Рассмотрено Руководитель МО _______/Гилязова Т.Б./ Протокол № ____ от «____» _________2018г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ №33» НМР РТ _____/Заляева Ч.М./ от «____» ______ 2018 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №33» НМР РТ ______/Салихзянова Л.Г. / Приказ № 31 от «29 » августа 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся 6 класса
по внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Шариповой А.Е.,
учителя первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ №33» НМР РТ
г. Нижнекамск, 2018 год.
Пояснительная записка
к рабочей программе внеурочной деятельности « Занимательная математика»
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения содержания курса
Личностные
-знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
-способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
-умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные
-умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
-умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
-умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
-умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
-применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
-умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные
-владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
-владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
-умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
-усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение --использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
-приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;
-знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
-умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
-использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», -осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
-знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
-понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;
-умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
- вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.
- геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.
-анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
-решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;
- извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;
- извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;
-выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;
-строить речевые конструкции;
- изображать геометрические фигура с помощью инструментов и
от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь
выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;
выполнять вычисления с реальными данными;
-проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты;
-выполнять проекты по всем темам данного курса;
-моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин,
проволоку и др.
Тематическое планирование:
№ | Наименование раздела учебной программы | Основные виды деятельности обучающихся
| Кол-во часов |
1 | Делимость чисел | -знакомство с историей возникновения чисел; знакомство с интересными математическими закономерностями чисел; узнают, что знаки деления обозначаются двоеточием и дробной чертой; вспоминают, как выделяется целая часть из неправильной дроби; Используют признаки делимости на 4; 7; 11,13. Знакомятся с алгоритмом Евклида, как один из способов нахождения наибольшего общего делителя (НОД) и наименьшего общего кратного (НОК); связь между ними и числами, для которых находят НОД и НОК. Знакомство с принципом Дирихле и применение его при решении задач на делимость. | 11 |
2 | Математические головоломки | Учатся строгости рассуждений и более глубокому уяснению понятий и методов математики; разбор софизмов развивает логическое мышление, прививает навыки правильного мышления. Числовые ребусы (криптограммы). Решение олимпиадных задач. Разбор заданий муниципального тура | 6 |
3 | Решение нестандартных задач | познакомить с основными приемами работы над текстом задачи : показать, что задачи на совместную работу тесно связаны с задачами на движение показать, как меняется суть задачи при наличии в ней слов: одновременно; в разное время; навстречу друг другу; в разные стороны. Решение задач «обратным ходом». Старинный способ решения задач на смешение веществ. показать, какие из известных нам величин находятся в прямой или обратной зависимостях. помочь детям вывести понятие золотого сечения, показать связь математики с окружающим миром посредством самоанализа результатов практической работы показать, каким образом можно уравнять правую и левую части математического высказывания. осуществляют перенос знаний и способов действия в новые ситуации, показать, что одно и то же уравнение можно решать различными методами. Решение олимпиадных задач | 18 |
Содержание программы
Занимательная математика - 35 часов
1.Делимость чисел – 11ч
Тема 1.Введение. Из истории интересных чисел.
Основные узловые моменты: знакомство с историей возникновения чисел.
Формы организации: теоретические
Тема 2.Интересные свойства чисел.
Основные узловые моменты: знакомство с интересными математическими закономерностями чисел.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 3.Новый знак деления.
Основные узловые моменты: узнают, что знаки деления обозначаются двоеточием и дробной чертой; вспоминают, как выделяется целая часть из неправильной дроби.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 4-5.Признаки делимости.
Основные узловые моменты: показывают, что многое о числе можно узнать из его внешнего вида. Используют признаки делимости на 4; 7; 11,13
Формы организации: теоретические и практические
Тема 6-7.Алгоритм Евклида.
Основные узловые моменты: Знакомятся с алгоритмом Евклида, как один из способов нахождения наибольшего общего делителя (НОД) и наименьшего общего кратного (НОК); связь между ними и числами, для которых находят НОД и НОК.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 8-9. НОД, НОК и калькулятор.
Основные узловые моменты: осуществляют перенос знаний и способов действия в новые ситуации; обобщают полученные результаты и делают выводы.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 10. Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость.
Основные узловые моменты: знакомство с принципом Дирихле и применение его при решении задач на делимость.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 11.Некоторые приемы устных вычислений.
Основные узловые моменты: знакомство с приемами устных вычислений, помогающие при решении задач.
Формы организации: теоретические и практические
2. Математические головоломки – 6 ч.
Тема 12.Пифагорейский союз.
Основные узловые моменты: узнают, что число - это некоторый символ, определяющий многое в жизни человека.
Формы организации: теоретические и практические
Тема13.Софизмы.
Основные узловые моменты: учатся строгости рассуждений и более глубокому уяснению понятий и методов математики; разбор софизмов развивает логическое мышление, прививает навыки правильного мышления.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 14-16.Числовые ребусы (криптограммы).
Основные узловые моменты: применяют знания в нестандартной ситуации; развивают логическое мышление и терпение.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 17. Решение олимпиадных задач.
Разбор заданий муниципального тура
Формы организации: теоретические и практические
3.Решение нестандартных задач – 18 ч.
Тема 18.Как научиться решать задачи.
Основные узловые моменты: познакомить с основными приемами работы над текстом задачи
Формы организации: теоретические и практические
Тема 19-20.Решение олимпиадных задач на совместную работу.
Основные узловые моменты: показать, что задачи на совместную работу тесно связаны с задачами на движение.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 21-22.Решение олимпиадных задач на движение.
Основные узловые моменты: показать, как меняется суть задачи при наличии в ней слов: одновременно; в разное время; навстречу друг другу; в разные стороны.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 23.Решение задач «обратным ходом».
Основные узловые моменты: рассмотреть графический способ решения задач.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 24.Старинный способ решения задач на смешение веществ.
Основные узловые моменты: познакомить с различными способами решения задач
Формы организации: теоретические и практические
Тема 25-26.Прямая и обратная пропорциональности в жизненных ситуациях.
Основные узловые моменты: показать, какие из известных нам величин находятся в прямой или обратной зависимостях.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 27. Золотое сечение
Основные узловые моменты помочь детям вывести понятие золотого сечения, показать связь математики с окружающим миром посредством самоанализа результатов практической работы
Формы организации: теоретические и практические
Тема 28.О правилах «фальшивых и гадательных».
Основные узловые моменты: рассмотреть традиционные и нестандартные способы решения задач
Формы организации: теоретические и практические
Тема 29.Как уравнять два выражения.
Основные узловые моменты: показать, каким образом можно уравнять правую и левую части математического высказывания.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 30-31.Решение уравнений повышенной трудности.
Основные узловые моменты: осуществляют перенос знаний и способов действия в новые ситуации, показать, что одно и то же уравнение можно решать различными методами.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 32-33. Решение олимпиадных задач
Основные узловые моменты: Решение задач межшкольной олимпиады. Математического праздника МГУ
Формы организации: теоретические и практические
Тема 34. Математическая викторина
Основные узловые моменты: в игровой форме обобщают материал, изученный в 6 классе.
Формы организации: теоретические и практические
Тема 35.Подведение итогов.
Методическое обеспечение программы
1.Делимость чисел
Планируемые формы работы – индивидуальные и групповые;
Формы занятий – беседа, практикум, игра
2.Математические головоломки
Планируемые формы работы – индивидуальные и групповые;
Формы занятий – беседа, практикум, соревнование.
3.Решение нестандартных задач
Планируемые формы работы – индивидуальные и групповые;
Формы занятий – беседа, практикум, игра.
4 . Список литературы
1.Аллан Рей, Вилльямс Мартин. Математика на 5. - М., 1998. БалкМ., Балк Г. Поиск решения. - М., 1983. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике. - М., 1984.
2.Кинг Эндрю. Учим дроби. - М., 1998.
3.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроке математики. - М., 1990.
4.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. - М., 1988.
5.Никольская И.Л., Семенов Е.Е. Учимся рассуждать и доказывать.-М., 1989.
6.Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. - М., 1996.
7.Оникул ПР. 19 игр по математике. - СПб, 1999.
8.Остер Г. Ненаглядное пособие по математике. - М., 1992.
9.Петраков КС. Математические кружки. - М., 1987.
10.Смекалка для малышей: Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. - М., 1996.
11.Сухинин ИТ. Веселая математика. 1-7 класс. - М., 2003.
12.Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. -М., 1984.
13.Худодатова Л.М. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах. - М. 2002.
14.Анфимова Татьяна Борисовна. МАТЕМАТИКА. Внеурочные занятия 5-6 классы. ООО «Илекса» г. Москва,2012 г.
5. КАЛЕНДАРНО − ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (35часов)
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата проведения урока | |||
По плану | Фактич. | |||||
Делимость чисел 11ч. | ||||||
1 | Введение. Из истории интересных чисел | 1 | 4.09 |
| ||
2 | Интересные свойства чисел | 1 | 9.09 |
| ||
3 | Новый знак деления | 1 | 16.09 |
| ||
4-5 | Признаки делимости (на 7;на 11) | 2 | 23.09;30.09 |
| ||
6-7 | Алгоритм Евклида | 2 | 7.10;14.10 |
| ||
8-9 | НОД, НОК и калькулятор | 2 | 21.10;28.10 |
| ||
10 | Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость | 1 | 11.11 |
| ||
11 | Некоторые приемы устных вычислений | 1 | 18.11 |
| ||
Математические головоломки 6ч. | ||||||
12 | Пифагорейский союз | 1 | 25.11 |
| ||
13 | Софизмы | 1 | 2.12 |
| ||
14-16 | Числовые ребусы (криптограммы) | 3 | 9;16;23.12 |
| ||
17 | Решение олимпиадных задач | 1 | 13.01 |
| ||
Решение нестандартных задач 18ч. | ||||||
18 | Как научиться решать задачи | 1 | 20.01 |
| ||
19-20 | Решение олимпиадных задач на совместную работу | 2 | 27.01;3.02 |
| ||
21-22 | Решение олимпиадных задач на движение | 2 | 10.02;17.02 |
| ||
23 | Решение задач «обратным ходом» | 1 | 24.02 |
| ||
24 | Старинный способ решения задач на смешение веществ | 1 | 3.03 |
| ||
25-26 | Прямая и обратная пропорциональности в жизненных ситуациях. | 2 | 10.3;17.03 |
| ||
27-28 | Золотое сечение | 2 | 24.03;7.04 |
| ||
29 | Как уравнять два выражения | 1 | 14.04 |
| ||
30-31 | Решение уравнений повышенной трудности. | 2 | 21.04;28.04 |
| ||
32-33 | Решение олимпиадных задач | 2 | 5.05;12.05 |
| ||
34 | Математическая викторина | 1 | 19.05 |
| ||
35 | Подведение итогов | 1 | 26.05 |
|
17