Технологическая карта внеурочного занятия
1. Тема: Мои достоинства и недостатки.
2. Предмет: Окружающий мир
3. Класс: 3.
4. Автор разработки: Прилуцкая Людмила Валерьевна, учитель начальных классов
5. Образовательное учреждение: НМБОУ «Гимназия №11»
6. Город: Анжеро-Судженск
7. Краткое описание: Технология построения внеурочного занятия – проблемно-диалогическая. Занятие предусматривает фронтальную и групповую работу, работу с применением ИКТ.
8.Тип урока: открытие нового знания
9.Форма организации: внеурочное занятие
10.Планируемый результат:
Предметные умения
- знать достоинства и недостатки человека; - уметь называть их, определять по отличительным особенностям
| Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группах, парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на занятии вместе с учителем; - проговаривать последовательность действий на занятии; работать по плану, инструкции; - высказывать своё предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на занятии. Познавательные УУД: - ориентироваться в карточке-задании, словарике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание; - проводить сравнение, объясняя критерии. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Ресурсы | |
Фронтальная Групповая Работа в парах
|
Карточки-задания, пословицы и поговорки, мини-словарики. |
11. Цель внеурочного занятия: показать детям уникальность каждого человека, дать понятия об их достоинствах и недостатках через игровую внеурочную деятельность.
12. Задачи:
-Учить детей размышлять о простых, на первый взгляд, вещах, видеть хорошее и плохое, доброе в каждом человеке (достоинства и недостатки), дать возможность сравнить признаки людей, находя сходства и различия, объяснить, что такое уникальность.
-Формировать умение «слушать и слышать» другого человека.
-Развивать умения анализировать конкретные жизненные ситуации, у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению.
13. Оборудование: мультимедийная презентация «Достоинства и недостатки человека», фрагменты мультфильмов, отрывков из произведений (мр3), писчая бумага, набор фломастеров или цветных карандашей, смайлики-наклейки, ручки по количеству участников, полоски с именами детей, полоски бумаги: белые и чёрные, солнышко, словарики по количеству учащихся, предметы: ракушки, камешки или орехи, пословицы на листках для групп.
Ход занятия:
Этапы | время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | УУД | ||||||||
1.Организационный момент. Психологический настрой на работу. | 2 мин | - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередное внеурочное занятие «Уроки нравственности», на котором вы продолжите раскрывать для себя секреты. Посмотрите, пожалуйста, в окно. Какой сегодня день? А у нас в классе уютно и тепло. Да к тому же и солнышко заглянуло. Какие у вас ассоциации возникают, глядя на солнышко? (тепло, свет, покой, лето, цветы, игры…). А у меня солнышко ассоциируется с нашим занятием, потому что я очень хочу, чтобы оно получилось таким же светлым, тёплым и ярким, как наше солнышко. -А каким вы видите наше занятие? Чего ждёте от него? Давайте перевернём лучики, чтобы солнышко ещё ярче засияло. -А теперь возьмите лучики на свои столы и пусть их тепло сопровождает вас на протяжении всего занятия и придаёт вам силы. Займите свои места. -Проверьте, удобно ли вы сидите, как организовано ваше «рабочее место», как расположены на парте необходимые принадлежности. - Почему это важно? Выскажите свои мысли. Я желаю вам крепкого здоровья и успехов! Пусть на нашем занятии вам будет хорошо и уютно. Вижу, что вы изменились. Многие из вас стали улыбаться. А это, значит, настроение наше улучшилось. Это очень приятно. Спасибо вам! Психологическое упражнение «Барометр настроения». |
Дети отвечают на вопросы учителя, проверяют правильность расположения школьных принадлежностей и высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места», размещают слова на лучиках солнышка, берут по одному лучику и занимают свои места.
Дети показывают своё настроение (как барометр показывает погоду) руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны
Дети выполняют упражнения. | Подготовка учащихся к работе на внеурочном занятии: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Метапредметные (УУД)
регулятивные: -осуществлять самоконтроль; -овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | ||||||||
2. Внешняя интрига. Актуализация знаний.
| 1 мин | Прочитайте запись: «Два человека глядят сквозь прутья одной и той же решётки: один видит грязь, а другой – звёзды» Фредерик Лэнгбридж -Что скажете? Почему люди смотрят на одно и то же, а видят разное? К какому из этих двух людей вы относите себя? Объясните, почему?
| Дети читают, размышляют и отвечают на вопросы учителя.
Дети высказывают свои предположения, с помощью учителя подходят к мысли о необходимости разминки для успешной работы. |
|
| ||||||||
3. Разминка. | 3 мин | -Ребята, постарайтесь объяснить, почему спортсмены перед тренировкой, соревнованиями проводят разминку. Для чего они это делают? -И нам для успешной работы тоже необходимо провести разминку. Но разминку не тела, а ума. Приготовленные задания помогут нам в этом. Ваша задача максимально сосредоточиться на содержании вопросов-заданий, давать обдуманные и быстрые ответы. Вот послушайте:
- Я люблю покушать сытно, Много, вкусно, аппетитно. Ем я всё и без разбора, Потому, что я ….( Обжора)
- Ну, а я ленив и скучен, Я с платочком не разлучен. Не люблю играть и петь, Мне бы лучше пореветь. Главный нытик я из класса, А зовут меня все .... (Плакса)
- Не люблю я, братцы, мыться, С мылом, щёткой не дружу. Вот поэтому, ребята, вечно грязный я хожу. И сейчас не потому ли назовут меня …. (Грязнулей)
- Честно я скажу, ребятам: Быть опрятным, аккуратным, Очень трудно самому. Сам не знаю, почему, вещи всюду я бросаю И найти их не могу, что схвачу, в том и бегу. Где штаны, а где рубаха. Я не знаю. Я …. (Неряха) | Дети объясняют.
Ребята слушают вопросы-задания и стараются быстро и верно дать ответ, уметь обосновывать их. |
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно лёгкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности на занятии. | Предметные: -владеть терминологией, знать что означают слова.
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | ||||||||
3. Открытие нового знания.
4.Первичное закрепление.
| 7 мин.
5 мин | Игра «В каждом хорошее». (дети вытягивают из коробки имена детей). -Запишите 3-4 пункта о том, что вы видите хорошего в человеке, имя которого записано у вас на листочке. Что человек чувствует, когда в нём замечаю что-то хорошее? -Бывали у вас такие случаи, когда вы находили что либо полезное, красивое и нужное в чём-то непривлекательном с виду? -Почему не стоит судить о людях и о вещах по внешнему виду? -Как умение видеть хорошее помогает человеку в жизни? -Почему люди часто замечают плохое, чем хорошее? -Ребята, все люди разные: большие и маленькие, толстые и тонкие, весёлые и злые. У каждого человека есть хорошие качества – это называется достоинства, а есть и плохие качества – это недостатки. Чтобы разобраться в этих качествах, давайте посмотрим на этого человечка (слайд: рисунок человечка, разделенного вдоль на две части, раскрашенные черным и белым цветом). Почему у этого человечка одна половина черная? Всё плохое нам видится в чёрном цвете, а хорошее – светлое, белое. Давайте поможем человечку стать чистым и белым, то есть стать хорошим. Для этого на каждое плохое качество или недостаток будем подбирать хорошее качество или достоинство, которые закрыты листочками. Снимем первый листочек. Что написано? (скромность). Прослушивание сказки детьми и её обсуждение. -Понравилась ли вам сказка? -Расскажите о самом хорошем в себе. -Кто вас учит видеть хорошее вокруг себя? -Если вы видите в людях хорошее, всегда ли им говорите об этом? -Работа с пословицами: -Какая из пословиц подходит к теме занятия? Практическая работа. -Я прошу вас посмотреть в окно. Вспомните цитату. Я прошу вас сделать два описания. Одно с точки зрения человека, который смотрит в окно и видит прекрасное, а другое-с точки зрения того, кто прежде всего замечает плохое. Проверка практической работы. -сравните описания. -Скажите, какое описание легче было сделать, а какое труднее. Почему? -Какой вывод можно сделать? -Какие достоинства и недостатки можете назвать?
|
Ребята знакомятся с содержанием предложенного материала, высказывают свои предположения, собирают и отдают листочки тем, о ком писали.
Дети отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся, анализируют предложенные задания. Определяют уровень сложности заданий, предполагают, чем будут заниматься.
Делятся на рабочие группы, выполняют задания и заполняют табличку.
Подобная форма работы для детей не нова, они легко делятся на мини группы и определяются с рабочим местом в классе.
Дети отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения.
Дети обсуждают, доказывают свою точку зрения.
Дети выполняют задания (не более 4-х предложений) за определённое время.
Делают вывод, называют достоинства и недостатки.
Проверяют правильность выполненных заданий. | Используемые на этом этапе задания по карточкам способствуют развитию интеллектуальных качеств, позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности. Предложенные задания дети выполняют в своём темпе и в выбранной им последовательности, что соответствует принципам минимакса и вариативности.
Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для самостоятельной работы, определяют индивидуальный уровень сложности. Уровень сложности отмечают цветом: синий - самый легкий, зеленый -средней степени сложности, красный - самый сложный. Каждый ученик выбирает задания любого уровня сложности и приступает к самостоятельному выполнению.
Внутри групп, учитель выполняет роль консультанта, координатора. -Что необычного и интересного заметили?
-На какие вопросы вам уже удалось найти ответ?
- Над каким упражнением предложили бы поработать сейчас? Почему? Как будете выполнять?
Организовываются малые группы непостоянного сменного состава . Устанавливается правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявляются пробелы, неверные представления, их коррекция.
Оцениваются работы смайликом. |
Метапредметные (УУД)
познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); -определять и формулировать цель деятельности на занятии; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке.
регулятивные: - высказывать своё предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом (зачем?).
| ||||||||
4.Динамическая пауза. | 5 мин | Пришла пора отдохнуть, сменить вид деятельности. Отдохнём вместе с героями любимых мультфильмов. | Под весёлую музыку ребята выполняют динамическую паузу.
| Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и эмоциональную. Ребята выполняют танцевальную разминку глядя на мультипликационных персонажей. |
| ||||||||
5. Применение нового знания.
| 10 мин
| Работа со словами из словаря: Жадность – это скупость, жадный человек не любит делиться с друзьями. -Отметьте достоинства и недостатки. - Игра «Чёрное – белое». |
Дети отыскивают значение слов в словариках и зачитывают их значения.
Дети отвечают на вопросы учителя, обосновывают свой ответ, отмечают достоинства и недостатки.
Дети внимательно слушают и поднимают карточки определённого цвета. | На данном этапе вниманию детей предложены печатные страницы из.учебного пособия Языкановой. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 1 класс Москва :Издательство «Экзамен» со страниц Возможность решать поисково-творческие задания очень важна для ребёнка, так как позволяет почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение такого рода заданий опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения, умение покопаться «в себе», «докопаться до истины».
| Предметные: - уметь выполнять предложенные задания.
Метапредметные (УУД)
регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; -осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | ||||||||
-Ребята, посмотрите на слайд и прочитайте. Какие качества здесь собраны? Правильно, хорошие качества или достоинства человека. Я желаю, чтобы эти качества всегда были с вами и помогали расти вам красивыми и хорошими людьми! | Дети отвечают. | |
|
| |||||||||
Рассмотрите мелкие предметы у вас на столах. Разложите эти предметы по какому-нибудь признаку, например, по величине. -Докажите, что похожие на первый взгляд предметы, различаются. Упражнение «Горка» (по цвету, по форме, по размеру и т.д.). -Сложите предметы горкой. Сделайте вывод. Работа в группах: -Встаньте по росту, по цвету волос. -В чём преимущества высокого и маленького роста? Упражнение «Облака». -Сравните облака. -Найдите отличия одного облака от другого. |
Дети раскладывают предметы, группируют их по-разному, доказывают отличия, делаю вывод.
Выполняют задания, находят отличия, делают вывод. | | Предметные: - уметь выполнять предложенные задания.
Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; -осуществлять самоконтроль;
познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | ||||||||||
6.Рефлексия внеурочной деятельности.
7.Домашнее задание. | 5 мин
2 мин | -Вот и подошло к концу наше занятие. Каким оно оказалось для вас? -Какое открытие мы сделали? -Составление синквейна «Достоинства и недостатки». -Прочитайте. Что получилось. - Вот мы с Вами и узнали – что же такое достоинство человека. Нам даже удалось приобрести некоторые из них, которые на ваш взгляд являются хорошими качествами человека. Ребята, не надо бояться признавать свои недостатки, - это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее. Игра-упражнение «Мусорное ведро». -Ребята, напишите свои недостатки, сомните их и выбросьте в мусорное ведро, т.е. избавьтесь от них навсегда. -Ребята, в жизни много противоположностей. Так и у достоинств есть антидостоинства, т.е. недостатки человека. Какие они бывают? -Занятие окончено, а солнышко по-прежнему согревает нас своим теплом. -Оцените свою работу, раскрасьте цветными карандашами или возьмите смайлики. Если вы считаете, что вы всё сделали верно-зелёный, если работа вызывала трудность-красный, а если занятие не оставило никаких впечатлений - жёлтый.
-Каждый день в течение недели наблюдайте за членами своей семьи и записывайте или запоминайте только хорошее, что с ними происходит. По желанию можете нарисовать членов своей семьи, себя можете не рисовать. Раскрасьте того члена семьи, на кого вы считаете, что похожи. | Дети говорят и приносят лучики и встают в круг к солнышку, отвечают на вопросы, обобщают знания. Дети зачитывают синквейны.
Ребята стараются объективно, полно и точно дать оценку своей деятельности на уроке при помощи смайликов. Высказать, что ими было усвоено, а что не усвоено и почему. Дети пишут на листах бумаги свои недостатки, неприятные истории, ситуации, сминают листы и выбрасывают их в ведро (прощаясь с ними навсегда). | Анализируется успешность достижения цели; выявляется качество и уровень овладения знаниями.
Анализируется «Лестница успеха». | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; -давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить;
коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
| ||||||||
| Итого:40 мин | |
|
|
|