Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Средняя школа №1 (очно – заочная)»
СПЕЦИФИКАЦИЯ
зачетной работы № 1 по русскому языку в 5 классе
Тема: «Общие сведения о языке. Язык и речь. Текст.
Функциональные разновидности языка»
-
Назначение работы
Оценить достижение обучающимися планируемых предметных результатов освоения темы «Общие сведения о языке. Язык и речь. Текст. Функциональные разновидности языка»
с целью их промежуточной аттестации по русскому языку.
2.Подходы к отбору содержания, разработке зачета
Содержание зачета определяется на основании следующих документов:
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 с изменениями.
-
Основной образовательной программы основного общего образования КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная)».
Зачет № 1 включает в себя контролируемые элементы содержания тем: «Общие сведения о языке», «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка». В зачете соотношение числа заданий по контролируемым элементам содержания темы определяется учебным временем, отводимым на их изучение в рабочей программе.
3. Структура зачета
Каждый вариант зачета № 1 по русскому языку для 5 класса содержит 13 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Задания № 1- № 11 с выбором ответа в виде одной буквы.
Задания № 12 на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (ответ должен быть представлен в виде набора: буква - цифра).
В задании № 13 требуется дать развернутый ответ.
Таблица 1. Распределение заданий по работе
Количество заданий | Максимальный балл | Тип задания |
11 | 11 баллов | С выбором ответа |
1 | 3 балла | На установление соответствия |
1 | 6 баллов | С развернутым ответом |
Итого: 13 | 20 баллов |
|
4.Распределение заданий зачетной работы по содержанию
Таблица № 2 Распределение заданий по содержанию
Разделы (темы) курса русского языка, включенные в работу | Количество заданий | По рабочей программе |
Вся работа |
| |
Общие сведения о языке | 2(15%) | 1 час (10%) |
Язык и речь | 4(31%) | 2 часа (20%) |
Текст | 6(46%) | 6 часов (60%) |
Функциональные разновидности языка | 1(8%) | 1 час (10%) |
Итого | 13 | 10 часов |
5. Проверяемые умения и виды деятельности
Работа составлена, исходя из необходимости проверки достижения планируемых предметных результатов освоения темы «Общие сведения о языке. Язык и речь. Текст. Функциональные разновидности языка» курса русского языка основной школы:
1. Осознавать роль русского языка в жизни человека
2. Подбирать тему, выделять главную мысль текста, определять заголовок, уметь находить части текста.
3. Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или концовке.
4. Находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждение –
доказательство.
5. Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную и второстепенную информацию в тексте.
6. Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров.
7. Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы.
8. Характеризовать разные функционально-смысловые типы речи.
6. Распределение заданий по уровням сложности
В зачете № 1 представлены задания базового и выше базового уровней сложности.
Задания базового уровня (№ 1- № 12) – это задания, проверяющие способность обучающихся применять наиболее важные понятия для выявления основных признаков текста, а также умение работать с текстом.
Задания выше базового уровня сложности (№ 13).
Таблица №3 Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный балл |
Базовый (Б) | 12 | 14 (70%) |
Выше базового (Б) | 1 | 6 (30%) |
Итого | 13 | 20 (100%) |
7. Время выполнения варианта зачета
Зачет № 1 выполняется во время индивидуальной консультации.
8. План варианта зачетной работы
Обозначение задания в работе | Проверяемые элементы содержания
| Коды проверяемых умений | Уровень сложности задания | Макс. балл за выполнение задания |
1 | Лингвистика как наука о языке | 1 | Б | 1 |
2 | Основные разделы лингвистики | 1 | Б | 1 |
3 | Язык и речь | 1 | Б | 1 |
4 | Речь устная и письменная | 1 | Б | 1 |
5 | Речь монологическая и диалогическая, полилог | 1,7 | Б | 1 |
6 | Функционально-смысловые типы речи | 4,8 | Б | 1 |
7 | Текст | 2 | Б | 1 |
8 | Тема текста | 2,3 | Б | 1 |
9 | Композиционная структура текста | 2 | Б | 1 |
10 | Функциональные разновидности языка. (Разговорная речь) | 6,8 | Б | 1 |
11 | Функциональные разновидности языка. (Язык художественной литературы) | 8 | Б | 1 |
12 | Функционально-смысловые типы речи | 8 | Б | 3 |
13 | Текст. Тема текста. Структура текста. Главная мысль, заголовок, части текста. тип речи. | 2,4,5 | В.Б. | 6 |
9. Дополнительные материалы и оборудование
1.Рабочая тетрадь.
10. Условия проведения
Зачет проводится согласно расписанию индивидуальных консультаций в присутствии учителя русского языка. При выполнении работы учащиеся записывают ответы в бланк ответа со штампом школы.
11. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задания № 1-11 с выбором ответа в виде одной буквы. Задание считается выполненным, если выбранная буква совпадает с верным ответом, оценивается в 1 балл.
Максимальный балл - 11
В задании № 12 на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (ответ должен быть представлен в виде набора: буква-цифра)
В задании на установление соответствия каждый верный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальный балл за задание на соответствие – 3
Максимальный балл за задание с развернутым ответом –6 баллов.
Максимальный балл за выполнение работы – 20. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий зачетной работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий зачетной работы в отметку по пятибалльной шкале
Первичный балл | 20-18 баллов | 17-15 баллов | 14-10 баллов | менее 10 баллов |
Отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Задания № 1 - № 11 с выбором ответа в виде одной буквы. Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранная буква совпадает с верным ответом, оценивается в 1 балл.
Задания № 12 - на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (ответ должен быть представлен в виде набора: буква - цифра). В задании на установление соответствия каждый верный ответ оценивается в 1 балл.
В задании № 13 требуется дать развернутый ответ. Максимальный балл за задание с развернутым ответом – 6 баллов.
Базовый уровень – 70% (14 баллов)
Повышенный уровень – 30% (6баллов)
Критерии отметки:
Первичный балл | 20-18 баллов | 17-15 баллов | 14-10 баллов | менее 10 баллов |
Отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Зачет № 1
по русскому языку в 5 классе
Тема: «Общие сведения о языке. Язык и речь. Текст.
Функциональные разновидности языка»
Инструкция для обучающихся
Зачет № 1 состоит из 13 заданий.
Задания № 1 - № 11 с выбором ответа в виде одной буквы. Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранная буква совпадает с верным ответом, оценивается в 1 балл Максимальный балл – 11.
Задания № 12 на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (ответ должен быть представлен в виде набора: буква - цифра).
В задании на установление соответствия каждый верный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальный балл -3
В задании № 13 требуется дать развернутый ответ.
Максимальный балл за задание с развернутым ответом – 6 баллов.
Критерии отметки:
Первичный балл | 20-18 баллов | 17-15 баллов | 14-10 баллов | менее 10 баллов |
Отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Вариант -1
1.Выберите правильный ответ (1 балл)
Лингвистика – это
а) наука о языке
б) наука о морали
в) наука о земле
2.Выберите неправильный ответ (1 балл)
Основные разделы лингвистики:
а) фонетика
б) синтаксис
в) морфемика
г) археология
д) морфология
е) лексика
3.Выберите правильный ответ (1 балл)
Средство общения людей называется:
а) речь
б) коммуникация
в) язык
4. Выберите правильный ответ(1 балл)
То, что мы говорим и слышим это:
а) устная речь
б) письменная речь
в) книжная речь
5. Выберите правильный ответ (1 балл)
Реплика и слова автора – это составляющие:
а) полилога
б) монолога
в) диалога
6. Выберите правильный ответ (1 балл)
Тип речи, к которому можно задать вопрос: почему?
а) повествование
б) описание
в) рассуждение
7. Выберите правильный ответ (1 балл)
Что такое текст?
а) это группа слов
б) Это несколько предложений
в) Это два или несколько предложений, объединённых по смыслу.
8. Выберите правильный ответ (1 балл)
Тему текста можно определить по…
а) заголовку
б) первому предложению
в) первому абзацу
9. Выберите правильный ответ (1 балл)
В тексте выделяют части:
а) начало, концовка.
б) начало, несколько частей, концовка
в) начало, основная часть, концовка
10. Выберите правильный ответ (1 балл)
Какой из жанров относится к разговорному стилю?
а) лекция
б) дружеская беседа
в) вопрос
11. Выберите правильный ответ (1 балл)
Определите, какое художественное средство использует автор в выделенных
словах?
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора … (Ф. Тютчев)
а) олицетворение
б) эпитет
в) сравнение
12.Установите соответствие между термином и вопросом:
Ответ запишите в виде набора: буква - цифра (3 балла)
А) Повествование | 1. Вопросы: Почему? |
Б) Рассуждение | 2. Вопросы: Что произошло? Как произошло? |
В) Описание | 3. Вопросы: Какой7 |
13. Выполните задания (6 баллов)
1.Прочитайте текст, озаглавьте его.
2.Определите и запишите главную мысль текста.
3.Определите, какой тип речи представлен в 5-8 предложениях текста. Запишите
ответ.
4.Разделите текст на 3 части
1) В сугробе тепло. 2) Снег – один из самых лучших природных утеплителей. 3) До какой-то степени он сохраняет летнее тепло земли, тепло человека или зверя, зарывшегося в сугроб. 4) В мороз и в буран под снегом градусов на десять теплее, чем на открытом пространстве.
5) Под снег прячутся ночевать наши боровые птицы. 6) Ночевать они остаются прямо там, где покормились, или отлетают на незначительное расстояние. 7) Чтобы зарыться поглубже, птица ныряет в сугроб с дерева или с лёта. 8) Пройдёт под снегом шагов шесть или даже шестьдесят, садится поудобнее и засыпает. 9) Снегом укрывают на зиму землянику и малину. 10) Умный крестьянин давным-давно научился хранить в снежном сугробе свежие капустные кочаны до весны.
Зачет № 1
по русскому языку в 5 классе
Тема: «Общие сведения о языке. Язык и речь. Текст.
Функциональные разновидности языка»
Инструкция для обучающихся
Зачет № 1 состоит из 13 заданий.
Задания № 1 - № 11 с выбором ответа в виде одной буквы. Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранная буква совпадает с верным ответом, оценивается в 1 балл Максимальный балл – 11.
Задания № 12 на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (ответ должен быть представлен в виде набора: буква - цифра).
В задании на установление соответствия каждый верный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальный балл -3
В задании № 13 требуется дать развернутый ответ.
Максимальный балл за задание с развернутым ответом – 6 баллов.
Критерии отметки:
Первичный балл | 20-18 баллов | 17-15 баллов | 14-10 баллов | менее 10 баллов |
Отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Вариант- 2
1.Выберите правильный ответ (1 балл)
Лингвистика – это
а) наука о морали
б) наука о языке
в) наука о земле
2.Выбери неправильный ответ (1 балл)
Основные разделы лингвистики:
а) фонетика
б) синтаксис
в) археология
г) морфемика
д) морфология
е) лексика
3.Выберите правильный ответ (1 балл)
Средство общения людей называется:
а) язык
б) речь
в) коммуникация
4. Выберите правильный ответ(1 балл)
То, что мы говорим и слышим это:
а) книжная речь
б) письменная речь
в) устная речь
5. Выберите правильный ответ (1 балл)
Реплика и слова автора – это составляющие:
а) полилога
б) диалога
в) монолога
6. Выберите правильный ответ (1 балл)
Тип речи, к которому можно задать вопрос: почему?
а) рассуждение
б) описание
в) повествование
7. Выберите правильный ответ (1 балл)
Что такое текст?
а) Это несколько предложений
б) Это два или несколько предложений, объединённых по смыслу.
в) Это группа слов
8. Выберите правильный ответ (1 балл)
Тему текста можно определить по…
а) первому абзацу
б) первому предложению
в) заголовку
9. Выберите правильный ответ (1 балл)
В тексте выделяют части:
а) начало, концовка.
б) начало, несколько частей, концовка
в) начало, основная часть, концовка
10. Выберите правильный ответ (1 балл)
Какой из жанров относится к разговорному стилю?
а) дружеская беседа
б) лекция
в) вопрос
11. Выберите правильный ответ (1 балл)
Определите, какое художественное средство использует автор в выделенных
словах?
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора … (Ф. Тютчев)
а) олицетворение
б) сравнение
в) эпитет
12.Установите соответствие между термином и вопросом (3балла):
Ответ запишите в виде набора: буква - цифра
А) Повествование | 1. Вопросы какой? |
Б) Рассуждение | 2. Вопросы что произошло? Как произошло? |
В) Описание | 3. Вопросы почему? |
13. Выполните задания: (6 баллов)
1.Прочитайте текст, озаглавьте его.
2.Определите и запишите основную мысль текста.
3.Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5-9 текста. Запишите ответ.
4.Разделите текст на 3 части
1) Бумага впервые была изготовлена в Китае, её делали из бамбука, шелковицы, рисовой соломы. 2) Сырьё измельчалось в огромной ступе, а затем всё это варилось в больших чанах.
3) Изготавливали бумагу вручную. 4) В наше время бумага изготавливается на бумажных комбинатах, их строят обычно поближе к лесу, на берегах больших рек. 5) Мощные дробильные машины за несколько часов превращают брёвна в мелкую щепу, как это делали когда-то вручную в ступке. 6) Готовая бумажная масса попадает из котлов в бумагоделательную машину. 7) Бумага сворачивается машиной в огромные рулоны, затем её гладят – пропускают через тяжёлые валы.
8) Потом отправляют на фабрику, где делают тетради, или в типографию, где печатают газеты и книги. 9) Всем известно, что из дерева изготавливают сотни предметов, но всё же самый замечательный из них – листок бумаги.
Ответы к зачету № 1
по русскому языку в 5 классе
Тема: «Общие сведения о языке. Язык и речь. Текст.
Функциональные разновидности языка»
1 ВАРИАНТ | 2 ВАРИАНТ |
8. - а 9. - в 10. - б 11. - б 12. А-2, Б-1, В-3 13. Варианты ответа: 1.Снег в природе 2. Снег – один из самых лучших природных утеплителей.
2часть (№5-8), 3часть (№9-10)
|
11. - в 12. А-2, Б-3, В-1 13.Варианты ответа: 1. Изобретение бумаги 2. Листок бумаги – самый замечательный предмет, изготовленный из дерева. 4. 1часть (№1-3), 2часть(№4-8), 3часть(№9)
|