«Зимний фестиваль знаний 2025»

Выступление на педагогическом совете "Идея свободного выбора Ш.Амонашвили"

Современный стандарт требований к общему образованию вызывает необходимость у учителя построить урок не только как процесс передачи знаний, но и как процесс развития личности обучаемого. Роль учителя на уроке, в современном мире, быть организатором познавательной деятельности учащихся, консультантом и помощником. Один из возможных путей реализации такого учебно-воспитательного процесса связан с введением в педагогическую практику ситуации свободного выбора, т.е. таких ситуаций, в которых ученик имеет реальную возможность участвовать в постановке целей учебной деятельности. Предлагая ребёнку сделать выбор, преподаватель способствует формированию индивидуальности учащегося.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема моего выступления «Идея свободного выбора Шалвы Амонашвили». (Слайд 1)

Современный стандарт требований к общему образованию вызывает необходимость у учителя построить урок не только как процесс передачи знаний, но и как процесс развития личности обучаемого. Роль учителя на уроке, в современном мире, быть организатором познавательной деятельности учащихся, консультантом и помощником. Один из возможных путей реализации такого учебно-воспитательного процесса связан с введением в педагогическую практику ситуации свободного выбора, т.е. таких ситуаций, в которых ученик имеет реальную возможность участвовать в постановке целей учебной деятельности. Предлагая ребёнку сделать выбор, преподаватель способствует формированию индивидуальности учащегося.

(Слайд 2) Ситуация свободного выбора – это запланированный учителем элемент урока, когда ученики поставлены перед выбором отдать своё предпочтение определённому варианту учебных задач и способов их решения для проявления своей самостоятельности и индивидуальности. (Слайд 3) Данная ситуация способствует овладению и осознанию учащимися целеполагания.

Способность учащихся к осуществлению свободного выбора целей и средств учебной деятельности во многом зависит от богатства того опыта, который они приобретают в процессе учения. Шалва Амонашвили отмечает, что «проблема заключается в том, чтобы… школьник предложенную, педагогически необходимую задачу принимал как свободно выбранную. Тут мы можем обнаружить корни, из которых вырастает педагогика как наука о воспитании и как искусство воспитания».

Методика обучения Амонашвили

(Слайд 4) Ша́лва Алекса́ндрович Амонашви́ли (род. 1931) — советский, грузинский и российский педагог и психолог. Доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО), дважды лауреат премии Правительства РФ в области образования, почётный президент «Международного Центра Гуманной Педагогики», Рыцарь Гуманной Педагогики, почётный профессор многих российских и зарубежных университетов. 

(Слайд 5) Шалва Александрович – автор оригинальной концепции гуманной педагогики, которая ориентирована на личность ребёнка и полностью отрицает авторитарную педагогику. Автор популярных книг, переведённых на многие языки мира. 

Шалва Александрович – одна из ярчайших личностей современности, не только педагог, но и настоящий мудрец, тонко чувствующий мир, гармоничный и счастливый человек, который с радостью делится своими знаниями с теми, кто вопрошает о смысле жизни, о счастье, о долге, о Пути, о Боге, о детях, о самих себе.

Методика Амонашвили не имеет ничего общего с традиционной системой образования. Занятия по системе профессора Амонашвили строятся по принципу самостоятельного решения проблемы, которую учитель ставит в ходе урока, а ученик самостоятельно пытается найти пути ее решения. В школах по данной методике преподаватели сами подбирают учебники и материалы.

В классах с домашней обстановкой, дети свободно учатся думать, размышлять и анализировать информацию, не страшась осуждения и насмешек. Уважительное демократичное общение с детьми как со взрослыми, восприятие их как личности, составляют основу педагогики Шалвы Александровича. Для него дети - являются одновременно и учениками, и учителями.

Главную задачу образования он видит в стремлении учителя воспитать достойных и умных людей, которым известно, что такое милосердие, любовь и терпимость. При организации учебного процесса по методике обучения Амонашвили Шалвы преподаватель - это прежде всего проводник, своеобразный «луч света в темном царстве», а не цербер с указкой в руках, которой только и делает, что понукает.

В отличие от обычных классических школ в школах по методике обучения Амонашвили Шалвы не ставят отметок, и отсутствует жесткая дисциплина. Уроки сами по себе представляют жизнь, в которой ребенку можно спокойно творить, думать, мечтать. Один из самых интересных приемов на уроках - нашептывание своего ответа учителю на ухо.

(Слайд 6 ) Свои первые шаги по составлению собственной «школы жизни» и методики Шалва Александрович Амонашвили предпринял почти пятьдесят лет назад, начав свою работу с группой шестилетних деток в Грузии. Занимаясь с ними в виде игры, предоставляя им свободу выбора, педагогу удавалось добиваться великолепных результатов в развитии детей. Они не только делали свои первые маленькие открытия, но и учились самостоятельно принимать гениальные решения, руководствуясь собственными желаниями и полученным опытом.

Основные установки

  • Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребёнку.

  • Принципы: очеловечивание среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.

  • Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в собственное, возможно неизвестное родителям и окружающим, предназначение ребёнка, в силу гуманного подхода к ребёнку.

  • Опоры в ребёнке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

  • Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции»

(Слайд 7 ) Методика обучения Шалвым Амонашвили - гуманная педагогика, которая завоевывает всю большую популярность среди педагогов нашей страны и за рубежом.

Из своего опыта

Школьная практика показывает, что решение данной проблемы сталкивается с такой трудностью как недостаточное методическое обеспечение.

Существует большое количество педагогических приёмов ситуаций свободного выбора учащихся на уроках математики, среди них:

·     выбор учебного задания;

·     выбор из задач разной трудности;

·     выбор в ситуации конфликта между познавательной и социальными мотивами;

·     выбор из двух заданий, где нужно выделить несколько способов решения задач или быстро решить номер и т.д.

Создание ситуаций свободного выбора способствует осознанию учащимися логики построения отдельных вопросов учебной программы, ориентирует их на непосредственное участие в определении ближайших учебных задач.

Совместное планирование учебного материала можно осуществлять с учащимися на полугодие, четверть, а также на один урок. Для этой цели удобнее использовать уроки, не связанные с изучением новой темы, так как в этом случае у нас есть возможность варьировать учебный материал.

Так, например, после знакомства учащихся 6 класса с правилами сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, несколько уроков отводится на закрепление изученного материала. Один из таких уроков я использовала для приобщения шестиклассников к совместному планированию содержания урока.

С этой целью предварительно на доске были записаны основные этапы, из которых предполагалось построить данный урок: проверка домашнего задания, устный счет, занимательная задача, самостоятельная работа, подведение итогов и т. д. Учащимся было предложено самим составить план урока. Эта работа очень понравилась учащимся. Обсуждение составленных планов показало, что большинство ребят предпочло ограничить себя занимательными задачами и устным счетом.

Очевидно, что в осуществлении процесса свободного выбора доминирует внешняя сторона – желаемое. Задача учителя в данной ситуации согласовать этот выбор с другой, может быть, менее интересной, но важной стороной работы.

Для осуществления этой задачи использовался следующий прием. Я напомнила детям, что при подведении итогов предыдущего урока многие ребята отметили, что не все хорошо выполняют действия на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. И предложение потренироваться в решении таких примеров нашло поддержку у учащихся и в план урока была включена самостоятельная работа, на которой отрабатывалось решение примеров на данную тему.

Таким образом, видим, что в сферу ориентации школьника попадает важный критерий – степень усвоения учебного материала. Так актуализируется значимость «должного».



Сопряжение желаемого и должного происходит легче, если оно опирается на достаточно высокий уровень развития у школьников способности адекватно оценивать свою учебную деятельность.



Конечно, вряд ли учащиеся разбираются в той взаимосвязи, которая существует между различными этапами урока. Однако передача учащимся некоторых функций в планировании учебной работы путем использования ситуаций выбора достаточно эффективно влияет на формирование у них отношения к изучаемому материалу. К программе работы, составленной при их непосредственном участии, ребята относятся уже несколько иначе, чем если бы она была задана учителем.



Право свободного выбора предоставляется и при проведении самостоятельных работ. В этом случае предлагается три варианта заданий различной степени трудности: сложные, рассчитанные на сильных учащихся, средней трудности и простые.



Представленные варианты отличаются как количеством действий, так и сложностью этих действий. Задания даются на карточках с указанием уровня сложности. Учащиеся сами выбирают любое из этих заданий.



Практика показала, что 52% учащихся выбирают задания, соответствующие уровню их математической подготовки. 21% – выбирают задания более легкие, чем смогли бы решить, остальные переоценивают свои возможности.



Немногие учащиеся из третьей группы, не справившись с заданием, осознают свою недостаточную подготовку. Большинство же в следующий раз снова выбирают трудные задания. В этом случае, я использую следующий метод. Проверяю работу, исправляю ошибки и возвращаю работы учащимся для самооценки. Потом ставлю свою оценку рядом с той, что они поставили себе сами. Считаю, что данный прием является довольно эффективным средством в формировании у учащихся адекватной самооценки результатов учебной деятельности.

Право свободного выбора предоставляется и при решении задач. (примеры)

Ситуацию свободного выбора успешно можно использовать на различных этапах урока: планировании учебного материала, выполнении самостоятельной работы, домашнего задания и т. п. Использование ситуаций свободного выбора на уроках математики способствует развитию у школьников таких важных учебных умений, как целеполагание, контроль и оценка результатов собственной учебной деятельности.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее