Костанайская область
Аулиекольский район
Предмет: Русский язык
Класс: 4 «А»
Тема урока: « Просто старушка» Обобщение по теме: «Имя существительное» « Имя прилагательное»
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное» «Имя прилагательное»
Задачи урока: 1) Повторить тему «Имя существительное» « Имя прилагательное».
2) Проверить умение распознавать род и число имен существительных и имен прилагательных.
3) Проверить умение различать имена существительные и прилагательные.
4) Развивать логическое мышление, орфографическую зоркость.
5)Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям;
Формировать систему нравственно – этических ценностей на основе чтения художественного текста.
Эпиграф: « Жизнь дана на добрые дела» пословица
Оборудование: компьютер, мультимедийный экран для компьютерной презентации, карточки для индивидуальной работы
Ход урока:
1. Организационный момент. (3 мин)
Психологический настрой
Прозвенел опять звонок,
Начинается урок,
Должно на парте всё лежать:
Дневник, учебник и тетрадь,
Карандаш, линейка, ручка.
Вижу, класс готов, а девиз у нас каков?
Тема урока: « Имя существительное» «Имя прилагательное»
Цель нашего урока?
II. Актуализация знаний.
Деление на группы по словам: существительные и прилагательные
« Корзина идей» Работа в группах. (25 мин)
Систематизация знаний.
группа ( имя существительные)
группа (имя прилагательные)
III. «Знаковый диктант»
Диктуются словосочетания, учащиеся записывают букву, какой части речи соответствует слово.
Морозный день(П-С), учусь работать (Г-Г), пятый день (Ч-С), собирать урожай( Г-С), работать дружно (Г-Н), вкусный хлеб(П-С).
(Взаимопроверка)
IV. Работа с текстом Валентины Осеевой « Просто старушка»
Чтение текста.
Вопросы:
Кто шел по улице?
Как была на дороге?
Что случилось со старушкой?
Кто помог старушке?
Чему удивилась девочка?
Чему учит этот рассказ?
А) Назовите в тексте слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?
Б) Каким оказался мальчик? (добрый, хороший, умный, внимательный, заботливый.)
В) Старушка: беспомощная, старая.
Г) Девочка: равнодушная, спокойная.
Д) Какие слова помогли описать героев? ( Имя прилагательное)
Вывод: Имена прилагательные делают речь более красивой, полной, точной, яркой, красочной. Они описывают предмет.
V. Групповая работа
1.Найди и вычеркни в каждой строчке «лишнее» слово и объясни.
Кукла, дом, море, летает, дверь.
Нож, ветер, холодный, мороз, парта.
Слон, воробей, парта, сова, жираф.
Маша, Саша, Даша, школа, Айгуль.
2.Найди и вычеркни в каждой строчке «лишнее» слово и объясни.
Небесный, высокий, серый, зима, весёлый.
Пушистый, добрый, умный, старая, белый.
Малый, одинокие, мужественный, вежливый.
Физкультминутка
Упражнение 2 с.50 (1-группа)
Упражнение 7 с.52 (2- группа)
VI. Творческая работа.
Работа с деформированными пословицами.
Работа в группах.
Надо из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы.
1. Добрые дела красят человека( красят дела человека добрые)
2. Не хвались серебром, а хвались добром( не хвались, добром, а, серебром, хвались)
- Чему учат эти пословицы?
- Следуете ли вы этим пословицам в жизни? Расскажите, какие добрые дела вы уже совершили?
VII. Закрепление (5 мин)
Укажите верные и неверные утверждения. Сигнальные карточки.
1.Морфология- раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи?
2.Имя существительное – часть речи, которая обозначает признак предмета?
3. Имена прилагательные отвечают на вопросы кто? что?
4.Имя прилагательное изменяется по родам?
5. Имена существительные бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные?
6. Имена существительные женского рода имеют окончание –а,-я?
VIII. Рефлексия (5 мин)
Подходит ли эпиграф к теме нашего урока?
Оцени свою работу по схеме.
IХ. Домашнее задание упр 3,6 с.79-80