Занимательная математика

Планирование внеурочной деятельности по математике в 6 классе

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Рассмотрено

Руководитель МО

_______/Гилязова Т.Б./

Протокол № ____

от «____» _________2018г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «СОШ №33» НМР РТ

_____/Заляева Ч.М./

от «____» ______ 2018 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №33» НМР РТ

______/Салихзянова Л.Г. /

Приказ № 31

от «29 » августа 2018г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



для учащихся 6 класса

по внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Шариповой А.Е.,

учителя первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ №33» НМР РТ



















г. Нижнекамск, 2018 год.

Пояснительная записка

к рабочей программе внеурочной деятельности « Занимательная математика»

Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения содержания курса

Личностные

-знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);

-способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

-умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.

Метапредметные

-умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

-умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);

-умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;

-умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

-применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;

-умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

Предметные

-владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

-владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

-умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

-усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение --использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

-приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;

-знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;

-умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);

-использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», -осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;

-знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;

-понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;

-умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

- вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.

- геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.

-анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;

-решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;

- извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;

- извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;

-выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;

-строить речевые конструкции;

- изображать геометрические фигура с помощью инструментов и

от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь

выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;

выполнять вычисления с реальными данными;

-проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты;

-выполнять проекты по всем темам данного курса;

-моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин,

проволоку и др.


  1. Тематическое планирование:


Наименование раздела учебной программы

Основные виды деятельности обучающихся


Кол-во часов

1

Делимость чисел

-знакомство с историей возникновения чисел; знакомство с интересными математическими законо­мерностями чисел; узнают, что знаки деления обозначаются двоеточием и дробной чертой; вспоминают, как выделяется целая часть из непра­вильной дроби; Используют признаки делимости на 4; 7; 11,13.

Знакомятся с алгоритмом Евклида, как один из способов нахождения наибольшего об­щего делителя (НОД) и наименьшего общего кратного (НОК); связь между ними и числами, для которых находят НОД и НОК.

Знакомство с принципом Дирихле и применение его при решении задач на делимость.

11

2

Математические головоломки

Учатся стро­гости рассуждений и более глубокому уяснению поня­тий и методов математики; разбор софизмов развивает логическое мышление, прививает навыки правильного мышления.

Числовые ребусы (криптограммы).

Решение олимпиадных задач.

Разбор заданий муниципального тура

6

3

Решение нестандартных задач

познакомить с основными приемами работы над текстом задачи

: показать, что задачи на совместную работу тесно связаны с задачами на движение

показать, как меняется суть задачи при наличии в ней слов: одновременно; в разное время; навстречу друг другу; в разные стороны.

Решение задач «обратным ходом».

Старинный способ решения задач на смешение веществ.

показать, какие из известных нам величин находятся в прямой или обратной зависимостях.

помочь детям вывести понятие золотого сечения, показать связь математики с окружающим миром посредством самоанализа результатов практической работы

показать, каким образом можно уравнять правую и левую части математического высказывания.

осуществляют перенос знаний и способов действия в новые ситуации, показать, что одно и то же уравнение можно решать различ­ными методами.

Решение олимпиадных задач

18


  1. Содержание программы

Занимательная математика - 35 часов

1.Делимость чисел – 11ч

Тема 1.Введение. Из истории интересных чисел.

Основные узловые моменты: знакомство с историей возникновения чисел.

Формы организации: теоретические

Тема 2.Интересные свойства чисел.

Основные узловые моменты: знакомство с интересными математическими законо­мерностями чисел.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 3.Новый знак деления.

Основные узловые моменты: узнают, что знаки деления обозначаются двоеточием и дробной чертой; вспоминают, как выделяется целая часть из непра­вильной дроби.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 4-5.Признаки делимости.

Основные узловые моменты: показывают, что многое о числе можно узнать из его внешне­го вида. Используют признаки делимости на 4; 7; 11,13

Формы организации: теоретические и практические

Тема 6-7.Алгоритм Евклида.

Основные узловые моменты: Знакомятся с алгоритмом Евклида, как один из способов нахождения наибольшего об­щего делителя (НОД) и наименьшего общего кратного (НОК); связь между ними и числами, для которых находят НОД и НОК.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 8-9. НОД, НОК и калькулятор.

Основные узловые моменты: осуществляют перенос знаний и способов действия в новые ситуации; обобщают полученные ре­зультаты и делают выводы.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 10. Использование принципа Дирихле при решении задач на де­лимость.

Основные узловые моменты: знакомство с принципом Дирихле и применение его при решении задач на делимость.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 11.Некоторые приемы устных вычислений.

Основные узловые моменты: знакомство с приемами устных вычислений, помогающие при решении задач.

Формы организации: теоретические и практические

2. Математические головоломки – 6 ч.

Тема 12.Пифагорейский союз.

Основные узловые моменты: узнают, что число - это некоторый символ, определяю­щий многое в жизни человека.

Формы организации: теоретические и практические

Тема13.Софизмы.

Основные узловые моменты: учатся стро­гости рассуждений и более глубокому уяснению поня­тий и методов математики; разбор софизмов развивает логическое мышление, прививает навыки правильного мышления.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 14-16.Числовые ребусы (криптограммы).

Основные узловые моменты: применяют знания в нестандартной ситуации; раз­вивают логическое мышление и терпение.

Формы организации: теоретические и практические


Тема 17. Решение олимпиадных задач.

Разбор заданий муниципального тура

Формы организации: теоретические и практические


3.Решение нестандартных задач – 18 ч.

Тема 18.Как научиться решать задачи.

Основные узловые моменты: познакомить с основными приемами работы над текстом задачи

Формы организации: теоретические и практические

Тема 19-20.Решение олимпиадных задач на совместную работу.

Основные узловые моменты: показать, что задачи на совместную работу тесно связаны с задачами на движение.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 21-22.Решение олимпиадных задач на движение.

Основные узловые моменты: показать, как меняется суть задачи при наличии в ней слов: одновременно; в разное время; навстречу друг другу; в разные стороны.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 23.Решение задач «обратным ходом».

Основные узловые моменты: рассмотреть графический способ решения задач.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 24.Старинный способ решения задач на смешение веществ.

Основные узловые моменты: познакомить с различными способами решения задач

Формы организации: теоретические и практические

Тема 25-26.Прямая и обратная пропорциональности в жизненных ситуациях.

Основные узловые моменты: показать, какие из известных нам величин находятся в прямой или обратной зависимостях.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 27. Золотое сечение

Основные узловые моменты помочь детям вывести понятие золотого сечения, показать связь математики с окружающим миром посредством самоанализа результатов практической работы

Формы организации: теоретические и практические

Тема 28.О правилах «фальшивых и гадательных».

Основные узловые моменты: рассмотреть традиционные и нестандартные способы реше­ния задач

Формы организации: теоретические и практические

Тема 29.Как уравнять два выражения.

Основные узловые моменты: показать, каким образом можно уравнять правую и левую части математического высказывания.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 30-31.Решение уравнений повышенной трудности.

Основные узловые моменты: осуществляют перенос знаний и способов действия в новые ситуации, показать, что одно и то же уравнение можно решать различ­ными методами.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 32-33. Решение олимпиадных задач

Основные узловые моменты: Решение задач межшкольной олимпиады. Математического праздника МГУ

Формы организации: теоретические и практические

Тема 34. Математическая викторина

Основные узловые моменты: в игровой форме обобщают материал, изученный в 6 классе.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 35.Подведение итогов.

Методическое обеспечение программы

1.Делимость чисел

Планируемые формы работы – индивидуальные и групповые;

Формы занятий – беседа, практикум, игра

2.Математические головоломки

Планируемые формы работы – индивидуальные и групповые;

Формы занятий – беседа, практикум, соревнование.

3.Решение нестандартных задач

Планируемые формы работы – индивидуальные и групповые;

Формы занятий – беседа, практикум, игра.

4 . Список литературы

1.Аллан Рей, Вилльямс Мартин. Математика на 5. - М., 1998. БалкМ., Балк Г. Поиск решения. - М., 1983. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике. - М., 1984.

2.Кинг Эндрю. Учим дроби. - М., 1998.

3.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроке математики. - М., 1990.

4.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. - М., 1988.

5.Никольская И.Л., Семенов Е.Е. Учимся рассуждать и доказы­вать.-М., 1989.

6.Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные за­нимательные задачи. - М., 1996.

7.Оникул ПР. 19 игр по математике. - СПб, 1999.

8.Остер Г. Ненаглядное пособие по математике. - М., 1992.

9.Петраков КС. Математические кружки. - М., 1987.

10.Смекалка для малышей: Занимательные задачи, загадки, ребу­сы, головоломки. - М., 1996.

11.Сухинин ИТ. Веселая математика. 1-7 класс. - М., 2003.

12.Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. -М., 1984.

13.Худодатова Л.М. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвор­дах, криптограммах. - М. 2002.

14.Анфимова Татьяна Борисовна. МАТЕМАТИКА. Внеурочные занятия 5-6 классы. ООО «Илекса» г. Москва,2012 г.

5. КАЛЕНДАРНО − ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (35часов)


№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения урока

По плану

Фактич.

Делимость чисел 11ч.

1

Введение. Из истории интересных чисел

1

4.09


2

Интересные свойства чисел

1

9.09


3

Новый знак деления

1

16.09


4-5

Признаки делимости (на 7;на 11)

2

23.09;30.09


6-7

Алгоритм Евклида

2

7.10;14.10


8-9

НОД, НОК и калькулятор

2

21.10;28.10


10

Использование принципа Дирихле при решении задач на де­лимость

1

11.11


11

Некоторые приемы устных вычислений

1

18.11


Математические головоломки 6ч.

12

Пифагорейский союз

1

25.11


13

Софизмы

1

2.12


14-16

Числовые ребусы (криптограммы)

3

9;16;23.12


17

Решение олимпиадных задач

1

13.01


Решение нестандартных задач 18ч.

18

Как научиться решать задачи

1

20.01


19-20

Решение олимпиадных задач на совместную работу

2

27.01;3.02


21-22

Решение олимпиадных задач на движение

2

10.02;17.02


23

Решение задач «обратным ходом»

1

24.02


24

Старинный способ решения задач на смешение веществ

1

3.03


25-26

Прямая и обратная пропорциональности в жизненных ситуациях.

2

10.3;17.03


27-28

Золотое сечение

2

24.03;7.04


29

Как уравнять два выражения

1

14.04


30-31

Решение уравнений повышенной трудности.

2

21.04;28.04


32-33

Решение олимпиадных задач

2

5.05;12.05


34

Математическая викторина

1

19.05


35

Подведение итогов

1

26.05




17


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее