«Зимний фестиваль знаний 2026»

Презентация на тему: "Духовная жизнь человека и общества"

Презентация на тему: "Духовная жизнь человека и общества"

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Духовная жизнь человека и общества 10 класс

Духовная жизнь человека и общества

10 класс

Духовная жизнь общества

Духовная жизнь общества

  • область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности
Компоненты духовнй сферы

Компоненты духовнй сферы

Структура духовной жизни общества

Структура духовной жизни общества

  • Духовные потребности.
  • Духовная деятельность (духовное производство).
  • Духовные блага (ценности).
Духовные потребности   — это  потребности в познании окружающего мира и самопознании, в творческой деятельности и самореализации , которые необходимы для нормального развития человеческой индивидуальности.  Особенности духовных потребностей :

Духовные потребности   — это  потребности в познании окружающего мира и самопознании, в творческой деятельности и самореализации , которые необходимы для нормального развития человеческой индивидуальности. 

Особенности духовных потребностей :

  • возникают в сознании индивида
  • имеют возможность выбора удовлетворения;
  • носят относительный характер важности: качество жизни без них может ухудшиться, но к гибели не приведёт;
  • имеют бескорыстный характер;
  • не ограничены временным промежутком, долгосрочные.
Признаки духовной деятельности

Признаки духовной деятельности

  • направлена на удовлетворение духовных (идеальных) потребностей человека;
  • отражается на внутренних качествах человека;
  • оценивается субъективно;
  • строится на идеалах;
  • позволяет сочетать материальную форму и нематериальные идеи, ценности, эмоции.
Среди  разновидностей духовной деятельности  по её целям выделяют: познавательную (направлена на получение знаний об окружающем мире); прогностическую (направлена на предсказание и планирование будущего); ценностно-ориентировочную (направлена на нравственную оценку и формирование духовных ценностей).   В зависимости от профессионализма  субъектов выделяют:

Среди  разновидностей духовной деятельности  по её целям выделяют:

  • познавательную (направлена на получение знаний об окружающем мире);
  • прогностическую (направлена на предсказание и планирование будущего);
  • ценностно-ориентировочную (направлена на нравственную оценку и формирование духовных ценностей).

 

В зависимости от профессионализма  субъектов выделяют:

  • специализированную духовную деятельность (требует углублённых знаний и навыков, организуется в специализированных учреждениях культуры);
  • неспециализированную духовную деятельность (осуществляется любыми членами общества, не требует профессионального образования).
Духовная деятельность осуществляется в процессе творчества в таких  формах общественного сознания , как:

Духовная деятельность осуществляется в процессе творчества в таких  формах общественного сознания , как:

  • искусство;
  • образование;
  • наука;
  • религия;
  • мораль;
  • философия;
  • мифы.
Духовные блага (ценности)   — это одобряемые и принимаемые обществом идеи о важном и значимом для человека.    Виды духовных ценностей: философские (прошлое и будущее, судьба, память); нравственные (гуманизм, добро, милосердие, справедливость, честь); эстетические (красота, гармония); религиозные (вера, прощение, смирение). Духовные блага не имеют физических свойств, в отличие от материальных. Они обогащают жизнь смыслом и придают ей значение. Духовные ценности изучаются наукой  аксиологией

Духовные блага (ценности)   — это одобряемые и принимаемые обществом идеи о важном и значимом для человека. 

  • Виды духовных ценностей:
  • философские (прошлое и будущее, судьба, память);
  • нравственные (гуманизм, добро, милосердие, справедливость, честь);
  • эстетические (красота, гармония);
  • религиозные (вера, прощение, смирение).

Духовные блага не имеют физических свойств, в отличие от материальных. Они обогащают жизнь смыслом и придают ей значение.

Духовные ценности изучаются наукой  аксиологией

Культура 1. Слово «Культура» (от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа» 2. «Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком

Культура

1. Слово «Культура» (от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»

2. «Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком

Первичными элементами  культуры являются:

Первичными элементами  культуры являются:

  • символы;
  • герои (образы);
  • ритуалы;
  • духовные ценности.
Функции культуры    Познавательная.  Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе. Оценочная.  Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций. Регулятивная (нормативная). Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения). Информативная. Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений. Коммуникативная.  Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение. Социализации.  Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению.

Функции культуры

  • Познавательная.

Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

  • Оценочная.

Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций.

  • Регулятивная (нормативная).

Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

  • Информативная.

Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

  • Коммуникативная.

Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

  • Социализации.

Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению.

ЧЕЛОВЕК продукт  культуры творЕц , создателЬ культуры

ЧЕЛОВЕК

продукт  культуры

творЕц , создателЬ культуры

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее