«Осенний фестиваль знаний 2024»

Защита компьютерной презентации "Системно-деятельностный подход на уроках математики в 5 классе"

Работа по защите компьютерной презентации "Сиситемно-деятельностный подход на уроках математики в 5 классе для обучающихся с НОДА"

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

ЗАЩИТА КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

ВЯТКИНОЙ ЕКАТЕРИНЫ БОРИСОВНЫ

1слайд:

Пока идёшь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится

Зато, куда б ты не попал,

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал

Вовек не позабудется.

Николай Рыленков

2 слайд:

Тема моей работы:

«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ»

3 слайд: (Условия формирования личного вклада педагога в развитие)

Условиями формирования моего личного вклада в разработку данной темы являются следующие условия: изучение работ и статей ученых – психологов…( в презентации);

методические - проведение уроков математики, внеклассных мероприятий(неделя математики,…), а также организационно-педагогические – участие в работе ШМО,РМО, педсоветах и семинарах, участие в педагогических чтениях, творческих группах.

4 слайд: (АКТУАЛЬНОСТЬ):

Наша школа создана для обучения и воспитания детей с различными нарушениями в работе опороно - двигательного аппарата.

Помимо основных нарушений в работе опороно - двигательного аппарата, у большинства наших детей обнаруживаются трудности в формировании пространственных и временных представлений, вычислительных навыков, моторные нарушения ограничивают способность к освоению геометрического материала.

Считаю, что СПД как раз и является той педагогической технологией, которая необходима детям с НОДА, т. к в результате его применения у детей повышается познавательная активность, что способствует улучшению памяти и внимания, формированию гибкости мышления. У ребят появляется уверенность в себе, они становятся более самостоятельными в своей исследовательской и творческой деятельности. Таким образом, формируется функциональная математическая грамотность, формируется самодостаточная личность, способная адаптироваться к жизни в современном обществе.

5 слайд: (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ)6

Технологии СПД в трудах известных исследователей и психологов А.Г. Петерсона, Б.Г. Ананьева, И.С. Якиманской, А.С.Макаренко, Н.Г. Григоренко, Р.Стенберг, рассматривается как следствие объединения системного подхода и деятельностного, доказывающего бесполезность самих знаний ,умений и навыков, не реализующихся в деятельности. Деятельностный подход предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, т.е. ученик, как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель определяет учебную цель занятия и формирует, направляет, коррегирует весь образовательный процесс. Учитель, лишь направляя детей, даёт рекомендации в течение урока, поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Содержание образования сохраняется, но меняется сам принцип построения урока. Построить исследовательскую работу на уроке с целью добывания нового знания – сложнее, проще самой объяснить материал. Но знания, полученные в результате поиска, усваиваются и запоминаются значительно лучше.

6 слайд: ( ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ )

В контексте технологии системно-деятельностного подхода, основной целью обучения математике выделила для себя следующие: обеспечение прочного и сознательного освоения обучающимися системы знаний и умений по математике и формирования навыков самостоятельной работы (в том числе исследовательской деятельности), что необходимо для включения в дальнейшую трудовую деятельность.

7 слайд: ( ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ )

Ведущей педагогической идеей моей работы является создание условий для формирования устойчивой, положительной мотивации обучающихся, развитие интереса к предмету через организацию активного обучения создания на уроках психолого-педагогических условий, направленных на формирование познавательной активности через применение Д.П, активных форм обучений и как следствие – повышение качества.

8 слайд: ( ПРИНЦИП С.Д.П )

Ещё раз хочу обратить внимание на то, что основным принципом С.Д.П считаю – создание и организация условий, инициирующих детской действия.

9 слайд: (ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ. СТРУКТКРА УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА )

Целевым назначением деятельностного подхода считаю следующее:

умение

  • ставить цели;

  • решать задачи;

  • отвечать за результаты;

  • повышать математическую грамотность, которая обеспечит умение использовать знания. умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненно важных задач

  • организовать эффективную самостоятельную деятельность, в которой каждый может реализовать свои способности и интересы.

Я хотела бы остановиться на структуре урока математики с позиции системно--деятельностного подхода

  • учитель создаёт проблемную ситуацию;

  • обучающийся принимает проблемную ситуацию;

  • вместе выявляют проблему

  • учитель управляет поисковой деятельностью;

  • обучающийся осуществляет самостоятельный поиск;

Каким образом включить обучающегося в образовательный процесс?

Как помочь его самоопределению?

Только с помощью действия!

1.Организационный момент:

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне – «хочу, потому что могу»

  • у обучающихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность;

  • включение детей в деятельность;

Приёмыработы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи(хлопок в ладони друг друга с соседом по парте);

  • учитель предлагает подумать, что пригодится для успешной работы на уроке;

  • дети высказываются;

  • девиз,эпиграф4

  • самопроверка д/з по образцу.

2. Актуальность знаний:

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося;

Возникновение проблемной ситуации:

  • создание проблемной ситуации;

  • выявление и фиксирование в громкой речи – где и почему возникло затруднение;

  • тема и цель урока

Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом, затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

3.Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений(«Почему возникли затруднения, что мы ещё незнаем?»).Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока.

Методы постановки учебной задачи:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;

  • подводящий к теме диалог;

  • подводящий без проблемы диалог;

4. «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)

Цель: решение устных задач, обсуждение проекта решения.

Способы: диалог, групповая или парная работа.

Методы:

  • побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию диалог, подводящий без проблемы диалог;

  • организация самостоятельной исследовательской деятельности;

  • выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.

5. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

Способы: фронтальная работа, работа в парах

Средства:

  • комментирование;

  • обозначение знаковым сигналом;

  • выполнение продуктивных заданий;

  • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в процессе первичного закрепления, примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет

Небольшой объём самостоятельной работы(не более 2-3 типовых заданий) выполняется письменно

Методы: самоконтроль, самооценка.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Сначала предложить обучающимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие, затем выполняются упражнения. В которых новое знание используется как промежуточный шаг.

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Вопросы:

Какую задачу ставили?

Удалось ли решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?



10 слайд: ( ВИДЫ УРОКОВ В ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА )

В своей практике я использую уроки следующих 4 типов ( по целеполаганию ):

  • Уроки открытиянового знания;

  • Уроки рефлексии;

  • Уроки систематизации знаний;

  • Уроки развивающего контроля.

На своих уроках я формирую следующие ключевые компетенции:

  • Учебно – познавательные: планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;

  • Информационные компетенции: учу самостоятельно готовить сообщение, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;

  • Коммуникативные компетенции: воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать своё мнение.

Цели уроков выделенных типов:

1. Урок “открытия” нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: разширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

2. Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование способностей обучающихся к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д. )

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование способностей обучающихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

11 слайд: ( АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ )

Для того, чтобы уроки соответствовали системно-деятельностной технологии, я применяю активные методы обучения: круглые столы, ролевые и деловые игры, обучение действиям и др.

12 слайд: ( ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ )

Активные методы обучения позволяют учиться по способностям, ежедневно приобретать навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи. Обучающийся не только активно усваивает новые знания, но и приобщается к опыту творческой активности, учится планировать свою деятельность, разрабатывать взаимозадания, помогать другому, контролировать, т.е. приобретает умение не только учиться, но и учить. Хочу продемонстрировать фрагменты уроков, используемые мной в работе ( гиперссылка).

13 слайд:(ДИАПАЗОН ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СТЕПЕНЬ ЕГО НОВИЗНЫ)

Своим опытом я делилась на открытых уроках, внеклассных мероприятиях, выступлениях на ШМО. Вместе с детьми участвовали в проектной деятельности, принимали участие в школьной конференции, в различных конкурсах.

14 слайд:(ДИАПАЗОН ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СТЕПЕНЬ ЕГО НОВИЗНЫ)

Предлагаемые методы работы обеспечивают создание уникальной образовательной среды, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, а также активную самостоятельную поисковую деятельность обучающихся по разрешению учебных проблем, что в полной мере соответствует идеологии СДП и является основой для успешного прохождения итоговой аттестации школьников.

15 слайд: (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Уроки, основанные на принципах СДП развивают у детей с ограниченными возможностями навыки, которые дают возможность их применения не только при обучении. Но и в дальнейшей жизни. Последовательная реализация идей и принципов этой технологии повышает эффективность образования, существенно повышает мотивацию и интерес к учению, обеспечивает условия для общекультурного и личностного раз0вития, формирует компетенции в любой предметной области познания.

16 слайд: (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Была проведена входящая , а также заключительная диагностика вычислительных навыков, умения решать текстовые задачи, знания геометрического материала. Максимальное количество баллов за каждое задание - 5.По результатам диагностики выявлена положительная динамика результатов у каждого ребёнка(гиперссылка – сначала первая строка, затем работы для исследования результативности).

17 слайд: (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Я и мои ребята принимали участие в различных дистанционных конкурсах и викторинах по предмету. Среди них были победители и участники.

Гиперссылка

1 слайд: Пример проблемной ситуации (Задание с затруднением)

Урок «открытия нового знания», тема «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»

2 слайд:(Тема урока «Прямоугольник»)

Активизировать познавательную деятельность обучающихся можно, используя различные приёмы с текстом учебника или математическим текстом.

Записывается новая тема урока, учащиеся уже знакомы с данной темой,но некоторые понятия им ещё не известны.

3 слайд:(Работа с математическим текстом)

Для изучения данной темы на каждую парту раздаётся лист с текстом о прямоугольнике, далее идёт работа с математическим текстом. После работы с текстом организую обсуждение прочитанного. Далее – фронтальный опрос для закрепления теоретического материала.

4 слайд: (взаимно-обратные числа)

5 слайд: (ход урока)

6 слайд: (Урок-тренинг)

Обучение конструированию вопросов разного уровня.

7 слайд: (ход урока)

8 слайд: (Приём «Составление логических цепочек»)

Использование приёма позволяет осознать и осмыслить изученный материал и запомнить определения.

Задание: Закончите каждое определение, выбрав из предложенных вариантов его правильное окончание.

9 слайд: (Варианты ответов)

Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Следующие приёмы развивают потребность у обучающихся к творческой деятельности, самовыражению, самоактуализации через различные виды заданий, инициативу и самостоятельность.

10 слайд: (Игра «Конкурс на лучшее домашнее задание»)

11 слайд: Практическая работа «Сумма углов треугольника»

Таким образом, при обучении приёмам учебной деятельности, обеспечивается не только высокий уровень содержания учебного материала, но и более высокий уровень мышления и умения учиться.



8


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее