Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вешенская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шолоховская гимназия»
Программа внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
(с элементами компьютерного моделирования)
Класс: 7
Срок реализации программы: 1 год
Авторы:
Сивец Людмила Васильевна,
учитель математики МБОУ «Вешенская СОШ»
Калинина Елена Владимировна
учитель математики МБОУ «Шолоховская гимназия»
год разработки программы: 2017
станица Вешенская
Пояснительная записка.
Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепить интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию, стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов, в том числе и в результате компьютерного моделирования; изучения интересных фактов из истории математики.
Задачи:
привитие интереса учащимся к математике;
углубление и расширение знаний учащихся по математике;
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Частично данные задачи реализуются и на уроке.
Основные педагогические принципы, обеспечивающие реализацию программы:
учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
доброжелательный психологический климат на занятиях;
личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
оптимальное сочетание форм деятельности;
преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;
наглядность;
доступность.
Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
По степени новизны: педагогическая инновация. Программа знакомит, углубляет, расширяет знания на основе проблемно-поисковой деятельности обучающихся с элементами компьютерного моделирования.
По сроку реализации: одногодичные. Программа рассчитана сроком на один учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
По особенностям развития: общая – программа ориентирована на широкий контингент обучающихся.
Ожидаемые результаты:
по окончании обучения учащиеся должны знать:
нестандартные методы решения различных математических задач;
логические приемы, применяемые при решении задач;
о применении переменных и функций в различных сферах деятельности человека, область применения комбинаторики;
историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
по окончании обучения учащиеся должны уметь:
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
правильно употреблять математическую терминологию, изучаемых разделов;
выбирать материал для создания минипроектов, защищать проект;
систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
строить различные функции в программе Excel;
применять нестандартные методы при решении задач.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Применение элементов компьютерного моделирования имеет вспомогательную функцию для достижения цели и выполнение задач, поставленных в программе.
Планируемые результаты освоения учебного курса, программы.
№ п/п | Разделы учебного курса | Вид учебной деятельности | Компетенции | |
1. | Переменные
| Познавательный
Проблемно-ценностное
Компьютерное моделирование
Игровой
| Личностные |
|
Предметные |
| |||
Метапредметные |
| |||
2 | Формулы сокращенного умножения | Познавательный
Проблемно-ценностное
Компьютерное моделирование | Личностные |
|
Предметные |
| |||
Метапредметные |
| |||
3 | Функции | Познавательный
Проблемно-ценностное
Компьютерное моделирование | Личностные |
|
Предметные |
| |||
Метапредметные |
| |||
4 | Комбинаторика | Познавательный
Проблемно-ценностное
Компьютерное моделирование
Игровой
| Личностные |
|
Предметные |
| |||
Метапредметные |
|
Содержание учебного предмета, курса.
Раздел, темы учебного курса | Количество часов на раздел |
Переменные. Переменные в математике. Переменные в жизни человека. Уравнения. Неравенства. Задачи, решаемые с помощью уравнения. Простейшие задачи с параметрами. Переменная в программировании. Переменная в физике. Ребусы с переменными. | 8 ч |
Функция. Функции. Возникновение и развитие понятия «функция». Функция в природе и технике. Функции пословиц и поговорок. Способы задания функций. Некоторые свойства функций. Чтение графиков. Построение функций в программе Excel. Замечательные кривые. | 9 ч |
Формулы сокращенного умножения. Преобразование элементарных выражений. Разность квадратов. Квадрат суммы. Квадрат разности. Геометрическое доказательство формул сокращенного умножения. Куб суммы и и куб разности. Треугольник Паскаля. Задачи повышенной трудности по теме «Формулы сокращенного умножения». | 10 ч |
Комбинаторика. Введение в комбинаторику. Область применения комбинаторики. Фигурные числа. Магические квадраты. Арифметический треугольник. Комбинаторные задачи. Решение с помощью дерева возможных вариантов. Комбинаторика монет. Игра в кости. Телефонная комбинаторика. Итоговое занятие. | 7 ч.
1 ч. |
Календарно – тематическое планирование.
№ п\п | Раздел. Тема. | Кол-во часов | Форма организации |
1 четверть. (8 часов) Переменные. Функция. Формулы сокращенного умножения. Комбинаторика. Итоговое занятие.
| |||
1 | Вводное занятие. Переменная в жизни человека. | 1 | Беседа. Работа с кейсами. |
2 | Переменные в математике. Уравнения. | 1 | Практическая работа. |
3 | Неравенства. | 1 | Деловая игра. |
4 | Задачи, решаемые с помощью уравнения. | 1 | Работа в группах. |
5 | Простейшие задачи с параметрами. | 1 | Погружение в тему. |
6 | Переменная в программировании. | 1 | Компьютерный практикум. |
7 | Переменная в физике. | 1 | Разработка минипроектов. |
8 | Ребусы с переменными. | 1 | Игровое занятие |
2 четверть. (9 часов). Функция. | |||
9 | Функции. Возникновение и развитие понятия «функция». | 1 | Беседа. Работа с кейсами. |
10 | Функция в природе. | 1 | Разработка минипроектов. |
11 | Функция в технике. | 1 | Разработка минипроектов. |
12 | Функции пословиц и поговорок. | 1 | Игровое занятие |
13 | Способы задания функций. | 1 | Работа в группах. |
14 | Некоторые свойства функций. | 1 | Компьютерный практикум. |
15 | Чтение графиков. | 1 | Практическая работа на тренажерах |
16 | Построение функций в программе Excel. | 1 | Компьютерный практикум. |
17 | Замечательные кривые. | 1 | Разработка минипроектов. |
3 четверть. (8 часов). Формулы сокращенного умножения. | |||
18 | Преобразование элементарных выражений. | 1 | Беседа. Работа с кейсами. |
19 | Разность квадратов. | 1 | Деловая игра. |
20 | Квадрат суммы. Квадрат разности. | 1 | Практическая работа на тренажерах |
21 | Геометрическое доказательство формул сокращенного умножения. | 1 | Практическая работа на тренажерах |
22 | Куб суммы и и куб разности. | 1 | Практическая работа на тренажерах |
23 | Треугольник Паскаля. | 1 | Сюжетно-ролевая игра |
24 | Практическая работа на электронном тренажере «Формулы сокращенного умножения» | 1 | Практическая работа на тренажерах |
25 | Формулы сокращенного умножения. Тренинг. | 1 | Разработка минипроектов. |
26 | Задачи повышенной трудности по теме «Формулы сокращенного умножения». | 1 | Практическая работа. |
27 | Компьютерный практикум по теме. | 1 | Индивидуальная работа. |
4 четверть. (8 часов). Комбинаторика. | |||
28 | Введение в комбинаторику. Область применения комбинаторики.
| 1 | Беседа. Работа с кейсами. |
29 | Фигурные числа. Магические квадраты. | 1 | Сюжетно-ролевая игра. |
30 | Арифметический треугольник.
| 1 | Разработка минипроектов. |
31 | Комбинаторные задачи. Решение с помощью дерева возможных вариантов.
| 1 | Игра - путешествие. |
32 | Комбинаторика монет. | 1 | Практическая работа. |
33 | Игра в кости.
| 1 | Практическая работа. |
34 | Телефонная комбинаторика.
| 1 | Практическая работа. |
35 | Итоговое занятие.
| 1 | Аукцион комбинаторных задач. |
Методическое обеспечение программы.
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные занятия;
практические работы на тренажерах;
разработка минипроектов;
компьютерные практикумы.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с разделами алгебры;
проектная деятельность;
индивидуальная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
Система оценивания обученности детей:
минипроект;
практическая работа;
собеседование.
Список литературы и Интернет-ресурсы.
Болховитинов В.Н., Колтова Б.И. Лаговский И.К. Твое свободное время. - М.: Детская литература, 1975.
Гельфанд И.М, Глаголева Е.Г., Шнель Э.Э. Функции и их графики. – М.: Просвещение, 2006.
Генденштейн Л. Э., Ершова А. П., Ершова А. С., Математика. Наглядный справочник с примерами. М.: Илекса, 2007.
Кордемский В.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. – М.: Просвещение, 1986.
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1984.
Петраков И. С. Математические кружки. – М.: Просвещение, 1987.
Энциклопедический словарь юного математика / составитель: А.П. Савин – М.: Педагогика, 1989.
http://fb.ru/article/340690/treugolnik-paskalya-svoystva-treugolnika-paskalya
http://fb.ru/article/81984/magicheskiy-kvadrat-volshebnyiy-tanstvennyiy-sovershennyiy
http://lib2.podelise.ru/docs/4826/index-6213.html?page=5
http://majoie.ru/magichtreug.html
http://www.etudes.ru/ru/
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/02/10/treugolnik-paskalya
https://su0.ru/C04A