ЗАЩИТА КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
ВЯТКИНОЙ ЕКАТЕРИНЫ БОРИСОВНЫ
1слайд:
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится
Зато, куда б ты не попал,
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал
Вовек не позабудется.
Николай Рыленков
2 слайд:
Тема моей работы:
«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ»
3 слайд: (Условия формирования личного вклада педагога в развитие)
Условиями формирования моего личного вклада в разработку данной темы являются следующие условия: изучение работ и статей ученых – психологов…( в презентации);
методические - проведение уроков математики, внеклассных мероприятий(неделя математики,…), а также организационно-педагогические – участие в работе ШМО,РМО, педсоветах и семинарах, участие в педагогических чтениях, творческих группах.
4 слайд: (АКТУАЛЬНОСТЬ):
Наша школа создана для обучения и воспитания детей с различными нарушениями в работе опороно - двигательного аппарата.
Помимо основных нарушений в работе опороно - двигательного аппарата, у большинства наших детей обнаруживаются трудности в формировании пространственных и временных представлений, вычислительных навыков, моторные нарушения ограничивают способность к освоению геометрического материала.
Считаю, что СПД как раз и является той педагогической технологией, которая необходима детям с НОДА, т. к в результате его применения у детей повышается познавательная активность, что способствует улучшению памяти и внимания, формированию гибкости мышления. У ребят появляется уверенность в себе, они становятся более самостоятельными в своей исследовательской и творческой деятельности. Таким образом, формируется функциональная математическая грамотность, формируется самодостаточная личность, способная адаптироваться к жизни в современном обществе.
5 слайд: (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ)6
Технологии СПД в трудах известных исследователей и психологов А.Г. Петерсона, Б.Г. Ананьева, И.С. Якиманской, А.С.Макаренко, Н.Г. Григоренко, Р.Стенберг, рассматривается как следствие объединения системного подхода и деятельностного, доказывающего бесполезность самих знаний ,умений и навыков, не реализующихся в деятельности. Деятельностный подход предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, т.е. ученик, как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель определяет учебную цель занятия и формирует, направляет, коррегирует весь образовательный процесс. Учитель, лишь направляя детей, даёт рекомендации в течение урока, поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Содержание образования сохраняется, но меняется сам принцип построения урока. Построить исследовательскую работу на уроке с целью добывания нового знания – сложнее, проще самой объяснить материал. Но знания, полученные в результате поиска, усваиваются и запоминаются значительно лучше.
6 слайд: ( ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ )
В контексте технологии системно-деятельностного подхода, основной целью обучения математике выделила для себя следующие: обеспечение прочного и сознательного освоения обучающимися системы знаний и умений по математике и формирования навыков самостоятельной работы (в том числе исследовательской деятельности), что необходимо для включения в дальнейшую трудовую деятельность.
7 слайд: ( ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ )
Ведущей педагогической идеей моей работы является создание условий для формирования устойчивой, положительной мотивации обучающихся, развитие интереса к предмету через организацию активного обучения создания на уроках психолого-педагогических условий, направленных на формирование познавательной активности через применение Д.П, активных форм обучений и как следствие – повышение качества.
8 слайд: ( ПРИНЦИП С.Д.П )
Ещё раз хочу обратить внимание на то, что основным принципом С.Д.П считаю – создание и организация условий, инициирующих детской действия.
9 слайд: (ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ. СТРУКТКРА УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА )
Целевым назначением деятельностного подхода считаю следующее:
умение
ставить цели;
решать задачи;
отвечать за результаты;
повышать математическую грамотность, которая обеспечит умение использовать знания. умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненно важных задач
организовать эффективную самостоятельную деятельность, в которой каждый может реализовать свои способности и интересы.
Я хотела бы остановиться на структуре урока математики с позиции системно--деятельностного подхода
учитель создаёт проблемную ситуацию;
обучающийся принимает проблемную ситуацию;
вместе выявляют проблему
учитель управляет поисковой деятельностью;
обучающийся осуществляет самостоятельный поиск;
Каким образом включить обучающегося в образовательный процесс?
Как помочь его самоопределению?
Только с помощью действия!
1.Организационный момент:
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне – «хочу, потому что могу»
у обучающихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность;
включение детей в деятельность;
Приёмыработы:
учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи(хлопок в ладони друг друга с соседом по парте);
учитель предлагает подумать, что пригодится для успешной работы на уроке;
дети высказываются;
девиз,эпиграф4
самопроверка д/з по образцу.
2. Актуальность знаний:
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося;
Возникновение проблемной ситуации:
создание проблемной ситуации;
выявление и фиксирование в громкой речи – где и почему возникло затруднение;
тема и цель урока
Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом, затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
3.Постановка учебной задачи
Цель: обсуждение затруднений(«Почему возникли затруднения, что мы ещё незнаем?»).Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи:
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
подводящий к теме диалог;
подводящий без проблемы диалог;
4. «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)
Цель: решение устных задач, обсуждение проекта решения.
Способы: диалог, групповая или парная работа.
Методы:
побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию диалог, подводящий без проблемы диалог;
организация самостоятельной исследовательской деятельности;
выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.
5. Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала
Способы: фронтальная работа, работа в парах
Средства:
комментирование;
обозначение знаковым сигналом;
выполнение продуктивных заданий;
выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в процессе первичного закрепления, примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет
Небольшой объём самостоятельной работы(не более 2-3 типовых заданий) выполняется письменно
Методы: самоконтроль, самооценка.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Сначала предложить обучающимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие, затем выполняются упражнения. В которых новое знание используется как промежуточный шаг.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили?
Удалось ли решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
10 слайд: ( ВИДЫ УРОКОВ В ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА )
В своей практике я использую уроки следующих 4 типов ( по целеполаганию ):
Уроки “открытия” нового знания;
Уроки рефлексии;
Уроки систематизации знаний;
Уроки развивающего контроля.
На своих уроках я формирую следующие ключевые компетенции:
Учебно – познавательные: планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
Информационные компетенции: учу самостоятельно готовить сообщение, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
Коммуникативные компетенции: воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать своё мнение.
Цели уроков выделенных типов:
1. Урок “открытия” нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: разширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
2. Урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование способностей обучающихся к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д. )
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование способностей обучающихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
11 слайд: ( АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ )
Для того, чтобы уроки соответствовали системно-деятельностной технологии, я применяю активные методы обучения: круглые столы, ролевые и деловые игры, обучение действиям и др.
12 слайд: ( ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ )
Активные методы обучения позволяют учиться по способностям, ежедневно приобретать навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи. Обучающийся не только активно усваивает новые знания, но и приобщается к опыту творческой активности, учится планировать свою деятельность, разрабатывать взаимозадания, помогать другому, контролировать, т.е. приобретает умение не только учиться, но и учить. Хочу продемонстрировать фрагменты уроков, используемые мной в работе ( гиперссылка).
13 слайд:(ДИАПАЗОН ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СТЕПЕНЬ ЕГО НОВИЗНЫ)
Своим опытом я делилась на открытых уроках, внеклассных мероприятиях, выступлениях на ШМО. Вместе с детьми участвовали в проектной деятельности, принимали участие в школьной конференции, в различных конкурсах.
14 слайд:(ДИАПАЗОН ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СТЕПЕНЬ ЕГО НОВИЗНЫ)
Предлагаемые методы работы обеспечивают создание уникальной образовательной среды, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, а также активную самостоятельную поисковую деятельность обучающихся по разрешению учебных проблем, что в полной мере соответствует идеологии СДП и является основой для успешного прохождения итоговой аттестации школьников.
15 слайд: (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Уроки, основанные на принципах СДП развивают у детей с ограниченными возможностями навыки, которые дают возможность их применения не только при обучении. Но и в дальнейшей жизни. Последовательная реализация идей и принципов этой технологии повышает эффективность образования, существенно повышает мотивацию и интерес к учению, обеспечивает условия для общекультурного и личностного раз0вития, формирует компетенции в любой предметной области познания.
16 слайд: (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Была проведена входящая , а также заключительная диагностика вычислительных навыков, умения решать текстовые задачи, знания геометрического материала. Максимальное количество баллов за каждое задание - 5.По результатам диагностики выявлена положительная динамика результатов у каждого ребёнка(гиперссылка – сначала первая строка, затем работы для исследования результативности).
17 слайд: (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Я и мои ребята принимали участие в различных дистанционных конкурсах и викторинах по предмету. Среди них были победители и участники.
Гиперссылка
1 слайд: Пример проблемной ситуации (Задание с затруднением)
Урок «открытия нового знания», тема «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»
2 слайд:(Тема урока «Прямоугольник»)
Активизировать познавательную деятельность обучающихся можно, используя различные приёмы с текстом учебника или математическим текстом.
Записывается новая тема урока, учащиеся уже знакомы с данной темой,но некоторые понятия им ещё не известны.
3 слайд:(Работа с математическим текстом)
Для изучения данной темы на каждую парту раздаётся лист с текстом о прямоугольнике, далее идёт работа с математическим текстом. После работы с текстом организую обсуждение прочитанного. Далее – фронтальный опрос для закрепления теоретического материала.
4 слайд: (взаимно-обратные числа)
5 слайд: (ход урока)
6 слайд: (Урок-тренинг)
Обучение конструированию вопросов разного уровня.
7 слайд: (ход урока)
8 слайд: (Приём «Составление логических цепочек»)
Использование приёма позволяет осознать и осмыслить изученный материал и запомнить определения.
Задание: Закончите каждое определение, выбрав из предложенных вариантов его правильное окончание.
9 слайд: (Варианты ответов)
Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Следующие приёмы развивают потребность у обучающихся к творческой деятельности, самовыражению, самоактуализации через различные виды заданий, инициативу и самостоятельность.
10 слайд: (Игра «Конкурс на лучшее домашнее задание»)
11 слайд: Практическая работа «Сумма углов треугольника»
Таким образом, при обучении приёмам учебной деятельности, обеспечивается не только высокий уровень содержания учебного материала, но и более высокий уровень мышления и умения учиться.
8