Администрация Смоленского района Алтайского края
МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №1»
Смоленского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №1 «24» августа 2018 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ______ Н.Н.Неверова «31» августа 2018 | ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол №__ «31» августа 2018 | УТВЕРЖДЕНО МБОУ «Смоленская СОШ №1» Приказ № 162 «31» августа 2018 |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для учащихся 1Б класса
начального общего образования
Направление: Общеинтеллектуальное
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
Составитель:
Попова Алёна Владимировна,
учитель начальных классов
с. Смоленское
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1 Б класса составлена с учетом:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом от 6 октября 2009 г. N 373,
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом от 19.12.2014 N 1598,
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год (приказ Минобрнауки от 31.03.2014 №253 с текущими изменениями);
- ООП НОО МБОУ «Смоленская СОШ №1»,утвержденной приказом №…. от 27.08.2018
- Учебного плана МБОУ «Смоленская СОШ №1» на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом № 161 от 27.08.2018г.
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «Смоленская СОШ №1», утвержденной приказом № 3 от «16» 02. 2018г
- Годового календарного графика образовательного процесса в МБОУ «Смоленская СОШ №1» на 2018-2019 уч. год, утвержденного приказом № 145 от 27.08.2018г.
- авторской программой по ……………..», автор Л.В. Мищенкова – Москва «Просвещение».
Цель программы: формирование интереса учащихся к предмету математики, развитие творческих математических способностей, смекалки и логического мышления четвероклассников.
Задачи:
- расширять математический кругозор учащихся, умение анализировать, делать логические выводы;
- развивать пространственное воображение, используя геометрический материал;
- решать задачи повышенного уровня сложности;
- формировать умение владеть математической терминологией;
- формировать психологическую готовность учащихся к математическим олимпиадам;
- устанавливать связь между учебной и внеучебной работой;
- создавать условия для индивидуальной творческой деятельности, а также групповой, коллективной работы.
УМК
Курс внеурочной деятельности | класс | Количество часов | Направление | Методический Комплект |
Знимательная математика
| 1
| 32
| Общеинтеллектуальное
| Занимательная математика.Методическое пособие. 1 класс Программа курса «Заниматика О.А.Ходаков – М.: Издательство РОСТ. -280 с.
|
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностными результатами изучения курса в 1 классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Межпредметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД :
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учится отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других.
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Учиться выполнять различные роли в группе.
Занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Содержание курса внеурочной деятельности
Арифметический блок
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Форма организации обучения — математические игры:
– «Весёлый счёт» игра-соревнование. Игры: «Чья сумма больше?», «Математическое домино», «Задумай число», «Отгадай задуманное число»,
игры: «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20», «Вычитание в пределах 10; 20»,
Универсальные учебные действия:
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Блок логических и занимательных задач
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа;
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
воспроизводить способ решения задачи;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
конструировать несложные задачи.
Геометрический блок
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Коррекционно-развивающая работа для детей с ОВЗ
Так как в составе класса есть обучающиеся с ОВЗ (ЗПР), на уроках используются специальные методы и приёмы:
Наблюдение за особенностями развития ребёнка в динамике;
Использование словесных (рассказ, беседа, пояснение, указание, словесная инструкция, вопросы), наглядных (иллюстрация, демонстрация, прослушивание) и практических (упражнения, соревнования,моделирование, эксперимент) методов в обучении;
Приёмы развития мыслительной активности;
При запоминании использовать приём мнемотехники;
Метод стимулирования учения (использование дидактических игр и и занимательных упражнений);
Приём выделения главного.
Основные направления коррекционной работы:
Выбор индивидуального темпа обучения.
При утомляемости включать в социальные формы деятельности.
Развитие познавательной активности.
Формирование ориентации на личные достижения в учебном процессе.
Расширение представлений об окружающем мире, формирование отчётливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять её в соответствии с образцом или указанием педагога, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Поэтапное распределение учебного материала.
Структурное и краткое изложение инструкций.
Использование памяток, алгоритмов, опорных таблиц.
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема | Примечание | ||
1 | 04.09 | Удивительная страна |
| ||
Тема 1. Город закономерностей |
|
| |||
2 | 11.09 | Аллея Признаков |
| ||
3 | 18.09 | Порядковый проспект |
| ||
4 | 25.09 | Улица Волшебного квадрата |
| ||
5 | 02.10 | В космической лаборатории |
| ||
6 | 09.10 | Художественная площадь |
| ||
7 | 16.10 | Испытание в городе Закономерностей |
| ||
Тема 2. Город загадочных чисел |
|
| |||
8 | 23.10 | Улица Загадальная |
| ||
9 | 06.11 | Цифровой поезд |
| ||
10 | 13.11 | Числовая улица |
| ||
11 | 20.11 | Заколдованный переулок |
| ||
12 | 27.11 | Улица Магическая |
| ||
13 | 04.12 | Вычислительный поезд |
| ||
14 | 11.12 | Переулок Доминошек |
| ||
15 | 18.12 | Испытание в городе Загадочных чисел |
| ||
Тема 3. Город логических рассуждений |
|
| |||
16 | 25.12 | Улица Высказываний |
| ||
17 | 15.01 | Улица Правдолюбов |
| ||
18 | 22.01 | Отрицательный переулок |
| ||
19,20,21 | 29.01,5.02,12.02 | Проспект Логических задач |
| ||
22 | 26.02 | Испытание в городе Логических рассуждений |
| ||
Тема 4. Город занимательных задач |
|
| |||
23 | 04.03 | Улица Величинская |
| ||
24 | 11.03 | Временной переулок |
| ||
25 | 18.03 | Улица Сказочная |
| ||
26 | 01.04 | Хитровский переулок |
| ||
27 | 08.04 | Смекалистая улица |
| ||
28 | 15.04 | Испытание в городе Занимательных задач |
| ||
Тема 5. Город геометрических превращений |
|
| |||
29 | 22.04 | Фигурный проспект |
| ||
30 | 29.04 | Зеркальный переулок |
| ||
31 | 06.05 | Художественная улица |
| ||
32 | 13.05 | Математический конкурс «Умники и умницы» |
|