«Осенний фестиваль знаний 2024»

«Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д».

конспект урока в 1 классе. Изучение согласной буквы Д.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока: «Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д».

Цель урока: познакомить со звуками [д], [д,] и буквами «Д, д»; формировать навык правильного, слогового, выразительного, сознательного чтения.

Форма урока: традиционный урок с использованием мультимедийных средств.

Планируемый результат обучения и формирование УУД:

Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.

Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль

Программные средства: комплект методических пособий УМК «Школа России».


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», звуковые схемы слов, сигнальные карточки (синие, зеленые), индивидуальный дидактический материал; алфавит, лента букв.



Ход урока.

1. Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться…

Обращение к гостям в начале урока:

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного. Слайд №1

2. Актуализация знаний детей.

«Предложения – колечки».

Хоровое чтение изученных букв.

3. Целеполагание и мотивация. (Р,П)

- Мы продолжаем путешествие в город Алфавитинск. Сегодня познакомимся с новыми звуками и буквами. А с какими, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Появилась девочка в чашечке цветка

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла.

(Г.- Х. Андерсен «Дюймовочка») Слайд №2

4. «Открытие» новых знаний детьми. (П)

А). Выделение звука [д, ] из слова Дюймовочка.

Характеристика звука [д ,]

-Сформулируйте тему и цели урока. Слайд №3

-Прочитайте девиз урока. Слайд №4

Дружба – в делах помощница. (Л)

-Объясните смысл пословицы. Какие пословицы о дружбе вы знаете?

(Друг познается в беде.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)


Б). Читаю текст и выставляю таблички со словами на доску в определённой последовательности (это опора для запоминания ).

Это…(дом). Из трубы идёт…(дым). У дома растёт…(дуб). На дубе…(дупло). У дупла…(дятел). У дома сидит…(дед). Рядом с дедом играют…(дети).

- Какие слова помогли нам создать эту картинку?

- Что общего в этих словах? Какой это звук? Почему?

Читаю слова: дом, дым, дуб, дупло.

- Какой звук в начале этих слов?

- Каким цветом обозначим?


Читаю слова: дед, дети.

- Какой звук в начале этих слов?

- Каким цветом обозначим?


В). Игра «Кто больше запомнит слов со звуками [д ], [д, ] (П)

Деревенские дети дружно делали дом.

Деревянный. Дощечка да дощечка.

Дырочка – дверь.

Дострогали, допилили, докрасили.

Добротный дом.

Домик для дворняжки.


5. Фонематическая разминка. (Р)

А). Игра «Узнай звук»

-Услышав звук [д ], поднимите синюю карточку; звук [д, ] - зелёную.

Дом, девочка, дочка, Дюймовочка, Дима, дружба, дерево, дятел, дупло, доброта.

-Назовите слова, в которых встречаются звуки [д], [д, ]. (П)

- Кто знает, какой буквой обозначают звуки [д], [д`]?


Б). Найдём эту букву в печатном алфавите.

- Расскажите, что мы узнали про звуки, которые обозначаем буквой д.

- Какие новые знания мы открыли?



В). Сравнение печатной и письменной буквы д (на доске).

- Чем похожи, чем отличаются?

- На что похожа буква д?

Вот стоит, дымок пуская,

Буква д, труба печная,

Этот домик - буква д.

- А как сделать, чтобы в доме было тепло и уютно?

Г). Чтение слогов (домик со слогами):

ДА ТА АД АТ

ДО ТО ОД ОТ

ДУ ТУ УД УТ

ДЫ ТЫ ЫД ЫТ

ДИ ТИ ИД ИТ

Читаем громко с буквой д, тихо – с т.

6. Первичное закрепление.

Работа по азбуке (стр. 105)

А). Работа со столбиками слов. Слайд №5

Чтение цепочкой.

-Найдите в словах общую часть.

(Знакомство с понятием «родственные слова» ).

-Назовите слова, которые отвечают на вопрос «какой?».

(водные, подводные)

-Подберите к ним слова, отвечающие на вопросы что? кто? (Р)


Физкультминутка «Дети утром рано встали»

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте.)

Утомил всех долгий путь —

Дети сели отдохнуть.

(Дети садятся за парты.)


Б). –Прочитайте пословицы с буквой Д на с. 104 учебника.

- Обведите в пословицах букву Д, обозначающую мягкий согласный звук, зелёным цветом, а букву Д, обозначающую твёрдый согласный звук, синим цветом.

- Чему нас учат эти пословицы?

- Рассмотрите иллюстрацию на тему «Морские сокровища» на с. 104.

- Кто плавает под водой?

- Кто из вас знает, как называется вид спорта, когда аквалангисты опускаются на морское дно? (дайвинг).

- Какое оборудование необходимо аквалангисту, чтобы не погибнуть под водой?

- Что увидели водолазы на дне моря? Каких морских обитателей они встретили?

- Как могли сокровища на морском дне?


В). Работа с текстом.

Чтение и пересказ текста.

-Почему эти предложения можно назвать текстом?

( Имеет две части. Предложения связаны между собой по смыслу.)

Выборочное чтение.

-Прочитайте слова, в которых встречается буква д.

-Поставьте вопросы к тексту.


8. Закрепление нового материала.

А). - Прочитайте скороговорки на с. 106.

-Давайте произнесём скороговорку сначала медленно, тихо, затем быстрее, громче.

-Подчеркните в тексте буквы д, б.

Самопроверка.

Б). Разгадывание ребусов.

В). Работа над многозначностью слов.

- Какое значение имеет слово «звезда»?

- Почему об артистах говорят иногда: «Она звезда»?

9. Повторение пройденного.

Работа на карточках.

1.Распредели буквы по группам разными способами

Д, Г, Б, Ф – заглавные буквы

в, п, к, т – строчные буквы

Д, Г, Б, в - звонкие согласные

Ф, п, к, т – глухие согласные

2.Игра «Третий лишний».

(а, э, ы -лишняя ы

и, о, у – лишняя и

т, д, к – лишняя к)

Игра «Составь слова». (К)

(кол, лом, мол, лак, мак, лад, кило, мода, клад)

10. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

-Какое задание вам понравилось больше всего? Почему? Слайд №6

Обращение к гостям в конце урока:

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!


Список использованной литературы:

  1. Азбука. 1 класс. Ч. 1. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др. – М. : Просвещение, 2016.

  2. Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»;













Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее