«Зимний фестиваль знаний 2025»

Индивидуальная работа учителя

«Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя»

Олимпиады: Физика 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Выступление на педсовете.

Тема: « Индивидуальная работа с учащимися 7 класса на уроках физики».



Своё выступление мне хотелось бы начать со слов

К.Д. Ушинского, который писал:

«Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя»

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»

Действительно, каждый ребенок имеет индивидуальные способности, склонности, симпатии к каким либо наукам. Поэтому для успешного обучения важна индивидуализация обучения.

Важно вовлечь в активную деятельность на уроке всех учеников класса. Для того, чтобы добиться этого, учитель должен хорошо знать своих учеников, кропотливо изучать и учитывать их индивидуальные особенности, уметь определять стратегию и тактику подхода к школьникам.

Соблюдение этих положений очень важно для учителей физики, т.к. преподаваемый нами предмет относится к числу сложных для усвоения.

Задача учителя заключается в том, чтобы убедить учеников, что каждый из них способен овладеть предметом.

Как с первых минут заинтересовать, увлечь и подтолкнуть ребят к работе на уроке?

Мотивационный этап важен и необходим, ведь от него зависит, будет ли работа ученика успешной и продуктивной. Известны разные приемы формирования мотивации к изучению материала. Один из них – притча. Притча  —  это поучительный рассказ, представленный в форме иносказания, и заключающий в себе моральное и нравственное поучение. Каждая притча может чему-то научить, потому что в ней скрыта какая-то правда, какой-то определённый урок.

Хочу привести примеры уроков физики, где можно использовать данный прием.

(К урокам решения задач, лабораторным работам). 

Притча «Мудрец».

“Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

  • Формирование высокой мотивации ученика способно дать превосходный результат в обучении. Бывает, что менее способные ученики достигают в обучении больших успехов, чем более способные, но менее мотивированные.

  • Как на моих уроках физики формируется учебная мотивация:

  • Разноплановые уроки – стандартные уроки, лабораторные, конференции по темам.

  • Создание на уроках проблемных ситуаций.

  • Участие ребят в проведении экспериментов. Как показал опыт, именно знания, полученные «руками» откладываются лучше всего.

  • Работа в группах. Ученики, решившие наиболее сложные задачи, объясняют их остальным ученикам.

  • Введение обучающих самостоятельных работ. (Обучающие карточки-задания.)

  • Использование интересных познавательных ситуаций и вопросов. 

  • Экспериментальные домашние задания.

Индивидуальную работу с учащимися я организую, исходя из следующих принципов:

  • - ребёнок учится только через действие;

  • -ребёнок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;

  • - ребёнок учится от другого ученика так же, как и от учителя на уроке;

  • - ребёнок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют;

  • - ребёнок успешен в учении, когда ему хорошо и интересно учиться.

  • В своей практике использую различные формы

и технологии. Некоторые из них:

  • Индивидуальная работа. Приглашаю «слабых» учеников во внеурочное время для восполнения пробелов, консультации, даю им посильные индивидуальные творческие задания, тесты, карточки, зачеты.

  • Групповая работа. Во время урока подбираю задания для отдельных групп. Эти группы могут быть сформированы различными способами. Можно составить:

  • равносильные группы, то есть в каждой группе есть ученики разного уровня, но группы между собой равносильны.

  • группы по уровням «сильные», «средние» и «слабые», которые будут выполнять задания разной степени сложности;

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах учебного занятия, при решении различных дидактических задач: для усвоения новых знаний и их закрепления; формирования и закрепления умений и навыков; обобщения и повторения пройденного; для контроля; овладения исследовательским методом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы при закреплении, повторении.

Следующий прием в организации индивидуальной работы с учащимися – развитие умения самостоятельно работать с учебником. Самостоятельная работа учащихся над текстом развивает их активность и познавательные способности, обеспечивает сознательное усвоение новых знаний, приучает добывать знания самостоятельным трудом.

И еще на уроках физики необходимо развивать навыки самостоятельной работы с приборами, умения с ними обращаться, знать принципы действия.

Домашний лабораторные работы по физике .

Предлагается система домашних лабораторных работ для учащихся 7-х классов. В 7 классе в течение учебного года выполняются 8 работ. Домашние лабораторные работы в 7 классе на начальном этапе обучения повышает интерес к изучению физики, закладывает прочную базу теоретических знаний, усвоенных ребенком в процессе самостоятельной деятельности. Учитывая, что на изучение физики в 7-х классах отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год, такое количество домашних лабораторных работ не ведет к перегрузке, причем работа дается на выходные дни, чтобы у учащихся было время на выполнение эксперимента и осмысление полученных результатов. Учащиеся получают инструкцию по выполнению домашней лабораторной работы, в которой дается перечень необходимого оборудования и точный алгоритм выполнения эксперимента.

Все предлагаемые работы связаны с жизнью ребенка, дают возможность научиться давать объяснение окружающим его явлениям природы.

Еще больший простор для индивидуального подхода к учащимся на уроках физики есть в решении физических задач. Решение задач воспитывает волю, настойчивость в преодолении трудностей, развивает логическое мышление, сообразительность. В этом глубоком мыслительном процессе анализируются и синтезируются связи между явлением и характеризующими их физическими величинами, нередко далекими друг от друга и по внутреннему содержанию, и по времени их изучения. Задачи помогают осмыслить многие связи между физикой и техникой.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.

Работу по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников необходимо проводить в течение всего учебного года. Добиваюсь того, чтобы ребенок работал над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи. Работа должна быть направлена на ожидаемые результаты для учащихся: формирование интереса к более глубокому изучению основ естественных наук; расширение кругозора, развитие самостоятельности.

Считаю: успех приходит к тому, кто непрерывно работает над собой, когда рядом те, кто верит, надеется, помогает, кто сам стремится к успеху. И наша задача, учителей, помочь детям стать успешными.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее