учебной информации в процессе обу­чения, что и определяет многие требования, о ко­торых пойдет речь ниже.

Каковы сильные стороны мультимедийных презентаций?


Компьютерные презентации позволяют сде­лать учебный материал наглядным и убедитель­ным.

Облегчается процесс восприятия и запомина­ния информации с помощью ярких образов.

Презентации значительно облегчают показ схем и рисунков.

При организации структуры занятия презен­тации могут быть использованы на различных этапах изучения темы.

Использование анимации активизирует вни­мание, позволяет передать логику развертывания мысли.

Есть возможность воспроизводить аудио- и видеофрагменты.

Компьютерные файлы с презентациями легко копируются и транспортируются.

Что затрудняет работу с мультимедийными презентациями?


Необходимость специальной техники (ком­пьютер, проектор, электронная доска) и ее обслу­живания.

Отсутствие определенных навыков работы с проекционным оборудованием.

Отсутствие навыков работы с компьютерны­ми программами для создания презентаций.

Необходимость затрат времени на создание мультимедийных ресурсов.

Отсутствие навыков работы с презентацией в учебной аудитории: неумение сочетать слово учителя с показом слайдов (простое зачитывание информации на слайдах, отсутствие комментария учителя и т.п.).

Предварительная работа над презентацией


Перед началом работы по созданию презента­ции ответьте на следующие вопросы:

Могу ли я обойтись без этой презентации? Презентации необходимы далеко не на каждом уроке! Возможно, работа с мелом и доской будет более эффективной.

Какова учебная цель будущей презентации (сообщение нового материала, обобщение мате­риала, разбор тренировочных заданий и т.д.)?

Чем будет дополнен материал презентации (комментариями учителя, работой с мелом у обыч­ной доски, работой с электронной доской и т.п.)?

Какой будет деятельность учащихся (списы­вание материала в тетрадь, устное/письменное вы­полнение заданий и т.д.)?

Каким оборудованием я буду пользоваться? (Электронная доска предоставляет больше возмож­ностей для работы с презентацией, чем проектор).

Чем я смогу заменить работу с презентацией, если выйдет из строя оборудование, отключат свет и т.п.?

Возьмите за правило заранее проверять рабо­чее состояние аппаратуры, совместимость подго­товленных файлов с используемым оборудовани­ем. Все это поможет избежать непри­ятных неожиданностей, которые сводят на нет кропотливую работу по подготовке презентации.


Планируя работу с проекционным оборудовани­ем, следует помнить о санитарно-гигиенических требованиях к организации учебного процесса. Например, в общеобразовательных учреждениях длительность непрерывного применения аудиови­зуальных ТСО в учебном процессе устанавливает­ся согласно следующей таблице:

Допустимая продолжительность демонстрации экранных пособий:


Класс

Максимальная длительность в минутах


I -II

7-15 минут

III –IV

15 -20 минут

V - VII

20 -25 минут

VIII -XI

20 -25 минут

Более длительное использование экранных средств вызывает утомление и неэффективно.

В течение недели количество уроков с использованием аудиовизуальных пособий в младших классах не превышает 3 - 4, в старших классах 4 - 6.


Дизайн презентации


Каждый раз, когда у вас возникает желание использовать тот или иной элемент оформления, сначала уверенно, внятно и убедительно ответьте себе на вопрос: зачем? Если вы замешкаетесь с ответом, можете быть уверены - от такого «украшательства» стоит отказаться. На дворе XXI век. Текстом, свернутым в трубочку, уже никого не удивишь. Подобные «эффекты» обычно выдают начинающего пользователя, который лишь недавно дорвался до компьютера и все никак не может наиграться.

Обычно РоwerPoint предлагает около 20 шаб­лонов презентаций. Дополнительные варианты шаблонов можно бесплатно скачать на странице http://office.microsoft.com. Однако какое бы разно­образие «заготовок» ни было вам доступно, выби­рая шаблон для будущей презентации, не стреми­тесь к вычурности и необычности. При изготовлении презентаций к уроку часто возникает соблазн подобрать какой-нибудь фон «по теме» вроде тетрадки в линейку или в клетку, географической карты и подобных «содержательных» украшательств. В 99% случаев такой фон только мешает восприятию информации.

Одно из важнейших качеств дизайна презента­ции - контрастность. Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта, например: фон - светлый, а шрифт - темный, или наоборот. Первый вариант предпочтительнее, так как сохраняет конт­растность (а значит, читаемость) даже в освещенной солнцем аудитории. Не используйте в качестве фо­на фотографии (даже слегка «размытые»), посколь­ку это резко ухудшает восприятие текста.

Внимание! Соблюдайте единство оформле­ния на всех слайдах презентации!

Вообще говоря, слайды презентации вовсе не обязаны быть единообразными и основанными на жестком макете. Имеется большое количество примеров блестящих презентаций, в которых все слайды разные. Но! Если уж слайды делаются структурно единообразными, то и макет - расположение основных элементов - должен быть жестким. Если, например, на одном слайде заголовок «чуть выше и левее», а на другом «чуть ниже и правее», то при переключении между слайдами заголовок, как структурный элемент, «прыгает», совершенно непонятно зачем. И в этом случае это уже становится ошибкой дизайна.


Следует помнить, что проекционная аппаратура искажает цвета, поэтому выделения цветом, отчётливо видные на мониторе, могут быть не видны на экране. Это означает, что перед показом презентации в аудитории её следует «опробовать» на проекторе и убедиться в том, что контраст цветов соблюдён.

Выбор шрифта.

Шрифт - графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилисти­ческую и композиционную систему, набор симво­лов определенного размера и рисунка.

В презентации следует использовать не более двух шрифтов. Сочетание нескольких шрифтов (особенно на одном слайде) производит неприятное впечатление и отвлекает от содержания.

Для основного текста рекомендуется исполь­зовать шрифт с засечками (серифами) - попе­речными элементами на концах штрихов буквы. К таким шрифтам относится Times New Roman и др. Преимущест­ва этих шрифтов в том, что они привычны для гла­за, хорошо воспринимаются и читаются. Засечки заставляют взгляд читателя скользить вдоль строк текста и одновременно разделяют отдельные бук­вы, чтобы они не сливались между собой.

Шрифты без засечек подойдут для крупных надписей. В Windows самым распространенным шрифтом из этой группы является Arial.

Не рекомендуется использовать декоратив­ные шрифты (такие как Monotype Corsiva и др.), а также специальные эффекты для шрифтов, т.к. это затрудняет восприятие и отвлекает внимание от содержания.

В отечественной лингвистической традиции при­нято использовать курсив для выделения примеров: фрагментов текста, предложений и т.д. Полужир­ные курсивные написания позволяют обозначить в примере конкретную анализируемую единицу.

В то же время следует помнить, что курсивное начертание воспринимается хуже прямого, поэто­му, если весь основной текст слайда представляет собой предложение или текст, лучше использо­вать прямое начертание в сочетании с полужир­ным или цветным выделением.

Размер шрифта

Размер шрифта, или кегль, измеряется в пунк­тах. Если в заго­ловке слайда не более трех - четырех слов, можно использовать шрифт вплоть до 54 пунктов. По умолчанию программа загружает шрифт заголов­ка в 44 пункта.

Для текста подзаголовков слайда программа по умолчанию загружает шрифт в 32 пункта. В поле основного текста слайда желательно использовать шрифт не менее

26 - 28 пунктов.

Вообще старайтесь не перенасыщать слайд текс­том. Если это возможно, распределяйте информа­цию по двум или трем слайдам. Наверняка вы не раз видели презентации, в которых ничего нельзя было разобрать, так как их авторы пытались на каждом слайде поместить огромный объем информации: более десяти предложений или многострочные таб­лицы. Подобные материалы только разочаровыва­ют зрителей, безуспешно пытающихся вникнуть в их содержание.

Содержание и оформление слайда


Количество слайдов в презентации определяет­ся следующими факторами:

1) полнотой охвата материала;

2) возрастом учеников;

3) необходимостью конспектирования информации ученика­ми (на это уходит время).

Слайдов не должно быть много, иначе они будут слишком быстро меняться и времени для записи не останется. При продолжительности за­нятия 45 минут слайдов должно быть около 20, так чтобы смена происходила примерно каждые 2 минуты. На уроках в 5-7-х классах вообще не следует использовать большие презентации.

Помещайте на слайды все ключевые слова и новые термины. Сопровождайте теоретический материал яркими примерами. Это облегчает вос­приятие и запоминание.

Не перегружайте слайды текстом или кар­тинками. Типичной ошибкой является перене­сение текста лекции учителя на слайды, а затем зачитывание информации. Презентация должна содержать опорный материал, который коммен­тируется, объясняется учителем и может быть за­конспектирован учениками.

Презентация должна дополнять, иллюстриро­вать то, о чем идет речь на занятии. Если же боль­шую часть урока ученики только конспектируют демонстрируемый материал, презентация исполь­зуется неправильно.

Идеальным вариантом является такое сочета­ние лекции учителя и материала презентации, ког­да ученик, упустив какую-то зрительную инфор­мацию, мог бы восполнить ее из того, что говорит лектор, и наоборот, увидеть на демонстрируемых слайдах то, что он прослушал.

Оформляя слайд, ориентируйтесь на требова­ния, предъявляемые к макетам печатной продук­ции: не оставляйте на предыдущей строке предло­ги и союзы, постарайтесь не разрывать ключевые сочетания слов.

Не занимайтесь украшательством. Помните, что презентация должна привлекать внимание безупречной логикой, ясностью, доступностью изложения материала, а не изысканным шрифтом или разноцветьем красок.

Не следует вставлять в презентации большие таблицы, поскольку они трудны для восприятия. Сложные рисунки, таблицы, схемы можно рас­печатать и раздать ученикам - это значительно ускорит ход занятия. Если содержание подобных материалов имеет принципиальное значение, их следует дробить и выводить на экран постепенно (здесь допустимо разумное использование анима­ции), как во время работы с классной доской, что­бы учащиеся могли проследить логику развития мысли.

Не бойтесь пустого пространства. Пустое пространство само по себе является важным элементом дизайна. Одна из серьезнейших ошибок, которую часто допускают при создании презентаций, - стремление заполнить все пространство информацией - текстовыми блоками и иллюстрациями.

Между тем пустое пространство не только несет в себе изящество и чистоту, но и служит прекрасным инструментом для расстановки акцентов. Пространство усиливает информационные элементы. И чем его больше, тем больше проявляется этот эффект усиления.


Использование анимации

Любое движение привлекает внимание (вспом­ните, как охотно поворачиваются головы к откры­вающейся двери класса). К сожалению, исполь­зование анимации может как концентрировать внимание, так и отвлекать. Для чего же следует использовать анимацию? Прежде всего для раз­вертывания логики мысли. Это может быть:

  • поэтапный вывод на экран теоретических по­ложений;

  • постепенное (по строкам или по столбцам) заполнение таблиц;

• последовательное появление блоков и схем.

Подумайте о том, как бы вы располагали этот материал на обычной доске (записывали пред­ложения, заполняли таблицы, рисовали схемы), и постарайтесь с помощью анимации передать ход вашей мысли: от примеров к теоретическому обобщению или, наоборот, от общего к частному.

Помните, что движение должно длиться ровно столько, сколько необходимо для работы с данным фрагментом!

Избегайте постоянно движущихся объектов, отвлекающих внимание.

Не используйте анимированные объекты, непосредственно не связанные с материалом: «смайлики», движущиеся фигурки и т.п.

Используйте «плавные», неагрессивные эф­фекты на средней скорости — выцветание, появле­ние. Избегайте сложных и вычурных эффектов - вращения, выскакивания, поворота, кнута и т.п.

То же можно сказать об использовании ани­мации при смене слайдов. По всей видимости, в учебных презентациях яркие эффекты при смене слайдов использовать вообще не следует.

Никогда не используйте звуковые эффекты при смене слайда (даже самые короткие или мелодич­ные)!

Итак, к типичным ошибкам оформления слай­дов следует отнести:

  • полное перенесение текста лекции на слайд;

  • слишком крупный или слишком мелкий шрифт слайда;

  • разный размер шрифта на слайдах;

  • отсутствие связи фона с содержанием пре­зентации;

  • перенасыщение слайда текстом или графи­ческими объектами;

• плохое качество используемых изображе­ний;

  • неравномерное и нерациональное использо­вание пространства на слайде;

  • избыточное использование анимации.

Завершая разговор, можно сказать, что созда­тель презентации должен руководствоваться сооб­ражениями уместности и целесообразности разме­щения каждого отдельно взятого элемента, а также оценить соответствие всей презентации поставлен­ным учебным целям и задачам.

Литература

Х.ВашкевичЭ.В. Видеосамоучитель. PowerPoint 2007. Эффективные презентации на компьютере СПб., 2008.

ЛоуД. Microsoft Office PowerPoint 2007 для чайников. М., 2008.

Елизаветина Т.М. Компьютерные презента­ции: От риторики до слайд-шоу. М., 2004.

Безека СВ. PowerPoint 2007. Как создать кра­сочную и информативную презентацию. Создание презентаций в PowerPoint 2007. Владимир, 2008.

Островский С.Л. Как сделать презентацию к уроку? Первое сентября.2010








7



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее