Конспект занятия по ФГОС в средней группе
Тема: «Звуковая культура речи: звук ц»
Цель: Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в словах, в слогах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова начинающиеся со звука Ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
Задачи:
Обучающая: закреплять правильное произношение звука ц; отрабатывать произношение звуков, умение определять слова со звуком ц.
Развивающая: развивать артикуляционный аппарат; фонематический слух: определять на слух присутствие в слове звука ц; упражнять детей в умении пересказывать.
Воспитательная: воспитывать партнерские отношения во время игр.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы учились различать похожие звуки с, сь,-з, зь. Сейчас я проверю, не путаете ли вы их. Какой звук слышите?
Дети: Звук с.
Воспитатель: Правильно ребята. Сейчас я вам прочитаю сказку Корнея Чуковского «Телефон». Вы внимательно слушайте. Я потом буду задавать вопросы.
Педагог повторяет три последних слова : «А недавно две газели позвонили и запели»
и спрашивает: «Какой звук встречается во всех этих словах?»
Дети: Звук з
Воспитатель: Молодцы, вы правильно различаете звуки на слух.
Воспитатель: Ребята, а вы любите загадки?
Дети: да
Воспитатель: Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик (Ножницы)
Воспитатель произносит слова, слегка интонируя звук ц, (кольца, концы, ножницы)
Какой звук я выделила голосом? – этот звук тоже важно научиться произносить правильно и четко.
Сначала давайте поцокаем, как белки: «Ц-ц-ц-ц» (Хоровой и 3-4 индивидуальных ответа). А теперь позовем цыплят: «Цып-цып-цып». И насыплем им зернышек. Пусть клюют.
Цыплят заметила кошка Царапка. Как кошку зовут?
Дети: Царапка
Воспитатель: «Сейчас я, - говорит Царапка,- цыплят цап-цап-цап».
Что сказала кошка?
Дети: Цап-цап-цап
Воспитатель: Скажите ей : «Царапка, не смей трогать и пугать цыплят!» (Хоровой и индивидуальный ответ). Царапка убежала. Цыплята ушли. Но появился мышонок. Сидит он, моет свою мордочку, моет без водицы и без мыльца, как мышонок из знакомой вам сказки:
А мышонок вымыл рыльце
Без водицы и без мыльца.
Воспитатель: из какой сказки этот мышонок? Кто эту замечательную сказку написал?
Дети: Самуил Маршак. «Сказка об умном мышонке».)
Если дети не знают ответ, на помощь приходит воспитатель и говорит ответ. Дети запоминают.
Воспитатель: А сейчас мы с вами немного поиграем. Я буду произносить слова. Когда вы услышите в слове звук ц, хлопните в ладоши. Цапля…цокает…ходит…цветок…растет…цветет…цирк…приехал…цифра…пятерка.
(Между словами воспитатель делает паузу, считая про себя до трех.)
Педагог называет детей, которые спешили с ответами и проиграли.
Воспитатель: В любой игре надо быть внимательнее, принимать решение самостоятельно, не ориентироваться на товарищей. Ведь у нас занятие, а это значит, что мы чему-то учимся, и возможны ошибки.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. Сейчас мы с вами будем пробовать запоминать стихотворение из чешской поэзии, пер. С. Маршака):
Знаешь буквы А, Бэ, Цэ?
Сидит кошка на крыльце,
Шьет штанишки на крыльце,
Шьет штанишки мужу,
Чтоб не мерз он в стужу.
Воспитатель: Сегодня вы очень хорошо занимались. Я очень рада, что вы так стараетесь. На этом наше занятие закончилось.