«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Элективный курс в 11 классе на тему:«Избранные вопросы курса обществознания»

Программа составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования по обществознанию (базовый и профильный уровни) (Приказ Минобразования России от 05.03. 2004 г. №1089);

-Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по обществознанию;

  • Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по обществознанию;
  • Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Рабочая программа спецкурса в 11 классе по обществознанию

«Избранные вопросы курса обществознания»

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования по обществознанию (базовый и профильный уровни) (Приказ Минобразования России от 05.03. 2004 г. №1089);

-Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по обществознанию;

  • Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по обществознанию;

  • Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по обществознанию.

Общие цели и задачи курса:

Цель курса «Избранные вопросы курса обществознания»:

освоение системой обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки к ЕГЭ.

Задачи:

  1. На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.

  2. Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, исследовательской и проектной деятельности.

  3. Способствовать воспитанию учащихся в духе гуманизма, правосознания, активной жизненной позиции.

Обоснование выбора спецкурса:

Спецкурс разработан на основе требований Федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования по обществознанию, а так же с учетом необходимости повышения качества знаний учащихся по обществознанию и подготовке их к ЕГЭ.

Общая характеристика организации учебного процесса

Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами: - частично-­поисковый, исследовательский, проектный.

Оценивание результатов освоения курса: будет производиться на основании выполнения и защиты итоговой творческой работы по одной из предложенных тем.

Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.

Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа

Структура спецкурса рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.


Общая характеристика учебного курса

Изучение обществознания в старшем звене предполагает использование признанного в науке подхода к обществу как целостной системе, включающей в себя четыре подсистемы (сферы): экономическую, социальную, политическую, духовную. Каждая из названных подсистем имеет сложную структуру, сферы общественной жизни находятся в тесном взаимодействии, постоянно изменяются либо трансформируются в качественно новые объекты обществоведческой науки. В связи с этим появляются темы, проблемы, которые не имеют однозначной трактовки, сложны для понимания 11-классников.

Данный спецкурс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. Спецкурс способствует качественной подготовке учащихся 11 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ.

Занятия проводятся в первую смену.

Место учебного курса в учебном плане

Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана. Спецкурс «Сложные вопросы современного обществознания» изучается в 11 классе по одному часу в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Реализация рабочей программы способствует:

  • развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения курса ученик должен:

знать/понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

-тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

  • уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

-совершенствования собственной познавательной деятельности;

-критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

-решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;




-ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

-предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей сточки зрения морали и права;

-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

-осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Программа является своего рода «путеводителем» по той работе, с которой выпускникам предстоит встретиться на ЕГЭ. В центре внимания программы - методика выполнения экзаменационных заданий всех типов и видов, включенных в ЕГЭ по обществознанию.

знать:

  • обществоведческую терминологию;

  • ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных примерах;

  • уметь/владеть:

-способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать их по указанным критериям;

-решать познавательные и практические задания, отражающие типичные социальные ситуации;

  • способами работы с различными видами информации;

  • обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные выводы, владеть основными видами публичной защиты;

  • выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной формах.

-создавать собственные творческие произведения, в том числе с помощью мультимедийных технологий.

Описание материально- технического и учебно- методического обеспечения программы

Методические и учебные пособия:

1.0бществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень /Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др. -4 (5)-е изд. - М.: Просвещение, 2008- 2010.

2.0бществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень /Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др. -4 (5)-е изд. - М.: Просвещение, 2008- 2010.

З.Экономика: базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. - М.: Вита- Пресс, 2007-2010.

4.0бществознание. Глобальный мир в XXI в. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Поляков и др. - М.: Просвещение, 2008-2010.

пособия:

5.Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: АСТ : Астрель, 2009.

6.Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов. - М.: Эксмо, 2009.

7.Тесты по обществознанию /Под ред. А.Л. Бойко. - Ростов-на Дону: издательский центр «МарТ» методические пособия для учителя:

8.0бществознание. Глобальный мир в XXI в.: Книга для учителя /под ред. Л.В. Полякова. -М.: Просвещение, 2008.

9.Международное - гуманитарное право: учебно-методические материалы к курсам права и обществознания. - М.: ФРИИ МП ФЗ, 2007.

10.материалы журнала «Преподавание истории и обществознания в школе» - 2010- 2016.


























Календарно-тематическое планирование

«Избранные вопросы курса обществознания»

п/п

Наименование раздела (темы). Содержание занятия

Кол-

во

часов

Формы и приемы обучения

Образовательный

продукт

Дата

проведения


Общество

6 ч.




1

Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2010 году.Ознакомление со структурой КИМа.

Системное строение общества

1

лекция, работа с

документами,

дискуссия

конспект, схема структуры общества


2

Многовариантность общественного развития

1

альтернативно­

проектное

моделирование

модель развития событий выполнение заданий ЕГЭ


3-4

Типология обществ

2

практикум, работа с документами

заполнение

таблицы


5

Глобальные проблемы человечества

1

практикум, работа с документами и СМИ, выполнение заданий блока С ЕГЭ

выполнение

опорной схемы, выполнение заданий ЕГЭ


6

Социальные институты

1

лекция,

практикум,

дискуссия

конспект, решение задания,

формулирование собственной позиции



Человек

2 ч.



7

Социализация индивида

1

лекция,

дискуссия,

решение

проблемных

заданий,

написание эссе

конспект, составление опорных схем, правильное решений заданий


8

Свобода и ответственность личности

1

работа с

документами,

написание эссе,

выполнение

творческих

заданий,

элементы

дискуссии

выполнение письменных заданий, опыт публичной защиты



Познание

2 ч.



9

Истина и ее критерии. Относительность истины

1

работа с документами, решение тестов ЕГЭ

выполнение заданий ЕГЭ


10

Научное познание. Формы научного познания

1

практикум, работа с документами, выполнение

интеллект-карты

выполнение заданий ЕГЭ



Духовная жизнь общества

5 ч.



11

Культура и духовная жизнь

1

работа с документами, выполнение заданий ЕГЭ

тезисы темы; написание эссе


12

Роль СМИ в современном обществе

1

просмотр

видеофильма,

дискуссия,

элементы

деловой игры «Я -

журналист»

опыт публичной защиты, графическое

изображение изученного материала


13

Наука и ее роль в обществе

1

лекция, работа с документами

Конспект

выполнение заданий ЕГЭ


14

Роль религии в жизни общества

1

просмотр

видеофильма,

дискуссия

формирование собственной позиции, опыт публичной защиты


15

Тенденции духовной жизни современной России

1

дискуссия с элементами моделирования

составление кластера выполнение заданий ЕГЭ



Экономика

6 ч.



16

Экономика потребителя и производителя

1

решение

проблемных

заданий,

дискуссия

выполнение заданий ЕГЭ


17

Роль государства в экономике

1

лекция, работа с документами, решение заданий ЕГЭ

конспект,

выполнение заданий ЕГЭ


18

Ценные бумаги

1

практикум

выполнение заданий ЕГЭ


19

Деньги и денежная система государства

1

лекция, составление опорных схем, решение заданий

конспект, выполненные схемы и задания



20

Регулирование спроса и предложения

1

практикум

опорные схемы и графики


21

Рынок труда (зарплата, стимулирование труда, безработица)

1

решение познавательных задач, дискуссия

решение задач, формирование собственного мнения



Социальные отношения

4 ч.



22

Социальные группы, их классификация

1

практикум

заполнение таблиц, схем


23

Неравенство и социальная стратификация

1

лекция, работа с документами, выполнение заданий ЕГЭ

написание эссе выполнение заданий ЕГЭ


24

Социальный конфликт и пути его разрешения

1

деловая игра

защита собственного мнения, опыт публичной защиты и работы в группе


25

Проблемы межнациональных отношений и политики современных государств

1

работа с документами, решение заданий ЕГЭ

выполнение заданий ЕГЭ, опорная схема темы



Политика

Зч.



26

Власть, ее происхождение и виды

1

лекция, работа с

документами,

дискуссия

Конспект

выполнение заданий ЕГЭ


27

Политическая система государства

1

лекция, решение заданий ЕГЭ

опорная схема выполнение заданий ЕГЭ


28

Политические партии и движения. Становление многопартийности в России

1

семинар

опыт публичной защиты



Право

2 ч.



29

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

1

работа с

документами,

дискуссия

опорная схема, опыт публичной защиты


30

Международный механизм защиты прав человека в современном мире

1

деловая игра

«Судебное

заседание»

опыт групповой работы, опыт публичной защиты


31-

32

Подготовка творческой работы

2

сбор

информации, её анализ,

систематизация,

оформление

формирование авторского замысла, варианта оформления и






творческой

работы

способа защиты творческой работы


33-

35

Тренинг в формате ЕГЭ Защита творческой работы

3

семинар

Практикум

опыт публичной защиты и критической оценки


Итого:

35 ч.










Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее