Галяс Марина Юрьевна,
МОУ СОШ №3, г. Комсомольск-на-Амуре.
Особенности проведения государственной итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена по математике для лиц с ОВЗ.
Участники ГИА К ГИА 11 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных). К ГИА 9 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных).
Формы проведения ГИА Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования проводится в форме: Основного государственного экзамена (ОГЭ); Государственного выпускного экзамена (ГВЭ 9). Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме: Единого государственного экзамена (ЕГЭ); Государственного выпускного экзамена (ГВЭ 11). Выпускники с ограниченными возможностями здоровья вправе совместить обе формы проведения государственной итоговой аттестации.
ГВЭ проводится для определенных категорий лиц ГВЭ с использованием текстов, тем, заданий, билетов проводится для определенных категорий лиц, а именно: обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебновоспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования; обучающихся с ОВЗ или для обучающихся детей инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
Проведения ГИА для лиц с ОВЗ в форме ГВЭ Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»; Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»; Методические рекомендации по автоматизированной процедуре проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования в 2017 году; Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2017 году. (письмо Рособрнадзора от , письмо Рособрнадзора от )
Формы ГВЭ и перечень сдаваемых предметов ГВЭ по всем учебным предметам проводится в письменной форме. Для обучающихся с ОВЗ, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов ГВЭ по всем учебным предметам может по их желанию проводиться в устной форме. ГИА по образовательным программам среднего общего образования в форме ГВЭ11 проводится по русскому языку и математике (обязательные учебные предметы). Экзамены по другим учебным предметам обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору. ГИА по образовательным программам основного общего образования в форме ГВЭ9 включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам. Общее количество экзаменов в IX классах не должно превышать четырех экзаменов. Для обучающихся с ОВЗ, освоивших образовательные программы основного общего образования, количество сдаваемых экзаменов по их желанию сокращается до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике.
Порядок подачи заявления Выбранные обучающимся учебные предметы, форма (формы) ГИА прохождение ГИА 9 и до 1 февраля для прохождения ГИА 11. Помимо выбранных учебных предметов обучающиеся указывают в заявлении форму, в которой они будут сдавать выбранные предметы: устная, письменная. При выборе письменной формы ГВЭ по русскому языку обучающимся необходимо дополнительно указать форму проведения экзамена: сочинение/изложение с творческим заданием/диктант. Участник может выбрать только ту форму проведения, которая доступна для определенной категории лиц, к которой он относится. Для разных предметов обучающиеся могут выбрать разные формы проведения ГВЭ. Выпускники с ограниченными возможностями здоровья вправе совместить обе формы проведения государственной итоговой аттестации. К заявлению прилагаются подтверждающие документы. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления представляют копию рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. Обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Формы проведения ГВЭ Категория обучающихся Обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды (с нарушениями опорнодвигательного аппарата, слабослышащие и позднооглохшие, слепые, слабовидящие и поздноослепшие, владеющие шрифтом Брайля, глухие, с задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи). Обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды (с расстройствами аутистического спектра). Доступные для выбора формы проведения ГВЭ Проведения ГВЭ Проведения ГВЭ по русскому языку (письменная форма) Письменная Устная Сочинение Изложение с творческим Диктант заданием да нет да да нет да да да да нет да да да да да
Особенности экзаменационных работ ГВЭ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ Письменный ГВЭ по русскому языку проводится в форме сочинения, изложения с творческим заданием и диктанта в целях учета возможностей разных категорий его участников: участников без ОВЗ; участников с ОВЗ. Участники, которые сдают ГВЭ по русскому языку в форме сочинения, изложения и диктанта, распределяются в разные аудитории. Участники c признаком «Специализированная рассадка», которые сдают ГВЭ по русскому языку в форме сочинения, изложения и диктанта, распределяются в разные аудитории. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 3 часа 55 минут (235 минут). Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими и толковыми словарями. Словари предоставляются образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ, либо образовательными организациями, обучающиеся которых сдают экзамен в ППЭ. Пользование личными словарями участникам ГВЭ запрещено.
Распределение ЭМ по категориям участников ГВЭ по русскому языку Номер варианта ЭМ 100-ые номера «А» 200-ые номера «К» 300-ые номера «С» 400-ые номера «А» 500-ые номера «К» Категория участников ГВЭ Форма ГВЭ (русский язык) участники ГВЭ без ОВЗ; обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; Сочинение слабослышащие обучающиеся; позднооглохшие обучающиеся. глухие обучающиеся; обучающиеся с задержкой психического развития; Сочинение обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи слепые обучающиеся; слабовидящие и поздноослепшие обучающиеся, владеющие Сочинение шрифтом Брайля участники ГВЭ без ОВЗ; обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; Изложение слабослышащие обучающиеся; позднооглохшие обучающиеся. глухие обучающиеся; обучающиеся с задержкой психического развития; Изложение обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи слепые обучающиеся; слабовидящие и поздноослепшие обучающиеся, владеющие шрифтом Брайля 600-ые номера «С» Изложение 700-ые номера «Д» обучающиеся с расстройствами аутистического спектра Диктант
Участникам ГВЭ без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение (100-ые номера вариантов ЭМ) или изложение с творческим заданием (400-ые номера вариантов ЭМ). Участники ГВЭ с ОВЗ: 1. Экзаменационные материалы содержат 100-ые и 400-ые номера вариантов обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника. Экзаменационные материалы аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ. Для слабослышащих и позднооглохших обучающихся предусмотрены особые критерии оценивания грамотности. Слабослышащим и позднооглохшим обучающимся предоставляется (после второго чтения текста) текст изложения для чтения и проведения подготовительной работы к изложению на 40 минут. По истечении этого времени организатор забирает текст изложения у участников экзамена. 2. Экзаменационные материалы содержат 300-ые и 600-ые номера вариантов слепые обучающиеся, слабовидящие и поздноослепшие обучающиеся, владеющие шрифтом Брайля изложение (сжатое) с творческим заданием (600-ые номера вариантов) или сочинение (300- ые номера вариантов) по выбору выпускника. Экзаменационные материалы аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ, но в текстах сведены к минимуму визуальные образы. ЭМ переведены на шрифт Брайля.
Экзаменационные материалы содержат 200-ые и 500-ые номера вариантов глухие обучающиеся, обучающиеся с задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи изложение (сжатое или подробное по выбору выпускника) с творческим заданием (500-ые номера вариантов) или сочинение (200-ые номера вариантов) по выбору выпускника. Экзаменационный материал имеет ряд особенностей: допускаются тексты сюжетные и адаптированные с учётом категории экзаменуемых; предусмотрены особые критерии оценивания и инструкции к заданиям, отражающие специфику той или иной категории участников с ОВЗ. Текст изложения (для всех категорий участников экзамена) читается организатором три раза. Для проведения экзамена у глухих и слабослышащих обучающихся привлекаются сурдопедагоги, работающие с данным контингентом обучающихся, но не ведущие данный предмет (учитель географии, учитель истории, учитель индивидуальных коррекционных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения и др.). При желании обучающегося с нарушенным слухом обеспечивается сурдоперевод текста изложения. Глухим и слабослышащим обучающимся, обучающимся с задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи предоставляется (после второго чтения текста) текст изложения для чтения и проведения подготовительной работы к изложению на 40 минут. По истечении этого времени организатор забирает текст изложения у участников экзамена. 4. Экзаменационные материалы содержат 700-ые номера вариантов обучающиеся с расстройствами аутистического спектра диктант с особыми критериями оценивания.