Духовная жизнь человека и общества
10 класс
Духовная жизнь общества
- область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности
Компоненты духовнй сферы
Структура духовной жизни общества
- Духовные потребности.
- Духовная деятельность (духовное производство).
- Духовные блага (ценности).
Духовные потребности — это потребности в познании окружающего мира и самопознании, в творческой деятельности и самореализации , которые необходимы для нормального развития человеческой индивидуальности.
Особенности духовных потребностей :
- возникают в сознании индивида
- имеют возможность выбора удовлетворения;
- носят относительный характер важности: качество жизни без них может ухудшиться, но к гибели не приведёт;
- имеют бескорыстный характер;
- не ограничены временным промежутком, долгосрочные.
Признаки духовной деятельности
- направлена на удовлетворение духовных (идеальных) потребностей человека;
- отражается на внутренних качествах человека;
- оценивается субъективно;
- строится на идеалах;
- позволяет сочетать материальную форму и нематериальные идеи, ценности, эмоции.
Среди разновидностей духовной деятельности по её целям выделяют:
- познавательную (направлена на получение знаний об окружающем мире);
- прогностическую (направлена на предсказание и планирование будущего);
- ценностно-ориентировочную (направлена на нравственную оценку и формирование духовных ценностей).
В зависимости от профессионализма субъектов выделяют:
- специализированную духовную деятельность (требует углублённых знаний и навыков, организуется в специализированных учреждениях культуры);
- неспециализированную духовную деятельность (осуществляется любыми членами общества, не требует профессионального образования).
Духовная деятельность осуществляется в процессе творчества в таких формах общественного сознания , как:
- искусство;
- образование;
- наука;
- религия;
- мораль;
- философия;
- мифы.
Духовные блага (ценности) — это одобряемые и принимаемые обществом идеи о важном и значимом для человека.
- Виды духовных ценностей:
- философские (прошлое и будущее, судьба, память);
- нравственные (гуманизм, добро, милосердие, справедливость, честь);
- эстетические (красота, гармония);
- религиозные (вера, прощение, смирение).
Духовные блага не имеют физических свойств, в отличие от материальных. Они обогащают жизнь смыслом и придают ей значение.
Духовные ценности изучаются наукой аксиологией
Культура
1. Слово «Культура» (от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»
2. «Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком
Первичными элементами культуры являются:
- символы;
- герои (образы);
- ритуалы;
- духовные ценности.
Функции культуры
- Познавательная.
Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
- Оценочная.
Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций.
- Регулятивная (нормативная).
Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
- Информативная.
Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
- Коммуникативная.
Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
- Социализации.
Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению.
ЧЕЛОВЕК
продукт культуры
творЕц , создателЬ культуры


