«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Водный и другие виды транспорта

Пояснительная записка к уроку географии по теме: « Транспортный комплекс России. Виды транспорта».

Россия - это, прежде всего, огромное пространство, крупнейшее по территории государство мира, требующее постоянного развития. Чтобы связывать это пространство, необходимо наличие достаточного количества транспортных коммуникаций. Благодаря транспортной системе Россия может поддерживать связь с другими районами, областями, странами и государствами. Экономика страны сможет развиваться только за счёт этого направления. Транспортный комплекс обеспечивает получение около 8% ВВП, и в этой отрасли занято 4% работающего населения. Хотелось бы разобраться, что собой представляет транспортная система России, каковы ее потенциальные возможности. Понимая актуальность данного вопроса, мне хотелось чтобы учащиеся могли изучить все виды транспортной системы, влияние которых в разные периоды истории России было определяющим, причем как при грузоперевозках, так и при пассажирском сообщении, - а именно: водный (речной и морской), железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Задачи, определенные данным уроком, связаны в основном, с осмыслением того, что уже сделано в плане освоения географического пространства России, и того, что еще предстоит сделать. На данном уроке внимание будет уделено каждому виду транспорта. Здесь будут описаны общие черты транспортной системы, её развитие и усовершенствование с течением времени, формирование составных частей. Последние годы в рамках современной школы требуются новые подходы к обучению. На своём уроке главными задачами я ставлю создание проблемной ситуации, активизацию познавательной деятельности через демонстрацию презентации, работу с картами атласами и анализом диаграмм. Для решения задач урока я применяю современные ИКтехнологии. На таком уроке учащиеся готовы к самостоятельному решению задач, предлагают пути решения, поставленной перед ними проблемы, руководствуясь собственным жизненным опытом, так как транспортный комплекс имеет огромное значение, как в повседневной жизни каждого человека так и в жизни всей страны в целом. Урок проводится с целью развития компетентности учащихся по данной теме. В процессе работы на уроке учащиеся оформляют в тетрадях схему «Виды транспорта» и наносят на контурную карту крупнейшие морские порты и транспортные магистрали России. В ходе урока учащиеся продолжают формирование самостоятельной работы с картами атласа и контурными картами, умение обоснованно, качественно, самостоятельно, оценить факторы, оказывающие влияние на развитие транспортной системы, указав её достоинства и недостатки. Урок способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, учащиеся свободно высказывают свою точку зрения по данной теме, выявляют особенности развития транспортной системы, выявляют проблемы и перспективы развития отрасли. Заключением урока является рефлексия работы на уроке, подведение результатов урока, оценка деятельности на уроке. Использование информационных технологий на уроке географии позволили улучшить обработку изучаемого материала, сократить объем домашнего задания, уменьшив при этом учебную нагрузку на учащихся, способствуют развитию наглядно – образного мышления – все эти перечисленные факторы ведут к эффективности обучения.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок географии в 9 классе

Тема: Водный и другие виды транспорта.


Цели урока: 

  • Образовательные:

  • способствовать формированию у учащихся целостного представления о транспорте как отрасли материального производства,

  • организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий «транспорт», «транспортная система», «транспортная магистраль», «транспортные узлы»;

  • системы фактов, отображающих реальную действительность развития транспортной системы России;

  • Развивающие:

  • содействовать формированию общеучебных умений и навыков работе с учебником, работе с картой, классификации и систематизации информации;

  • обеспечить развитие коммуникативной и информационной культуры учащихся, помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость нового материала

  • воспитывающие:

  • содействовать воспитанию любви к «большой и малой» Родине;

  • чувства ответственности за свою личную деятельность в команде и результат деятельности всей команды.


Оборудование: карта «Транспорт России», карточки-задания, атласы, учебники, новые понятия на карточках, карточки для рефлексии.

Учебник: Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова. География России. Хозяйство. Регионы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия










Ход урока

  1. Организация урока.

Мы начинаем урок, и я предлагаю вам посмотреть мультфильм о команде.(ВИДЕО МУЛЬТФИЛЬМА)

Мы с Вами тоже команда и у нас Вами все получится.


  1. Повторение изученного материала

Метод АМО «транспортный парк»

На разных видах транспорта предложены утверждение, выйти к доске, выбрать листочек, прочитать утверждение, если оно верное, прикрепляем на доску. Если неверное – должны ответить правильно, но к доске не прикрепляем.


  1. Главная продукция транспорта – это перевозки грузов и пассажиров. (+)

  2. Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные товары (-, услуги).

  3. Услуга – это вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности (+)

  4. Более разнообразные инфраструктурные сооружения на мало освоенных территориях (-, хорошо освоенных)

  5. Инфраструктурный комплекс включает 2 отдела – коммуникационная система и сфера обслуживания (+)

  6. Коммуникационная система включает три отрасли: транспорт, связь и строительство (-, нет строительства)

  7. Универсальные виды транспорта перевозят и различные грузы и людей (+)

  8. К сухопутным видам транспорта относятся автомобильный, железнодорожный и авиационный (-, нет авиационного)

  9. В транспортных узлах осуществляется обмен грузов между разными видами транспорта (+)

  10. Пассажирооборот – это произведение числа перевезенных грузов на расстояние перевозки (-, пассажиров)

  11. Грузооборот – это произведение перевезенного груза на расстояние перевозки. (+)


Учитель: Что мы видим на доске? (разные виды транспорта)

Сегодня мы изучим их основные характеристики и попробуем решить некоторые вопросы, связанные с различными видами транспорта.


  1. Изучение нового материала.

Учитель: Прежде всего нам необходимо определиться кто, какой вид транспорта будет изучать. Для этого передо мной лежат разноцветные листочки, под которыми определенный вид транспорта. Его вам и необходимо будет изучить. У кого окажутся одинаковые листочки – объединяются в одну группу и работают совместно.

Метод АМО «Мозговой штурм».


- Морской транспорт

1.Назовите крупные порты России.

2. Какие грузы проходят через порты Черного моря?

3. Порты какого океана имеют наибольший грузооборот?

- Речной транспорт

  1. Единая глубоководная система.

  2. Достоинства речного транспорта

  3. Проблемы

- Трубопроводный транспорт

1.Почему трубопроводный транспорт считается дешевле железнодорожного?

2.Почему трубопроводный транспорт считается экологически чистым?

3. Почему трубопроводный транспорт вышел на первое место по грузообороту, несмотря на то, что перевозят по трубам только жидкие и газообразные грузы?

- Авиационный транспорт

1.Какова главная специализация воздушного транспорта.

2.Какие преимущества имеет воздушный транспорт?

- Линии электропередач

1.Какова главная специализация.

2.Преимущества.

3 . Проблемы


Разминка «Мы в пути» ФИЗМИНУТКА

Представим себя видом транспорта.

  1. Изобразите жестами и звуком поезд

  2. Изобразите жестами и звуками самолет

  3. Изобразите жестами и звуками автомобиль


ЗАПОЛНЕНИЕ ИТОГОВОГО КЛАСТЕРА и ИТОГОВОЙ ТАБЛИЦЫ. РАБОТА В КОНТУРНЫХ КАРТАХ












Закрепление изученного материала

Тест – пятиминутка (по вариантам)


1 вариант

1. Первое место в России по грузообороту занимает транспорт

а) железнодорожный

б) трубопроводный

в) автомобильный

г) речной


2. Самый дорогой вид транспорта?

а) автомобильный

б) авиационный

в) морской

г) речной


3. Наиболее густая транспортная сеть сформирована в России ….

а) на западе

б) на севере

в) на востоке

г) на юге


4. Главное преимущество автомобильного транспорта?

а) это сезонный вид транспорта

б) он берёт много груза

в) он мобильный

г) он перевозит основную массу пассажиров


5. Главная железнодорожная магистраль России

а) Транссибирская

б) Байкало-Амурская

в) Печорская

г) Юго-восточная













2 вариант

1. Самые дешёвые перевозки

а) железнодорожные

б) автомобильные

в) морские

г) авиационные


2. Погодные условия наиболее сильно влияют на работу

а) авиационного

б) автомобильного

в) трубопроводного

г) ЛЭП


3. Большую долю флота России составляет флот

а) ледокольный

б) рыболовный

в) пассажирский

г) наливной


4. Самый крупный порт на Балтике

а) Новороссийск

б) Выборг

в) Санкт -Петербург

г) Мурманск


5. Перевозка пассажиров на дальние расстояния – главная специализация

а) автомобильного транспорта

б) авиационного транспорта

в) железнодорожного транспорта

г) трубопроводного















Ответы:Обменятся листочками, проверяем и ставим оценку, в конце урока сдать. (5 – если правильны все 5 ответов, 4 – 4 ответа)

1 вариант

2 вариант


РЕФЛЕКСИЯ



Д.З. п.20





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее