«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (с элементами компьютерного моделирования)

Программа «Занимательная математика» предназначена для педагогов, которые ведут внеурочную деятельность в 7 классе. Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Программа предусматривает компьютерное моделирование.программа ориентирована на широкий контингент обучающихся.

Программа разработана совместно с учителем математики соседней школы.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вешенская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шолоховская гимназия»




Программа внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

(с элементами компьютерного моделирования)










Класс: 7

Срок реализации программы: 1 год

Авторы:

Сивец Людмила Васильевна,

учитель математики МБОУ «Вешенская СОШ»

Калинина Елена Владимировна

учитель математики МБОУ «Шолоховская гимназия»

год разработки программы: 2017





станица Вешенская

  1. Пояснительная записка.

Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепить интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию, стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов, в том числе и в результате компьютерного моделирования; изучения интересных фактов из истории математики.

Задачи:

  • привитие интереса учащимся к математике;

  • углубление и расширение знаний учащихся по математике;

  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

  • воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.

Частично данные задачи реализуются и на уроке.

Основные педагогические принципы, обеспечивающие реализацию программы:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

  • доброжелательный психологический климат на занятиях;

  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

  • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

  • оптимальное сочетание форм деятельности;

  • преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;

  • наглядность;

  • доступность.

Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

По степени новизны: педагогическая инновация. Программа знакомит, углубляет, расширяет знания на основе проблемно-поисковой деятельности обучающихся с элементами компьютерного моделирования.

По сроку реализации: одногодичные. Программа рассчитана сроком на один учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

По особенностям развития: общая – программа ориентирована на широкий контингент обучающихся.

Ожидаемые результаты:

по окончании обучения учащиеся должны знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;

  • логические приемы, применяемые при решении задач;

  • о применении переменных и функций в различных сферах деятельности человека, область применения комбинаторики;

  • историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

по окончании обучения учащиеся должны уметь:

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

  • правильно употреблять математическую терминологию, изучаемых разделов;

  • выбирать материал для создания минипроектов, защищать проект;

  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

  • строить различные функции в программе Excel;

  • применять нестандартные методы при решении задач.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Применение элементов компьютерного моделирования имеет вспомогательную функцию для достижения цели и выполнение задач, поставленных в программе.


Планируемые результаты освоения учебного курса, программы.


п/п

Разделы учебного курса

Вид учебной деятельности

Компетенции

1.

Переменные






Познавательный


Проблемно-ценностное


Компьютерное моделирование


Игровой


Личностные

  • формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;

Предметные

  • составлять план и последовательность действий,

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

Метапредметные

  • определять проблему и вытекающие из нее задачи;

  • ставить цель, составлять и реализовывать план проекта,

  • отбирать материал из информационных источников;

  • использовать знания информатики для применения и составления компьютерных тренажеров (н-ер, в программах Excel, PowerPoint).

2

Формулы сокращенного умножения

Познавательный


Проблемно-ценностное


Компьютерное моделирование

Личностные

  • формирование осознанного умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного;

  • формирование ответственного отношения к учебным предметам;

Предметные

  • предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении заданий;

  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;

Метапредметные

  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации

  • самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем;

3

Функции

Познавательный


Проблемно-ценностное


Компьютерное моделирование

Личностные

  • ориентироваться на оценку результатов собственной деятельности;

  • обогащать словарный математический запас слов, совершенствовать культуру математической речи;

  • формировать осознанное умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

Предметные

  • концентрировать волю преодоления интеллектуальных затруднений;

  • адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

  • планировать, осуществлять и оценивать результаты совместной групповой проектной работы;

Метапредметные

  • выбирать условия проведения наблюдения или опыта;

  • выбирать необходимые приборы и оборудование (в том числе и ПК);

  • владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;

  • анализировать полученные данные, делать выводы;

  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;

  • оценивать работу по критериям оценивания;

  • осуществлять поиск информации в СМИ;

4

Комбинаторика

Познавательный


Проблемно-ценностное


Компьютерное моделирование


Игровой


Личностные

  • информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

  • ответственно относиться к учению, быть готовым к самоообразованию на основе мотивации к обучению и и познанию;

  • сотрудничать со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

Предметные

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

  • предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;

  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

Метапредметные

  • использовать элементы вероятностных и статистических методов познания;

  • описывать результаты, формулировать выводы;

  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

  • выбирать соответствующую форму проектного продукта;

  • проводить рефлексию своей деятельности;

  • работать в парах и в группах.


  1. Содержание учебного предмета, курса.


Раздел, темы учебного курса

Количество часов на раздел

Переменные.


Переменные в математике. Переменные в жизни человека.

Уравнения.

Неравенства.

Задачи, решаемые с помощью уравнения.

Простейшие задачи с параметрами.

Переменная в программировании.

Переменная в физике.

Ребусы с переменными.



8 ч

Функция.


Функции. Возникновение и развитие понятия «функция».

Функция в природе и технике.

Функции пословиц и поговорок.

Способы задания функций. Некоторые свойства функций.

Чтение графиков. Построение функций в программе Excel.

Замечательные кривые.


9 ч

Формулы сокращенного умножения.


Преобразование элементарных выражений.

Разность квадратов. Квадрат суммы. Квадрат разности.

Геометрическое доказательство формул сокращенного умножения.

Куб суммы и и куб разности.

Треугольник Паскаля.

Задачи повышенной трудности по теме «Формулы сокращенного умножения».



10 ч

Комбинаторика.


Введение в комбинаторику. Область применения комбинаторики.

Фигурные числа. Магические квадраты. Арифметический треугольник.

Комбинаторные задачи.

Решение с помощью дерева возможных вариантов.

Комбинаторика монет.

Игра в кости.

Телефонная комбинаторика.


Итоговое занятие.



7 ч.









1 ч.



  1. Календарно – тематическое планирование.



п\п

Раздел. Тема.

Кол-во часов

Форма организации

1 четверть. (8 часов)

Переменные. Функция. Формулы сокращенного умножения. Комбинаторика. Итоговое занятие.


1

Вводное занятие. Переменная в жизни человека.

1

Беседа. Работа с кейсами.

2

Переменные в математике. Уравнения.

1

Практическая работа.

3

Неравенства.

1

Деловая игра.

4

Задачи, решаемые с помощью уравнения.

1

Работа в группах.

5

Простейшие задачи с параметрами.

1

Погружение в тему.

6

Переменная в программировании.

1

Компьютерный практикум.

7

Переменная в физике.

1

Разработка минипроектов.

8

Ребусы с переменными.

1

Игровое занятие

2 четверть. (9 часов).

Функция.

9

Функции. Возникновение и развитие понятия «функция».

1

Беседа. Работа с кейсами.

10

Функция в природе.

1

Разработка минипроектов.

11

Функция в технике.

1

Разработка минипроектов.

12

Функции пословиц и поговорок.

1

Игровое занятие

13

Способы задания функций.

1

Работа в группах.

14

Некоторые свойства функций.

1

Компьютерный практикум.

15

Чтение графиков.

1

Практическая работа на тренажерах

16

Построение функций в программе Excel.

1

Компьютерный практикум.

17

Замечательные кривые.

1

Разработка минипроектов.

3 четверть. (8 часов).

Формулы сокращенного умножения.

18

Преобразование элементарных выражений.

1

Беседа. Работа с кейсами.

19

Разность квадратов.

1

Деловая игра.

20

Квадрат суммы. Квадрат разности.

1

Практическая работа на тренажерах

21

Геометрическое доказательство формул сокращенного умножения.

1

Практическая работа на тренажерах

22

Куб суммы и и куб разности.

1

Практическая работа на тренажерах

23

Треугольник Паскаля.

1

Сюжетно-ролевая игра

24

Практическая работа на электронном тренажере «Формулы сокращенного умножения»

1

Практическая работа на тренажерах

25

Формулы сокращенного умножения. Тренинг.

1

Разработка минипроектов.

26

Задачи повышенной трудности по теме «Формулы сокращенного умножения».

1

Практическая работа.

27

Компьютерный практикум по теме.

1

Индивидуальная работа.

4 четверть. (8 часов).

Комбинаторика.

28

Введение в комбинаторику. Область применения комбинаторики.


1

Беседа. Работа с кейсами.

29

Фигурные числа. Магические квадраты.

1

Сюжетно-ролевая игра.

30

Арифметический треугольник.


1

Разработка минипроектов.

31

Комбинаторные задачи. Решение с помощью дерева возможных вариантов.


1

Игра - путешествие.

32

Комбинаторика монет.

1

Практическая работа.

33

Игра в кости.


1

Практическая работа.

34

Телефонная комбинаторика.


1

Практическая работа.

35

Итоговое занятие.


1

Аукцион комбинаторных задач.



  1. Методическое обеспечение программы.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные занятия;

  • практические работы на тренажерах;

  • разработка минипроектов;

  • компьютерные практикумы.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с разделами алгебры;

  • проектная деятельность;

  • индивидуальная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы.

Система оценивания обученности детей:

  • минипроект;

  • практическая работа;

  • собеседование.


  1. Список литературы и Интернет-ресурсы.

  1. Болховитинов В.Н., Колтова Б.И. Лаговский И.К. Твое свободное время. - М.: Детская литература, 1975.

  2. Гельфанд И.М, Глаголева Е.Г., Шнель Э.Э. Функции и их графики. – М.: Просвещение, 2006.

  3. Генденштейн Л. Э., Ершова А. П., Ершова А. С., Математика. Наглядный справочник с примерами. М.: Илекса, 2007.

  4. Кордемский В.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. – М.: Просвещение, 1986.

  5. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1984.

  6. Петраков И. С. Математические кружки. – М.: Просвещение, 1987.

  7. Энциклопедический словарь юного математика / составитель: А.П. Савин – М.: Педагогика, 1989.

  8. http://fb.ru/article/340690/treugolnik-paskalya-svoystva-treugolnika-paskalya

  9. http://fb.ru/article/81984/magicheskiy-kvadrat-volshebnyiy-tanstvennyiy-sovershennyiy

  10. http://lib2.podelise.ru/docs/4826/index-6213.html?page=5

  11. http://majoie.ru/magichtreug.html

  12. http://www.etudes.ru/ru/

  13. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/02/10/treugolnik-paskalya

  14. https://su0.ru/C04A



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее