Конспект внеклассного мероприятия
«Удивительный мир натуральных чисел»
Учитель: Хажумарова Р.Н.
Класс - 5
Оборудование: раздаточный материал, колонки, экран, проектор, ноутбук.
Цель занятия: воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.
Задачи:
- расширить кругозор обучающихся о числах ;
- познакомиться с числами-великанами;
- совершенствовать умения находить связи между разными областями знаний
Универсальные учебные действия.
-
Познавательные УУД (повышение уровня математического мышления, углубление теоретических знаний, расширение кругозора, создание условия для проявления познавательной активности учащихся).
-
Личностные УУД (возникновение интереса у учащихся к математике).
-
Регулятивные УУД (способ организации свободного досуга учащихся, активизирование памяти; отработка быстроты реакции).
-
Коммуникативные (формирование умений поиска ответов на вопросы, сплочение коллектива, выявление творческих и организаторских способностей детей, развитие коммуникативной компетенции учащихся).
Этапы мероприятия:
-
Мотивационный.
-
Разминка.
-
Литературный
-
Музыкальная арифметика
-
Физкультминутка
-
Числа-великаны
-
Рефлексия. (Ребята, что нового вы для себя узнали? Что больше всего запомнилось?)
-
Подведение итогов. Награждение.
-
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Васильевна. Сегодня занятие у вас буду вести я. Оно будет посвящено самым древним на земле числам. Они появились тогда, когда людям понадобилось сосчитать созданное природой: животных, деревья, плоды, скот. Поэтому эти числа называют еще природными. Ребята, кто уже догадался каким числам будет посвящено наше занятие?
- Натуральным.
- Верно. Сегодня на занятии мы с вами узнаем много интересного о них. Давайте с вами договоримся: думать, трудиться и не бояться допустить ошибку. За каждый правильный ответ вы будете получать вот такой жетон (показываю жетон). Те ребята, которые наберут много жетонов, в конце занятия будут награждены. Итак, мы с вами начинаем путешествие в уникальный мир натуральных чисел.
2. РАЗМИНКА
Чтоб занятие у нас прошло без заминки,
Мы начнем, конечно же, его с разминки!
-
Самое маленькое натуральное число (1)
-
Сколько цифр вы знаете?(10)
-
Наибольшее двузначное число.(99)
-
Сколько нулей в записи числа миллион?(6)
-
Число 8 - четное или нечетное? Почему?
-
Число 15 – четное или нечетное? Почему?
3.Литературный этап.
- В каких областях науки и жизни вы встречали натуральные числа?-
Сегодня на занятии мы попробуем убедиться , что математика прочно вошла в нашу жизнь, только мы этого не замечаем. Мы же живём с вами в ней и с ней! Человек появляется на свет, и вместе с ним появляется дата его рождения. У каждого из нас есть дом, квартира, и к ним тоже прикреплены определённые числа. Нередко наша жизнь зависит от чисел:
7 лет – пора идти в школу;
14 лет – время получать паспорт;
18 лет – совершеннолетие гражданина России, наступает право голосовать на выборах.
И сейчас я предлагаю вам, ребята, вспомнить известные литературные произведения, в названии которых есть числа («Сказка о царевне и семи богатырях», «Три толстяка», «Три медведя», «Три поросёнка», «Три мушкетёра» и «20 лет спустя», «Цветик-семицветик»). Какое число в названиях сказок встречается чаще всего? Дайте характеристику числа з.
- Три для вас это большое или маленькое число?
А теперь, ребята, найдем числа, спрятанные в пословицах (на слайде высвечивается пословица, в которой спрятано число)
-
За правду стой горой.
-
Любишь смородину, люби и оскомину
-
Пустой мешок стоять не будет.
-
Как не хитри, а от правды не уйти.
-
Синичка-воробью сестричка.
-
Новая метла чисто метет.
- Какое число чаще всего сегодня встретилось в пословицах? Дайте характеристику числа 100.
4.Музыкальная арифметика.
Числа встречаются не только в литературе, но еще и в музыке.
А теперь, ребята, постараемся вспомнить песни, в которых упоминаются числа. («Два веселых гуся», «Три белых коня», «Дважды два четыре», «Вместе весело шагать»).
- Дайте характеристику числам 2 и 4.
-
Физкультминутка.
Потрудились-отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем!
Поднимает руки класс – это раз!
Повернулась голова – это два!
Руки вниз, вперед смотри – это три
Руки в стороны, пошире развернули на четыре!
Пять- руками помахать,
Ну а шесть-на место сесть.
-
Числа-великаны
-Мы сели с вами на свои места. Ребята, как вы думаете, почему именно так расставлены парты? Какую форму они вам напоминают?(Круглую). А натуральные числа бывают круглыми? (Да)
-Приведите примеры круглых чисел.
Какая цифра имеет такую форму?(Ноль).
-Ноль является натуральным числом? (Нет).
- Конечно, же, ребята, первым в натуральном ряду является единица. А вот ноль – это весьма занятное число! Впервые нуль был придуман вавилонянами примерно 2000 лет назад. Слово ноль переводится с индийского как «ничто». Ноль только тогда ничего не значит, когда стоит слева от числа. Но стоит ему встать справа – и число тут же увеличивается в 10, 100, 1000 раз. И в результате, мы сможем получить очень большие числа, которые называются числами-великанами!
К числам великанам относят такие числа, как миллион. Сколько нулей в записи числа миллион? (6). Слово «миллион» обозначает тысячу тысяч. Хотите ощутить насколько это большое число? Миллион дней – это более 27 столетий. Какой у нас сейчас век?(21)
- Это какое столетие? (21)
То есть мы получаем, что от начала нашей эры до сегодняшнего дня не прошло еще миллиона дней!
Также к числам великанам относят, еще одно известное вам число - миллиард. Сколько нулей в записи числа миллиард? (9 ). Слово «миллиард» обозначает тысячу миллионов. Чтобы ощутить истинные размеры миллиарда, давайте с вами решим следующую задачу. Возьмите ручки и на листах начинаем решать
Задача
Сколько времени потребуется человеку, чтобы сосчитать миллиард зерен, если он в минуту будет считать по 100 зерен?
Решение:
1 000 000 000 : 100 = 10 000 000 (мин)
10 000 000 : 60 = 166 667 (ч) ~ 170 000 (ч)
170 000 : 24 ~ 7 000 (суток)
7 000 : 365 ~ 16 (лет) беспрерывного счета. Если же человек будет считать по 8 ч в день, то ему понадобится около 50 лет. Если же учитывать, что человек не может считать с такой скоростью, то ему понадобится еще больше времени.
Числа-великаны присутствуют всюду вокруг и даже внутри нас самих - надо лишь уметь рассмотреть их. Небо над головой, песок под ногами, воздух вокруг нас, кровь в нашем теле - все скрывает в себе невидимых великанов из мира чисел. Например, каждый кубический сантиметр окружающего нас воздуха заключает в себе 27 квинтиллионов молекул. В крошечной капли крови плавает пять миллионов мелких телец красного цвета. Если наперстком зачерпнуть обыкновенный песок, то в нем будет около 18 квинтиллионов песчинок.
Также к числам великанам относят: триллион- это тысяча миллиардов, квадрильон – это тысяча триллионов, квинтильон, секстильон и т.д.
Математике известно, что не существует такого понятия, как самое большое число в мире, так как вы всегда можете добавить к нему 1, и оно станет больше. Можно лишь назвать наибольшее число, которому дали конкретное название.
На сегодняшний день это число грэма. Оно 64-значное.
Думаю, что название следующего натурального числа в будущем даст кто-то из вас. И возможно, оно будет носить ваше имя!
8. Рефлексия
- Наше занятие подошло к концу. Что нового вы для себя узнали? Что больше всего вам понравилось (запомнилось)? Так в каких же сферах жизни встречаются натуральные числа?
Хорошо, а теперь давайте подведем итоги нашего занятия. Встаньте, ребята, которые получили больше пяти медалек.
Математика – это наука о числах. Числа бывает радуют нас, а бывает - огорчают. От «двойки» или «пятёрки» зависит ваше настроение, не так ли? Я вам желаю, чтобы числа намного чаще вас радовали, нежели огорчали!
Спасибо вам за работу на занятии!