Обучение грамоте
Тема:Звук [ш], буква Ш, ш.
Цель: 1. Обучающие – «познакомить детей с буквами «Ш», «ш» и звуками [ш]; давать характеристику звуку; учить находить место звука в словах; формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения.
Развивающие – развивать связную речь, фонематический слух, расширять кругозор.
Воспитательные – воспитывать навыки самостоятельности, ответственности, умение работать в коллективе.
Содержание урока.
I. Организационный момент.
- Прозвенел звонок. Начинается урок.
* Сначала сядет тот, чье имя начинается с гласного звука.
* Затем с согласного твердого.
* А теперь с согласного мягкого.
- Молодцы! Никто не остался без места.
Начинается урок,
Он пройдет ребятам впрок,
Станем буквы изучать
И продолжим мы читать.
II. Актуализация опорных знаний.
- Что такое речь?
Какая бывает речь?
Из чего состоит наша речь?
Из чего состоят предложения?
Из чего состоят слова?
Из чего состоят слоги?
Какие бывают звуки?
- Расскажите, что вы знаете о гласных, о согласных звуках.
- Как обозначают звуки на письме?
- А со всеми ли буквами вы знакомы?
III. Постановка цели и задач урока.
- Какой звук будем «открывать», узнаете из языковой разминки.
а) – Вспомните, какой звук издает змея? (ш – ш – ш)
б) Накачаем насосом колесо: ш - ш – ш
Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса ши-ши.
- Проживает ли такой звук в нашей ленте букв?
- Сформулируйте тему урока.
- Чему вы должны научиться? (Знакомство с буквой Ш)
- Какой это звук? Почему? (Слайд)
Физминутка.
Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата
Как жирафы потянулись.
И друг другу улыбнулись.
Вперевалочку, как мишки
Дружно сели все за книжки.
IV. Первичное закрепление. (стр. 48)
Посмотрите на новую букву.
- Почему она изображена в виде завязанного шарфа?
- Почему в «Азбуке» у этой буквы синий цвет?
Загадка.
Ношу на голове поля,
Но это вовсе не земля. (Шляпа)
На доске собрать слово «шапка»
Каким звуком начинается это слово?
Составление схемы . . . . .
Чтение слов в столбике.
шапка
шляпа
ушанка – закрывающая уши
шапокляк– шляпа с сюрпризом.
- Чем объединяются эти слова по значению? (Название головных уборов)
Знакомо ли вам слово «шапокляк»? (Старуха в книге Эдуарда Успенского)
- Почему автор дал старухе такое имя?
Старуха Шапокляк тоже преподносила разные сюрпризы, то есть всякие неожиданности.
Песенка старухи Шапокляк. ( аудиозапись)
Чтение текста с 48 « История одной шляпы».
- Что означает слово «Кляк» на русском языке?
- Кто раньше надевал шляпу- шапокляк?
- Почему эту шляпу надевали клоуны?
- В чем хитрость шляпы?
V. Игра «Найдите слово».
Прочитайте 5 слов. Где спрятано шестое?
ШАЛАШ
КОРОВА
ОСЫ
ЛУНА
АВТОБУС
Назовите слова на одну тему:
(Учитель, ученик, учебник, урок, доска, перемена)
VI. Рефлексия.
- Какое настроение у вас в конце урока? Покажите рисунком.
VII. Итог урока.
- Кто скажет, какую букву и звук мы изучали?
- Расскажите об этом звуке, что вы узнали?
Вот уроку и конец
А кто работал – МОЛОДЕЦ!