Сценарий познавательно-игровой программы
Тема: «Волшебница вода» (квест-игра)
Аннотация: Команда в ходе игры совершает путешествие по различным станциям, где им предстоит выполнить задания различного вида. Игра построена по цепочке: пройдя одно испытание, участники получают ключ с подсказкой, куда отправится дальше. И так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут. В конце, получив все ключи – подсказки они собирают ключевое слово и открывают сундук с сокровищами.
Цель: систематизация и обобщение имеющихся знаний о воде через прохождения испытаний в форме квеста.
Задачи:
Обучающие задачи:
1. побуждать использовать полученную ранее информацию, благодаря погружению в различные игровые ситуации;
2. Закрепить в самостоятельной деятельности умение находить отличия между предметами, классифицировать, выявлять закономерности;
3. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды;
4. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного);
Развивающие задачи:
1. Развивать умение ориентироваться по карте схеме, определять направление маршрута;
2. Развивать концентрацию внимания в ситуации большого количества отвлекающих факторов; умение быстро актуализировать свои знания окружающего мира;
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в группе, микрогруппе, умение входить в контакт и излагать свои просьбы;
2. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Планируемый результат:
1. Ребенок проявляет интерес к игровой деятельности;
2. Самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
3. Умеет работать в микрогруппе;
4. Умеет быстро актуализировать свои знания окружающего мира;
5. Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.
Среда взаимодействия: дети-взрослый, ребенок-ребенок.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательная, двигательная.
Методические приемы:
Мотивационно-побудительный этап: Игровая мотивация (проблемная ситуация);
Организационно-поисковый этап: Познавательная и практическая мотивация;
Практический (работа с карточками, работа с раздаточным материалом, работа со схемой, игровые упражнения, сравнение);
Словесный (напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы, индивидуальные ответы)
Рефлексивно-корригирующий этап: Поощрение, анализ заданий, получение сюрприза
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые (квест-технология)
Материал и оборудование: сундук, замок с кодом, схема передвижения, флешка с сопроводительная презентация "Форт – Боярд», конверт-письмо, конверты с заданиями, жетоны, ключи с подсказками, ноутбук и проектор, сюрприз – игра, бутылка с водой, песочные часы, 5 ключей, пенопласт, пластиковая бутылка, карточки для деления на подгруппы, скамья спортивная, имитация реки, оборудование для экспериментов.
Ход мероприятия
Организационный этап
Ведущий: «Доброе утро!» - я вам говорю.
«Доброе утро! Я всех вас люблю!»
Ведущий: Сегодня на улице прекрасная погода, я знаю интересную игру, давайте поиграем.
Игра «Дождевые капельки»
Дети выполняют движение согласно тексту.
Ведущий:
Дождевые капельки,
Прыгают как мячики. (прыжки на двух ногах на месте)
Побежали по стене, (бег на месте)
И исчезли все в ручье. (руки поднимаем вверх)
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем капельки искать.
С последними словами ведущий предлагает детям поискать в зале «дождевые капельки» (капли разных цветов: красные, желтые, зеленые, синие, белые). Так происходит деление на подгруппы. Кто нашел, собираются обратно в один круг.
Мотивационно – побудительный: (Обратить внимание на сундук, который стоит на столе, на нем висит кодовый замок и письмо, адресованное детям)
Ведущий: Ребята, прихожу сегодня в клуб, смотрю вот такой сундук стоит около нашей двери. Я его взяла, но открыть не смогла. Может, попробуем, вместе справится?
(Дети ищут поиск проблемы, рассуждают, обращают внимание на конверт.
В конверте находится флешка с надписью «Открой меня!» и карта – план передвижения)
Ведущий: Как мы сможем открыть флешку? (Вставим в ноутбук). И для чего нам карта с непонятными знаками.
(Просматривают видео презентацию "Форт – Боярд»)
Старец ФУРА: «Я рад приветствовать вас в Форт – Боярде». Это место, где вас ждут трудные, но интересные задания и испытания. На каждое испытание у вас всего 3 минуты. За каждый правильный ответ вы получаете ключ с подсказкой. Если вы не пройдете испытание, у вас есть шанс получить дополнительную подсказку, встретившись со мной. Воспользоваться дополнительной подсказкой можно всего 2 раза. В конце игры вас ожидает сюрприз, он находится в сундуке, который вы откроете, если соберете все ключи с подсказками. Они вам помогут собрать ключевое слово. А то, что вы обретете вам необходимо в вашей жизни. Вот вам первая подсказка».
Ведущий: Посмотрите на экран и скажите, куда нам нужно отправиться.
(На экране фото – часть кабинета ЦРР)
Основной этап:
Ведущий: Ребята, я не поняла, кто это был? Что нам предложили собрать? Если у нас не получится выполнить задание, что будем делать? Сколько времени мы должны потратить на испытание? Когда соберем все ключи подсказки, что нам надо с ними сделать? Вы хотите отправится на поиски ключей? Где нам их искать? (поможет карта)
Ведущий: Ну что, готовы к испытаниям? Тогда в путь! Куда отправимся вначале?
Дети: В наш кабинет.
Задание – испытание 1: «Какая вода: опыты»:
Ведущий:Ребята, какая вода? Давайте ее рассмотрим.
Опыт «ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ».
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана положить чайные ложечки. В каком из стаканов видно ложечку, а в каком –нет? Почему?
Д. Где налита вода там видно ложечку, потому что вода прозрачная, а в молоке - нет, потому что оно непрозрачное.
ВЫВОД: вода прозрачная, а молоко нет.
ОПЫТ. РАССМОТРЕТЬ ВОДУ НА ТЕКУЧЕСТЬ.
- Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.
- Что делает вода?
Д. Льется, течет, переливается.
В. Почему?
Д. Потому что она жидкая.
В. А еще вода умеет шуметь, послушайте.
СЛУШАЕМ АУДИО ЗАПИСЬ «ШУМ ВОДЫ».
ОПЫТ «У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА».
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. А потом предложить понюхать стакан с соком (апельсиновый)
ВЫВОД: у воды нет запаха.
ОПЫТ «У ВОДЫ НЕТ ВКУСА».
Предложить детям попробовать воду. Есть ли у нее вкус?
Д. Нет.
Из другого стакана попробовать апельсиновый сок. Есть ли у него вкус?
Д. Да есть, сок сладкий, вкусный, полезный, много витаминов.
В. Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
ВЫВОД: у воды нет вкуса.
ОПЫТ «ВОДА БЫВАЕТ ХОЛОДНОЙ, ТЕПЛОЙ, ГОРЯЧЕЙ».
Два стакана с водой. В одном холодная вода, в другом теплая. Попробовать пальчиком и сказать где какая вода. Горячая вода может нагревать предметы. Опустить ложку в стакан с горячей водой, а потом потрогать, ложка стала теплой.
ОПЫТ «ЛЕД – ТВЕРДАЯ ВОДА».
В. Какой лед – теплый или холодный? Из чего образовался лед?
Д. Из воды.
В. А если взять лед в руку, то что с ним произойдет?
Д. Он начнет таять.
В. Почему.
Д. Потому что рука теплая, а лед холодный.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ: перечислить вместе с детьми все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов (вода – это жидкость, у которой нет цвета, запаха, вкуса, вода может быть твердой в виде льда, быть теплой и холодной).
(Дети выполняют задание и получают ключ с буквой «Ж».)
На ключе подсказка 1 (Вернитесь в зал. Необходимо написать первые буквы иллюстраций и прочитать, куда необходимо двигаться дальше))
(дети отправляются обратно в зал)
Задание – испытание 2: «Подними ключ со дна сосуда»
Ведущий: В этом испытании, вам нужно достать ключ со дна сосуда. Результат зависит от каждого из вас, ваша быстрота, слаженность должны вам помочь.
(В обрезанной пластиковой бутылке с меткой, на пенопласте, лежит ключ с буквой подсказкой.)
Игра «Наполни сосуд»
Каждый игрок команды ложкой будет наливать в сосуд воду разными предметами
( пластиковый стакан, пакет целлофановый, ложка и т. д.). Забрать ключ можно только тогда, когда поплавок дойдет до метки.
(Дети выполняют задание и получают ключ с буквой «И»).
Ведущий: Скажите, как нужно относиться к воде?
Дети: К воде, которую мы используем в быту, нужно относиться бережно,
экономно, не оставлять без надобности открытым кран с водой.
На ключе подсказка 2 (необходимо двигаться по капелькам и попадаем в кабинет бисероплетения)
Задание – испытание 3: «Разгадай кроссворд»
Приложение № 1
Ведущий: В этом испытании, вам необходимо разгадать кроссворд и сказать к чему относятся все эти понятия (все слова - это состояния воды)
Дети разгадывают загадки и вписывают слова в кроссворд.
Загадки.
По горизонтали:
1 Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке? (Снежинки)
2 Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег)
3 Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно … (Лёд)
4 Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (Роса)
По вертикали:
1 Забралась на карниз,
Нос повесила вниз.
На ночь слёзы прячет,
А на солнце плачет. (Сосулька)
2 Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)
3 Бел, да не сахар,
Не колючий, светло-синий (Иней)
4 На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. ( Град)
(Дети выполняют задание и получают ключ с буквой «З»).
На ключе подсказка 3
(отправится в то место, где увидят знак голубого цвета)
Задание – испытание 4: «От самого холодного до самого горячего»
Ведущий: В верхних квадратах расположены изображения предметов в порядке увеличения выраженности признака. Вам необходимо рассмотреть картинки и расставить правильно от самого холодного предмета к самому горячему.
(Дети выполняют задание и получают ключ с буквой «Н»).
На ключе подсказка 4
(Только перейдя реку и не упав в воду, вы получите еще один ключ)
Ведущий: А где в нашем клубе вы сегодня видели реку?
Дети: В зале.
Ведущий: Тогда поторопимся в зал.
Задание – испытание 5: Подвижная игра «Пройди, не упав в воду»
Пройдите по кочкам и выберите карточку, на которой изображено, то чего нельзя делать с водой.
(Дети выполняют задание и получают ключ с буквой «Ь»)
Ведущий: Сколько ключей мы собрали? Что мы будем делать дальше?
(принимают решение)
Собирают слово «ЖИЗНЬ» (соотносят с цифрами). Выставляют код на замке.
Открывают сундук и находят бутылку с водой.
Ведущий: Чтобы это значило? Как связаны между собой «ВОДА» в сундуке и подсказка «ЖИЗНЬ». (Вода источник жизни на Земле)
Для кого вода необходима?
Давайте поиграем в игру «Кому необходима вода в жизни»
(дети подбегают к стенду и обводят то, кому нужна вода: цветы, кит, человек, заяц, рыбы, дерево, кусты, стрекоза, лягушка, камень, стол, ручка, книга, телевизор и т. д.)
Ведущий:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает — и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь…
Все вместе:
Нас окружает везде и всегда
Эта волшебница — наша вода!
22 марта – Всемирный день воды
Рефлексия
Ведущий:
«Что было удивительным?»
«Были ли неожиданности?»
Какое задание Старца вам больше всего понравилось?
Хотели бы ещё побывать в замке у Старца?
Спасибо, ребята. И за работу получите приз.
Приложение № 1
Кроссворд «Состояния воды»
4
2 2 3 4 3 1