Креативное мышление
Креативное мышление — это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.
Формирование креативного мышления обуславливается разными факторами. Влияет воспитание, детство, круг близких, установки в семье и другой опыт. Все мы разные, и креативные способности у каждого ребёнка развиты по-своему. Но можно пробовать разные способы для отработки навыка — обязательно найдётся то, что сработает у вас.
1. Техника креативного письма
Благодаря этой технике развития креативного мышления ребёнок задействует воображение. Вот возможные задания на креативное мышление:
поменять место действия в известной сказке,
переписать концовку рассказа,
изменить характер главного персонажа в книге.
Ребёнок по-новому взглянет на устоявшиеся шаблоны и варианты развития событий.
2. Игры и занятия на творчество и логику
Развитию креативного мышления у детей способствует:
рисование и лепка,
конструкторы и пазлы,
головоломки и задачи на логику,
шахматы и другое.
3. Упражнение «Откуда, почему, что, как»
Предлагается предмет или картинка предмета, назначение которого не вполне очевидно. Ребёнок угадывает:
для чего предназначен предмет,
из какой он сферы,
как используется.
Если упражнение выполняют несколько детей сразу, ответы не должны повторяться. Задание активирует быстроту мышления и мотивирует на инновационные идеи.
4. Упражнение «Ассоциации»
Цель игры — назвать любой предмет и подбирать к нему самые неожиданные метафоры, эпитеты, сравнения, которые приходят в голову.
Умение подмечать необычное в обычном легко почерпнуть из художественной литературы. Например, этим славился русско-американский писатель Владимир Набоков — он мог назвать волосы «ржавыми», петербургскую слякоть «фиолетовой», а улицы «бледными». Или сказать: «аллея шла с едва заметным наклоном, начинаясь почтамтом и кончаясь церковью, как эпистолярный роман». Перенимайте манеру писателей смотреть на мир — это гарантирует развитие креативного мышления.
5. «Определяйка», когда предлагается 3 слова (например: квадратный, синий, сладкий или круглый, красный, кислый или кубический, жёлтый, твёрдый). Нужно за 2-3 минуты придумать не менее 3 предметов, которым были бы свойственны все три определения.
Поощряются самые сумасшедшие идеи. Сначала ребята называют самые простые предметы, но повторяться нельзя и вход идут фантастические, вроде круглого кирпича в капустном рассоле.
6. «Подходит-не подходит», где берётся любое существительное и называются 5 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «стол — большой, жёлтый, красивый, крепкий, устойчивый» и т. д. Это бывает легко, но затем детям предлагается назвать 5 прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так-то просто как, может показаться на первый взгляд. Тот же стол не может быть, скажем, сладким… Но, с другой стороны, а кто его пробовал?.. Стараюсь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы один раз написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).
7. «Безумный генетик», когда ребята рисуют животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных существующих животных. Хвост — как у павлина, тело червяка, передние ласты — как у тюленя, задние ноги — как у паука, уши — как у осла, глаза — как у улитки… (чем старше дети, тем больше признаков). Придумывается ему название, вроде «петупингвиморж» или «мухолин».
8. «Очумелые глазки». Прошу придумать название иллюстрации в учебнике, книге, просто ситуации в классе. Обязательно чтобы высказались все.
9. «А что если бы?...». Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие:
-Что если бы люди вели ночной образ жизни?
-Что если бы собаки могли летать? И другие.
10. «Мурзилка». Известный репортёр берёт интервью у различных персонажей: любимой куклы или котёнка, машинки, книжки, снеговика и т.д. Дети выступают в роли этих персонажей.
11. «Угадай–ка», где детки придумывают загадки по изучаемой теме. Загадки оформляются на листах с иллюстрацией.
12. «Вспоминай-ка», когда детям нужно вспомнить как выглядит, например, сосед по парте. Прошу повернуться к нему спиной и описать: какие у него глаза, волосы, костюм, на какой щеке у него родинка, на каком пальце царапина и т.д.
13. «Третий-лишний». Нужно найти среди предметов, чисел, слов «лишнее», причём оно не определяется единственным образом. Один ребёнок выделит одно, а другой другое.
14. «Мозаика», когда детки из частей складывают изображение предмета, которое заранее не обговаривается, ребята проявляют своё творчество.
15. «Что на что похоже», где рисуют изображения из геометрических фигур, дети придумывают целые страны, такие как «Кругляндия» или «Страна квадрашек»
16. Расшифровщик
Возьмите любое слов из трех или четырех букв и придумайте как можно больше вариантов аббревиатур. Например
КОТ - Кто-то Очень Таинственный
КОТ - Книга О Туризме
КОТ - Комитет Отчаянных Тушканчиков
И так далее
Все что приходит в голову. Старайтесь придумать как можно больше расшифровок. Чем смешнее, тем лучше.
17. Варианты использования
Выберете любой предмет и придумайте как можно больше вариантов, как его можно применить. Чем больше ситуаций вы вообразите, тем лучше.
Например: Вилка. Как можно использовать:
- Принимать пищу
Расчесывать волосы
Рисовать
Проделывать отверстия
Можно согнуть и использовать как подставку для телефона
И так далее
Вначале придумывайте хотя бы 10 вариантов, потом увеличивайте число.
18. Ассоциативные связи
Возьмите любую книгу. Откройте её на случайной странице и выберете одно слово. Затем откройте на другой странице и выберите второе. Теперь попробуйте найти связь между эти двумя словами. Вы можете придумывать любые сумасшедшие истории.
Например, слова: Улитка и Море
Однажды виноградная УЛИТКА заползла на крышку бочки, которую погрузили на корабль матросы из команды отважного капитана. Так она оказалась на борту торгового судна, на которое позже напали пираты и разграбили его. Сам корабль потерпел крушение и улитка продолжила свое плаванье на сломанной крышке бочки в открытом МОРЕ.
Пусть ваше история будет длиннее одного предложения. Добавляйте в нее интересные детали и дайте волю своей фантазии.
19 . 5 + 5
Выберите любое существительное, какое хотите. Придумайте 5 прилагательных, которые его характеризуют. Это просто.
Например: Диван
Мягкий
Удобный
Чистый
Большой
Широкий
Теперь придумайте 5 прилагательных, которые совершенно к нему не подходят. Это уже довольно затруднительно, подумайте как следует.
Допустим, для дивана это будет:
Пасмурный
Дождливый
Ветренный
Активный
Интенсивный
Повторяйте упражнения с разными словами и учитесь искать неочевидное.
20. Образ на основе фигуры
Ваша задача нарисовать на листе несколько одинаковых фигур. Это могут быть кружочки, квадратики, треугольники или что угодно. Затем нужно включить таймер и за 1 минуту дорисовать как можно больше картинок. После остановки таймера, посмотрите на картинки и продолжите рисовать уже спокойно.
21. Задания на «изображение смыслов»
Выбери и подчеркни то слово, которое закончит предложение.
У корабля есть…
СПИНА, СТОЛ, ПЕТУХ, БИБЛИОТЕКА, ВИНТ, КИСТОЧКА, ВАЗА, МАЛИНА
У человека есть…
ХВОСТ, КРЫЛЬЯ, ПОТОЛОК, ЛИЦО, ГРЕБЕШОК, ЖАЛО, ЛАПЫ, ШЕРСТЬ
22. Задания на выявление внутрипредметных и межпредметных связей
Выбери нужную фигуру из 6 пронумерованных. Впиши номер вместо вопроса.
Ответ: 6
23. Задания на выявление главного, поиск альтернатив
Перед тобой «волшебная» фраза. Попробуй догадаться, почему она волшебная. (Подсказка: зачеркни гласные буквы)
Фока, хочешь поесть щец?.
- Фи
О твет: Все согласные – глухие.
24. Задания на тренировку воображения в ходе отражения свойств изучаемого объекта
Взгляните на картинку. Что вы видите? Этот рисунок с двойным смыслом, попробуйте абстрагироваться от первого образа и найти второе изображение.
Ответ: На рисунке одновременно изображено лицо мужчины и крыса. Вглядитесь: очки — это уши, нос — мордочка, ухо — задние лапки, а подбородок — хвостик.
25. Задания на выявление разных точек зрения
Составьте рассказ от имени другого персонажа»
Опишите один день этой вашей воображаемой жизни. «Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определённой профессии.
26. Задания на преобразование
Мысленный эксперимент.
Детям предлагается решить в ходе мысленных экспериментов определенную задачу:
- Что будет, если все станут выше ростом?
- Что можно сделать из куска бумаги?
- Предложить рассказать о возможных вариантах использования воды, глины, электричества и др.
Определить, на какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? Почему?
Подумать, если бы озеро было столом, чем были бы лодки?
27. Задания на разрушение стереотипов
Угадай пословицы и поговорки
Безделье любителя запугивает (Дело мастера боится)
Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
Безделью часы — унынию год (Делу время — потехе час)
Борщ сметаной поправишь. (Кашу маслом не испортишь)
Будней — пять, а выходных — два (Делу — время, потехе — час)
Буквы как орлы – прилетают и ускользают (Слово не воробей — вылетит, не поймаешь)
Великое безделье хуже крошечного бизнеса (Маленькое дело лучше большого безделья)
Весела ночь под утро, ведь отдыхать некому (Скучен день до вечера, коли делать нечего)
Вклад невыплатой ужасен (Долг платежом красен)
Глазами стариков умалчивается ложь (Устами младенца глаголет истина)
На уроках литературного чтения дается возможность детям раскрывать один из секретов волшебницы речи – рифму. Работа направлена на упражнения по рифмованию. «Дополни стихотворную строку словом!», «Допиши стихотворение!», «Сочини сказку, небылицу, считалку...!», загадки на договаривание, придумай рифму к слову “Кто больше?”, “Поймай рифму”, сочинение чистоговорок, разгадай ребус и составь стишок.
При изучении темы «Животные» можно применить игру «Кто это?» Данная игра развивает умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера. А потом игра-пантомиму «Изобрази животное». Дети должны угадать, какое животное изобразил их товарищ.