«Зимний фестиваль знаний 2025»

Диагностическая работа по геометрии в 8 классе (Погорелов А.В.)

Контрольные измерительные материалы позволяют осуществить оценку предметных и метапредметных компетенций, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования УУД в учебной и познавательной практике.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки



Описание контрольных измерительных материалов для осуществления оценки качества образования по геометрии обучающихся 8 классов


  1. Назначение работы

На основании письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособнадзор) №05-71 от 16.03.2018 «О направлении рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов».

Контрольные измерительные материалы позволяют осуществить оценку предметных и метапредметных компетенций, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной и познавательной практике.

Результаты могут быть использованы общеобразовательными организациями, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.


2. Документы, определяющие содержание работы

Содержание и структура диагностической работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15).

Задания КИМ ориентированы на учебник А.В. Погорелова «Геометрия 7-9 классы», включённого в Федеральный перечень Минобрнауки РФ на 2018–2019 учебный год.


3. Структура работы

Вариант диагностической работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям.

Задания 1-7 решить и дать ответ.

В заданиях 8-10 требуется самостоятельно записать правильное решение в развернутом виде.










4. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки участников


В табл.1 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания

Таблица1


Код

раздела

Код элемента

Проверяемые элементы содержания

1


Четырехугольники 


1.1

Параллелограмм, его свойства и признаки


1.2

Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки


1.3

Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция

2


Теорема Пифагора


2.1

Теорема Пифагора


2.2

Соотношение между сторонами и угла­ми в прямоугольном треугольнике


2.3

Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов

3


Декартовы координаты на плоскости


3.1

Коорди­наты середины отрезка


3.2

Расстояние между точками


3.3

Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса для любого угла от 0° до 180°

4


Движение


4.1

Преобразование фигур


4.2

Свойства движения


4.3

Симметрия относительно прямой

5


Векторы


5.1

Абсолютная величина и направление вектора


5.2

Равен­ство векторов


5.3

Сложение векторов и его свойства


5.4

Умножение вектора на число

В табл.2 приведены требования к уровню подготовки участников

Таблица2

Код

Код контролируемого требования (умения)

Проверяемые требования к уровню подготовки

1


Метапредметные

1.1

Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач


1.2

Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения

1.3

Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем

1.4

Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера


1.5

Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей

оценки.


1.6

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы


1.7

Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач


1.8

Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни


1.9

Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации


1.10

Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации


1.11

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки


1.12

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

2


Предметные

2.1

Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления

2.2

Умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений

2.3

Овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений

2.4

Овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений

2.5

Усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач

2.6

Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера



5. Распределение заданий по позициям кодификатора

Уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный

Таблица 3

п/п

Основные проверяемые требования к математической подготовке

Коды проверяемых элементов содержания

Коды разделов элементов требований

Уровень сложности

Максимальный балл за выполнение задания

Часть 1

1

Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин

1.1

1.2

2.1

2.2

2.3

2.5

Б

1

2

Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин

1.2

2.1

2.2

2.3

2.5

Б

1

3

Применять теорему Пифагора в решении задач

2.1

2.1

2.2

2.3

2.6

Б

1

4

Знать соотношения между сторонами и угла­ми в прямоугольном треугольнике

2.2

2.1

2.3

Б

1

5

Применять свойства движения в решении задач на симметрию фигур

4.1-

4.3

2.1

2.5

Б

1

6

Оперировать с векторами: находить сумму и разность двух

векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число

5.1-

5.4

2.1

Б

1

7

Вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка

3.1

3.2

2.1-

2.3

Б

1

Часть 2

8

Применять формулы приведения

2.3

3.3

2.1

2.3

П

2

9

Решать более сложные планиметрические задачи на нахождение геометрических величин

1.3

2.1-

2.5

П

2

10

Решать задачи на доказательство

1.1

2.1, 2.2, 2.5

П

2

Всего заданий – 10

По типу заданий с кратким ответом -7, с развернутым ответом – 3.

По уровню сложности Б – 7; П – 3.

Максимальный первичный балл за работу – 13

Время выполнения – 45 минут


6. Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности

В таблице 4 представлена информация о распределении заданий диагностической работы по уровню сложности.

Таблица4






Уровеньсложности



Количествозаданий

Макси-мальный первичный балл

Процент (%) от максимального первичного балла

1

Базовый

7

7

54

2

Повышенный

3

6

46


Итого

10

13

100


6. Распределение заданий диагностической работы по разделам (модулям) и уровню сложности

В таблице 5 представлена информация о распределении заданий диагностической работы по разделам и уровню сложности.

Таблица5






Раздел (модуль)



Кол-во

заданий


Баллы

Уровни сложности

(количество заданий)

Базовый

Повышенный

1

Четырехугольники

5

7

3

2

2

Теорема Пифагора

2

2

2

0

3

Декартовы координаты на плоскости

1

2

0

1

4

Движение

1

1

1

0

5

Векторы

1

1

1

0


Итого:

10

13

7

3


7. Типы заданий, сценарии выполнения заданий

Задания 1 – 7 базового уровня сложности на нахождение значений длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, симметрии, параллельный перенос).

Задания 8 – 10 повышенного уровня сложности: задачи на доказательство и вычислительные задачи, требующие развернутого ответа.

8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 13 баллами.

Правильный ответ на задание 1 – 7 оценивается в 1 балл

Правильный ответ на каждое из заданий 8-10 оценивается 2 баллами.



Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале


Таблица 6


Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-5

6-7

8-10

12-13


9. Время выполнения работы

На выполнение диагностической работы по одному варианту по учебному предмету «Геометрия» отводится 40 минут.


10. Дополнительные материалы и оборудование

При проведении работы разрешается использовать линейку, карандаш.


11. Рекомендации по подготовке к итоговой диагностической работе

Специальная подготовка к проверочной работе не требуется

Вариант работы №1

1. Найдите острый угол параллелограмма, если его тупой угол равен 123°. Ответ дайте в градусах.

Ответ: _______

2. В прямоугольнике ABCD AD =11, AC =14, M – точка пересечения диагоналей. Найдите периметр треугольника AMD.

Ответ: _______

3. По­жар­ную лест­ни­цу дли­ной 17 м при­ста­ви­ли к окну ше­сто­го этажа дома. Ниж­ний конец лест­ни­цы от­сто­ит от стены на 8 м. На какой вы­со­те рас­по­ло­же­но окно? Ответ дайте в мет­рах.

Ответ: _______



4. Найдите косинус угла BAC треугольника ABC, изображенного на рисунке.





Ответ: _______

5. Сколько осей симметрии имеет равносторонний треугольник?

Ответ: _______

6. KM – средняя линия треугольника ABC. Укажите для каждого из векторов в левом столбце равный ему вектор в правом столбце.














А

Б

В





Ответ:



7. AB – диаметр окружности, C – ее центр. Найдите координаты точки C, если A(-3;6), B(3;0).

Ответ: _______

8. Найдите значение выражения sin120°cos30° + cos120°tg45°

9. В трапеции MHKP MH=KP, HE – высота, ME=6см, HK=10см. Найдите среднюю линию трапеции.

10. На рисунке ABCD - параллелограмм. На его сторонах отмечены точки P, K, M и N так, что BK = ND, BP = MD, . Докажите, что четырехугольник PKMN – параллелограмм.































Вариант работы №2

1. Один из углов ромба равен 32°. Найдите больший угол этого ромба. Ответ дайте в градусах.

Ответ: _______

2. В квадрате ABCD AB =8, BD =14, M – точка пересечения диагоналей. Найдите периметр треугольника ABM.

Ответ: _______

3. В треугольнике CPE угол E прямой, CP=13см, PE=5см. Найдите CE. Ответ дайте в сантимет­рах.



Ответ: _______

4. Найдите синус угла ABC треугольника ABC, изображенного на рисунке.


Ответ: _______

5. Сколько осей симметрии имеет прямоугольник?

Ответ: _______

6. AB – средняя линия треугольника KMP. Укажите для каждого из векторов в левом столбце равный ему вектор в правом столбце.










А

Б

В




Ответ:



7. AB – радиус окружности. Найдите длину радиуса, если A(10;6), B(1;-6).

Ответ: _______

8. Найдите значение выражения sin150°tg45° + cos120°sin30°.

9. В трапеции ABCDC || AD) AB=13см, CD=15см, PABCD=48см, M - середина AB, N - середина CD. Найдите MN.

10. На рисунке KLMN - параллелограмм. На его сторонах отмечены точки O,P, R и S так, что LP = SN, LO = RN, . Докажите, что четырехугольник OPRS – параллелограмм.



















Ответы


Вариант

№ задания

1

2

1

57

148

2

25

22

3

15

12

4

0,75

0,6

5

3

2

6

А

Б

В

2

1

3


А

Б

В

3

2

4


7

(0;3)

15

8

0,25

0,25

9

16

10























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее