«Зимний фестиваль знаний 2025»

"Волшебница вода"

Познавательно- игровой квест "Волшебница вода" предназначен для педагогов и воспитателей, работающих с дошкольниками.

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Сценарий познавательно-игровой программы

Тема: «Волшебница вода» (квест-игра)

Аннотация: Команда в ходе игры совершает путешествие по различным станциям, где им предстоит выполнить задания различного вида. Игра построена по цепочке: пройдя одно испытание, участники получают ключ с подсказкой, куда отправится дальше. И так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут. В конце, получив все ключи – подсказки они собирают ключевое слово и открывают сундук с сокровищами. 
Цель: систематизация и обобщение имеющихся знаний о воде через прохождения испытаний в форме квеста.
Задачи: 
Обучающие задачи: 
1. побуждать использовать полученную ранее информацию, благодаря погружению в различные игровые ситуации; 
2. Закрепить в самостоятельной деятельности умение находить отличия между предметами, классифицировать, выявлять закономерности; 
3. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды; 
4. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного); 
Развивающие задачи: 
1. Развивать умение ориентироваться по карте схеме, определять направление маршрута; 
2. Развивать концентрацию внимания в ситуации большого количества отвлекающих факторов; умение быстро актуализировать свои знания окружающего мира; 
Воспитательные задачи: 
1. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в группе, микрогруппе, умение входить в контакт и излагать свои просьбы; 
2. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; 
Планируемый результат: 
1. Ребенок проявляет интерес к игровой деятельности; 
2. Самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения. 
3. Умеет работать в микрогруппе; 
4. Умеет быстро актуализировать свои знания окружающего мира; 
5. Применяет выводы к новым данным, делает обобщение. 
Среда взаимодействия: дети-взрослый, ребенок-ребенок. 
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательная, двигательная. 
Методические приемы: 
Мотивационно-побудительный этап: Игровая мотивация (проблемная ситуация); 
Организационно-поисковый этап: Познавательная и практическая мотивация; 
Практический (работа с карточками, работа с раздаточным материалом, работа со схемой, игровые упражнения, сравнение); 
Словесный (напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы, индивидуальные ответы) 
Рефлексивно-корригирующий этап: Поощрение, анализ заданий, получение сюрприза 
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые (квест-технология) 
Материал и оборудование: сундук, замок с кодом, схема передвижения, флешка с сопроводительная презентация "Форт – Боярд», конверт-письмо, конверты с заданиями, жетоны, ключи с подсказками, ноутбук и проектор, сюрприз – игра, бутылка с водой, песочные часы, 5 ключей, пенопласт, пластиковая бутылка, карточки для деления на подгруппы, скамья спортивная, имитация реки, оборудование для экспериментов.


Ход мероприятия

Организационный этап
Ведущий: «Доброе утро!» - я вам говорю. 
«Доброе утро! Я всех вас люблю!» 
Ведущий: Сегодня на улице прекрасная погода, я знаю интересную игру, давайте поиграем. 
Игра «Дождевые капельки» 
Дети выполняют движение согласно тексту. 
Ведущий:

Дождевые капельки, 
Прыгают как мячики. (прыжки на двух ногах на месте) 
Побежали по стене, (бег на месте) 
И исчезли все в ручье. (руки поднимаем вверх) 
Раз, два, три, четыре, пять. 
Будем капельки искать. 
С последними словами ведущий предлагает детям поискать в зале «дождевые капельки» (капли разных цветов: красные, желтые, зеленые, синие, белые). Так происходит деление на подгруппы. Кто нашел, собираются обратно в один круг. 
Мотивационно – побудительный: (Обратить внимание на сундук, который стоит на столе, на нем висит кодовый замок и письмо, адресованное детям) 
Ведущий: Ребята, прихожу сегодня в клуб, смотрю вот такой сундук стоит около нашей двери. Я его взяла, но открыть не смогла. Может, попробуем, вместе справится?

(Дети ищут поиск проблемы, рассуждают, обращают внимание на конверт.

В конверте находится флешка с надписью «Открой меня!» и карта – план передвижения) 

Ведущий: Как мы сможем открыть флешку? (Вставим в ноутбук). И для чего нам карта с непонятными знаками. 
(Просматривают видео презентацию "Форт – Боярд») 
Старец ФУРА: «Я рад приветствовать вас в Форт – Боярде». Это место, где вас ждут трудные, но интересные задания и испытания. На каждое испытание у вас всего 3 минуты. За каждый правильный ответ вы получаете ключ с подсказкой. Если вы не пройдете испытание, у вас есть шанс получить дополнительную подсказку, встретившись со мной. Воспользоваться дополнительной подсказкой можно всего 2 раза. В конце игры вас ожидает сюрприз, он находится в сундуке, который вы откроете, если соберете все ключи с подсказками. Они вам помогут собрать ключевое слово. А то, что вы обретете вам необходимо в вашей жизни. Вот вам первая подсказка». 
Ведущий: Посмотрите на экран и скажите, куда нам нужно отправиться.

(На экране фото – часть кабинета ЦРР)
Основной этап: 
Ведущий: Ребята, я не поняла, кто это был? Что нам предложили собрать? Если у нас не получится выполнить задание, что будем делать? Сколько времени мы должны потратить на испытание? Когда соберем все ключи подсказки, что нам надо с ними сделать? Вы хотите отправится на поиски ключей? Где нам их искать? (поможет карта) 
Ведущий: Ну что, готовы к испытаниям? Тогда в путь! Куда отправимся вначале? 

Дети: В наш кабинет.

Задание – испытание 1: «Какая вода: опыты»: 

Ведущий:Ребята, какая вода? Давайте ее рассмотрим.

Опыт «ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ».

Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана положить чайные ложечки. В каком из стаканов видно ложечку, а в каком –нет? Почему?

Д. Где налита вода там видно ложечку, потому что вода прозрачная, а в молоке - нет, потому что оно непрозрачное.

ВЫВОД: вода прозрачная, а молоко нет.

ОПЫТ. РАССМОТРЕТЬ ВОДУ НА ТЕКУЧЕСТЬ.

- Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.

- Что делает вода?

Д. Льется, течет, переливается.

В. Почему?

Д. Потому что она жидкая.

В. А еще вода умеет шуметь, послушайте.

СЛУШАЕМ АУДИО ЗАПИСЬ «ШУМ ВОДЫ».

ОПЫТ «У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА».

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. А потом предложить понюхать стакан с соком (апельсиновый)

ВЫВОД: у воды нет запаха.

ОПЫТ «У ВОДЫ НЕТ ВКУСА».

Предложить детям попробовать воду. Есть ли у нее вкус?

Д. Нет.

Из другого стакана попробовать апельсиновый сок. Есть ли у него вкус?

Д. Да есть, сок сладкий, вкусный, полезный, много витаминов.

В. Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

ВЫВОД: у воды нет вкуса.

ОПЫТ «ВОДА БЫВАЕТ ХОЛОДНОЙ, ТЕПЛОЙ, ГОРЯЧЕЙ».

Два стакана с водой. В одном холодная вода, в другом теплая. Попробовать пальчиком и сказать где какая вода. Горячая вода может нагревать предметы. Опустить ложку в стакан с горячей водой, а потом потрогать, ложка стала теплой.

ОПЫТ «ЛЕД – ТВЕРДАЯ ВОДА».

В. Какой лед – теплый или холодный? Из чего образовался лед?

Д. Из воды.

В. А если взять лед в руку, то что с ним произойдет?

Д. Он начнет таять.

В. Почему.

Д. Потому что рука теплая, а лед холодный.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ: перечислить вместе с детьми все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов (вода – это жидкость, у которой нет цвета, запаха, вкуса, вода может быть твердой в виде льда, быть теплой и холодной).

(Дети выполняют задание и получают ключ с буквой «Ж».) 

На ключе подсказка 1 (Вернитесь в зал. Необходимо написать первые буквы иллюстраций и прочитать, куда необходимо двигаться дальше)) 
(дети отправляются обратно в зал) 

Задание – испытание 2: «Подними ключ со дна сосуда»

Ведущий: В этом испытании, вам нужно достать ключ со дна сосуда. Результат зависит от каждого из вас, ваша быстрота, слаженность должны вам помочь. 
(В обрезанной пластиковой бутылке с меткой, на пенопласте, лежит ключ с буквой подсказкой.) 
Игра «Наполни сосуд»
Каждый игрок команды ложкой будет наливать в сосуд воду разными предметами

( пластиковый стакан, пакет целлофановый, ложка и т. д.). Забрать ключ можно только тогда, когда поплавок дойдет до метки.

(Дети выполняют задание и получают ключ с буквой «И»).

Ведущий: Скажите, как нужно относиться к воде?

Дети: К воде, которую мы используем в быту, нужно относиться бережно,

экономно, не оставлять без надобности открытым кран с водой.


На ключе подсказка 2 (необходимо двигаться по капелькам и попадаем в кабинет бисероплетения) 

Задание – испытание 3: «Разгадай кроссворд» 

Приложение № 1
Ведущий: В этом испытании, вам необходимо разгадать кроссворд и сказать к чему относятся все эти понятия (все слова - это состояния воды) 

Дети разгадывают загадки и вписывают слова в кроссворд.

Загадки.

По горизонтали:

1 Что за звёздочки сквозные 
На пальто и на платке, 
Все сквозные, вырезные, 
А возьмёшь - вода в руке? (Снежинки) 
2 Он всё время занят делом, 
Он не может зря идти. 
Он идёт и красит белым 
Всё, что видит на пути. (Снег) 
3 Прозрачен, как стекло, 
А не вставишь в окно … (Лёд) 
4 Утром бусы засверкали, 
Всю траву собой заткали 
А пошли искать их днём, 
Ищем, ищем - не найдём. (Роса) 
По вертикали:

1 Забралась на карниз, 
Нос повесила вниз. 
На ночь слёзы прячет, 
А на солнце плачет. (Сосулька) 

2 Шумит он в поле и в саду, 
А в дом не попадёт. 
И никуда я не иду, 
Покуда он идёт. (Дождь)

3 Бел, да не сахар,

Не колючий, светло-синий (Иней) 

4 На дворе переполох: 
С неба сыплется горох. 
Съела шесть горошин Нина, 
У неё теперь ангина. ( Град)
(Дети выполняют задание и получают ключ с буквой «З»).

На ключе подсказка 3 
(отправится в то место, где увидят знак голубого цвета) 


Задание – испытание 4: «От самого холодного до самого горячего» 
Ведущий: В верхних квадратах расположены изображения предметов в порядке увеличения выраженности признака. Вам необходимо рассмотреть картинки и расставить правильно от самого холодного предмета к самому горячему. 
(Дети выполняют задание и получают ключ с буквой «Н»).

На ключе подсказка 4 
(Только перейдя реку и не упав в воду, вы получите еще один ключ) 

Ведущий: А где в нашем клубе вы сегодня видели реку?

Дети: В зале.

Ведущий: Тогда поторопимся в зал.


Задание – испытание 5: Подвижная игра «Пройди, не упав в воду» 

Пройдите по кочкам и выберите карточку, на которой изображено, то чего нельзя делать с водой.
(Дети выполняют задание и получают ключ с буквой «Ь») 
Ведущий: Сколько ключей мы собрали? Что мы будем делать дальше?

(принимают решение) 
Собирают слово «ЖИЗНЬ» (соотносят с цифрами). Выставляют код на замке.

Открывают сундук и находят бутылку с водой.
Ведущий: Чтобы это значило? Как связаны между собой «ВОДА» в сундуке и подсказка «ЖИЗНЬ». (Вода источник жизни на Земле) 
Для кого вода необходима?

Давайте поиграем в игру «Кому необходима вода в жизни» 

(дети подбегают к стенду и обводят то, кому нужна вода: цветы, кит, человек, заяц, рыбы, дерево, кусты, стрекоза, лягушка, камень, стол, ручка, книга, телевизор и т. д.)

Ведущий:

В природе путешествует вода, 
Она не исчезает никогда: 
То в снег превратится, то в лед, 
Растает — и снова в поход! 
По горным вершинам, 
Широким долинам, 
Вдруг в небо взовьется, 
Дождем обернется. 
Вокруг оглянитесь, 
В природу вглядитесь…

Все вместе:

Нас окружает везде и всегда 

Эта волшебница — наша вода!

22 марта – Всемирный день воды 
Рефлексия

Ведущий:

«Что было удивительным?» 
«Были ли неожиданности?»

Какое задание Старца вам больше всего понравилось?

Хотели бы ещё побывать в замке у Старца?

Спасибо, ребята. И за работу получите приз.



















Приложение № 1


Кроссворд «Состояния воды»



4


2

2

3

4

3

1

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее