«Осенний фестиваль знаний 2024»

Выявление музыкально - одарённых детей на уроках музыки и некоторые методы работы с ними

В настоящее время проблема одарённых и талантливых детей всё шире привлекает внимание педагогов и психологов. Задача учителя состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на уроках помочь ребёнку раскрыть свои способности в чём - либо и потом направить его внимание в ту область деятельности, в которой способности ребёнка проявились бы с большей силой.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Выявление музыкально - одарённых детей на уроках музыки и некоторые методы работы с ними.

Чугаева М. И., учитель музыки

МБОУ «Школа – детский сад № 12» г. Кудымкара

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных особенностей, такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

Музыкальная одарённость - это стремление к новым познавательным процессам через музыкальность (комплекс музыкальности) для осуществления музыкальных способностей. Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Можно сказать, что музыкальность объединяет в себе комплекс музыкальных способностей, требуемых для осуществления музыкальной деятельности.

Музыкальность выражается в особой восприимчивости человека к музыкальному произведению и повышенной впечатлительности от него. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.

Учителя музыки на своих уроках сталкиваются с музыкально – одарёнными детьми. Эти дети всегда готовы помочь организовать любое мероприятие и принять в нём активное участие. Выходя на сцену выступать (исполнять песню сольно или танцевать), они раскрывают все свои таланты.

Музыкально - одарённый ребёнок всегда выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения, свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны.

При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Поэтому для выявления музыкально одарённых детей используют технологию педагогического наблюдения.

Существует естественный эксперимент, когда на уроке или на занятиях вокально – хорового кружка организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Применяют и так называемое включенное наблюдение, когда сам наблюдатель является участником происходящего.

Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется  достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным.  Одаренность – «дело штучное», это всегда индивидуальность, и здесь каждый случай требует прежде всего индивидуального лонгитюда, то есть монографического описания и анализа (имеется в виду систематическое наблюдение за испытуемым на протяжении ряда лет).

Очень важной является индивидуальная работа с одарёнными детьми, которая наиболее может помочь выявить внутренний потенциал ребёнка, способность быть творцом, умение ставить цель и достигать её, способность к свободному выбору и несению ответственности за него, а также способность максимально использовать свои возможности.

Большой интерес для изучения одаренности представляет биографический метод. Изучение жизненного пути стало распространяться как весьма эффективный подход к выяснению особенностей испытуемого в данный период, а отчасти и к прогнозу на будущее. Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности.

Б.М. Теплов отмечает, «что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, и вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка». Музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей: эмоциональный отклик на музыку - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения; способность к переживанию в форме музыкальных образов; способность к творческому восприятию музыки; музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности; ладовое чувство - способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения; чувство ритма - способность активно двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

Хоровое пение на уроках музыки и в вокально – хоровом кружке наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально - хоровую культуру.

Занимаясь с учащимися в школе вокально-хоровой работой, очень часто обращаешь внимание на детей, которые очень активно участвуют во всех видах деятельности на уроке. При отборе учащихся в вокально – хоровой кружок, в первую очередь диагностируешь этих детей. При этом оказывается, что дети не интонируют чисто, зачастую страдает и чувство ритма. Но изредка встречаются дети, способные, после индивидуальной работы, пропевать чисто целые музыкальные фразы и даже самостоятельно спеть песню. Это будущие солисты школы, участники городских и межмуниципальных вокальных конкурсов и фестивалей.

В настоящее время проблема развития одарённых и талантливых детей всё шире привлекает внимание педагогов и психологов. И мы приходим к такому выводу, что нет детей не одаренных. Скорее нам педагогам, не всегда хватает времени и наблюдательности для того, чтобы выявить определенные способности у детей и начать их развивать в правильном направлении. Ведь не всегда ребенок одаренный может проявить свои способности сам, активно их демонстрируя. Наша же задача состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на уроках помочь ребенку раскрыть свои способности в чём - либо, и потом направить его внимание в ту область деятельности, в которой способности ребенка проявились бы с большей силой. Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность.

В.А.Сухомлинский говорил: «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираясь на них, конечно, хотелось бы, чтобы это были лишь положительные эмоции.


Список литературы:

  1. Бурменский Г. В., Слуцкий В. М. Одарённые дети – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.

  2. Безбородова Л. А., Осеннева М. С., Методика музыкального воспитания младших школьников – М.: Академия, 2001. – 368 с.

  3. Халабузарь П. В., Попов В.С. - Теория и методика музыкального воспитания, 2-е издание – М: Лань, 2000. – 173 с.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее