Готовимся к ГИА и устному собеседованию по русскому языку.
Разработка урока - практикума по русскому языку в 8 классе.
Учитель русского языка и литературы:
Солдатова Нина Александровна
МБОУ СОШ№7, г. Нижний Тагил
Тема урока: Текст. Работа с текстом.
Цель урока: повторение и обобщение правил по орфографии и пунктуации, изученных в курсе 5-8 классах; повторение сведений по теме «Имя числительное», подготовка к ГИА; комплексная работа с текстом; формирование навыков исследовательской работы у обучающихся.
Ход урока
Слово учителя:
Сегодня мы исследуем, друзья,
Невероятно интересную работу.
В России много лет спустя
Пришли фамилии в дома,
И мы гордимся ими и сегодня.
Мы творчески исследуем свой род
И перейдём к работе с текстом,
Решим задачи нам поставленные в срок
И выполним все тесты наши.
1.Творческие задания:
1.прочитайте текст выразительно, подумайте, как можно его озаглавить ,
2. «Я горжусь своей фамилией» - исследование обучающихся о происхождении и истории своей фамилии( сочинение – рассуждение 70 слов)
2. Практическая работа
Выполните тестовые задании.
(1)Истории фамилий и их значения тесно связаны с различными сословиями. (2) Первые фамилии появились в XIV-XV веках и были связаны с названиями земель, которыми владели князья, бояре, а позже купцы и дворяне. (3)Это такие фамилии, как Тверской, Суздальский.
(4)Простой же русский народ обходился без фамилий, довольствуясь именами, отчествами, прозвищами. (5)Так было до отмены крепостного права в 1861 году. (6)Только после этого созрела необходимость давать фамилии.
(7)Тогда в большинстве случаев именно отчества и прозвища стали исходными данными для происхождения фамилий Иванов, Силантьев, Болтунов, Заигралов.
(8)Другие фамилии образовались от места жительства ее первоносителя, от названий животных и птиц. Это такие фамилии, как Медведев, Соболев, Москвин, Тамбовцев.
(9)Часть фамилий указывает на род занятий: Кузнецов, Плотников, Сапожников.
(10)Первые достоверные данные о наличии фамилий появились после переписи населения в 1897 году. (11) Тогда переписчики часто вынуждены были сами придумывать фамилии для крестьян.
А 1. Укажите, в каком значении употребляется слово « достоверные» (предложение № 10):
положительные
первостепенные
начальные
не вызывающие сомнений
А 2. Замените слово «созрела» из предложения 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
А 3. Из предложения 5 выпишите слово с проверяемой согласной в корне.
А 4. Из предложения 7 выпишите слово (-а), в котором (-ых) правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».
А 5. Какой частью речи является слово первые (предложение 2):
именем прилагательным
именем существительным
именем числительным
местоимением
А 6. В предложении 4 найдите деепричастие и запишите его.
А 7. Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочным способом.
А 8. В предложениях 1-5 найдите составное числительное, запишите его словами.
А 9. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчиненное предложение, укажите его номер.
А 10. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрами.
А 11. Среди предложений 4-6 найдите предложение с однородными членами, запишите его номер.
А 12. В данном ниже предложении расставлены все знаки препинания. Выпишите только те цифры, которые обозначают запятые при однородных членах предложения.
Первые фамилии появились в XIV-XV веках и были связаны с названиями земель,(1)которыми владели князья, (2) бояре, (3) а позже купцы и дворяне.