Денисова Мария Сергеевна, учитель английского языка, классный руководитель 10 «В» класса.
Название: «Я и мой класс!».
Форма: час общения с элементами коммуникативного тренинга.
Аудитория: обучающиеся 10 класса
Цель: Сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;
Осознание себя командой.
Содержательный раздел
Ход занятия
Структура: старшеклассники рассаживаются на места в кругу, когда все успокоятся и готовы будут слушать начинается занятие.
I. Организационный этап. Самоопределение к деятельности
Психологический настрой.
Классный руководитель: Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на занятии. Сегодня на нашей встрече мы дадим каждому из вас шанс узнать получше других, а также вы сможете проявить себя, т.е. « и себя показать и на других посмотреть”. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание.
Я неслучайно выбрала такую не совсем обычную форму общения –круг. Как вы думаете, почему?...(ответы детей)
Классный руководитель: Да, круг –это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор, появляется возможность быть вместе, вот так в глаза в глаза, рука к руке.
Круг это гарантия защищенности. Я напомню вам некоторые правила, которые при этом нужно выполнять:
В кругу все равны. есть свои правила:
- не кричать;
- не перебивать, когда говорит товарищ;
- быть активным, делать всем вместе.
Классный руководитель: Предлагаю начать наше общение с помощью упражнения « Меня зовут,…не хочу хвалиться ,но я…….» Подумайте. что вы умеете лучше всего, затем продолжите фразу.
«Меня зовут Мария Сергеевна. Не хочу хвалиться, но я очень люблю печь..» (каждый представляет себя)
Отлично.
Обсуждение:
Что вы узнали друг о друге? Были удивлены? (ответы детей)
Классный руководитель:
Вывод: каждый человек имеет сильные стороны. Нет обычных людей, есть те, кто еще не проявил себя.»
Оглянитесь вас 20. И каждый из вас хочет, чтобы у него был друг, вам повезло у каждого из вас в классе может быть 20 друзей. И это здорово. Вы вместе уже 2 месяца. А что вы можете сказать о своем классе?
Закончите предложение «Мой класс……»
II. Сообщение темы мероприятия
Классный руководитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь? Почему вы так решили? (Обучающиеся высказывают свои предположения).
Что должно быть у вас, чтобы вам жилось интересно и весело?
(добрые и справедливые учителя, хорошие оценки, новые одноклассники, дружный коллектив) Речь пойдет не только о дружбе, а о сплоченности.
СПЛОЧЕННОСТЬ ( на доске)
3.«Мозговой штурм».
Классный руководитель: Что же такое сплочённость? Как вы думаете?
Какой коллектив называют сплочённым?
Вывод: Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь, когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
III. Актуализация
Классный руководитель: А сейчас поднимите руки, кто из вас желает успешно сдать экзамены? Отлично!
У вас единая цель. Вот в этом желании хорошо учиться и успешно закончить 11 класс вас можно назвать единодушными. Поздравляю, один шаг на пути к сплоченности вами сделан.
ЕДИНАЯ ЦЕЛЬ (на доске)
4.Предлагаю следующее упражнение «Фигурные построения»
Цель: сплочение класса.
Упражнение сплачивает группу, способствует формированию взаимопонимания, обучает уверенному поведению в условиях необходимости принимать решения при ограниченности доступной информации, брать на себя ответственность за свою часть в общей работе. (для самоанализа)
Ход упражнения
Классный руководитель: Весь класс должен построиться в геометрическую фигуру. (круг, квадрат и т.д.)
«Вы хаотично перемещаетесь по помещению. По моей команде взявшись за руки, вы закрываете глаза и пытаетесь построиться, образовав ту геометрическую фигуру, которую я назову (круг, треугольник, квадрат, «змейка» и т.п.). Если кто-то подсматривает – он выбывает из игры.
Когда построение закончено, по моей команде открываете глаза и смотрите, что в итоге получилось».
Обсуждение:
Было трудно или легко в построении разных фигур?
Что для этого требуется, чтобы справиться с таким заданием?
Что же обеспечивает возможность взаимопонимания в таких ситуациях, когда у вас закрыты глаза?
Вывод:
Вряд ли возможно выполнить такое задание, если каждый будет действовать индивидуально.
А что для этого необходимо? «Умение согласовывать свои действия с другими»
УМЕНИЕ СОГЛАСОВАТЬ ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ
ВОСПРИЯТИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ДРУГИХ (на доске)
Классный руководитель: Предлагаю следующее упражнение «Плот» (на пол кладется коврик.)
Цель: развитие навыка взаимодействия друг с другом
Ход упражнения
«Ваша задача перевернуть коврик под командой таким образом, чтобы та сторона, на которой вы стоите после выполнения задания соприкасалась с полом. Вы не можете выходить за пределы коврика во время выполнения задания. На обдумывание вам дается 2 минуты»
Обсуждение:
Какую стратегию вы использовали для выполнения этого задания?
Какие возникли сложности при выполнении этого задания?
Что помогло вам выполнить это задание?
Почему не получилось?
Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?
Вывод: Вы сейчас проявили смекалку и находчивость.
ГОТОВНОСТЬ К СОВМЕСТНОМУ РИСКУ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ(на доске)
Классный руководитель: Человек живет не один, а в обществе, и поэтому нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим. Мы живем в классе одной общей семьей, трудимся, учимся, общаемся и результат будет тогда наилучшим, когда мы будем едины в своем порыве, будем все вместе, когда не будет вражды, так как единение, дружба и внимание друг к другу – это великая сила.
Ещё одно очень важное качество для хороших отношений в коллективе – это внимание друг к другу. Внимание – это когда на меня смотрят, меня замечают, со мною общаются, говорят мне хорошие слова. Часто дети, на которых не обращают внимания, совершают плохие поступки.
Как вы думаете, ребята, а зачем нужно внимание?
ВНИМАНИЕ ДРУГ К ДРУГУ
VI. Итог мероприятия
Классный руководитель: Вы справились со всеми испытаниями, вы очень старались.
СТАРАТЕЛЬНОСТЬ
Давайте посмотрим, что нам необходимо, чтоб Ваш класс стал единым целым сплоченным коллективом объединённый общими целями, интересами?
На доске:
ЕДИНАЯ ЦЕЛЬ
УМЕНИЕ СОГЛАСОВАТЬ ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ
ГОТОВНОСТЬ К СОВМЕСТНОМУ РИСКУ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
ВНИМАНИЕ ДРУГ К ДРУГУ
Классный руководитель: Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у вас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать одноклассников такими, какие они есть.
И еще одно основное правило:
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ и ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ
Классный руководитель: Сегодня на занятии Вы показали, что ваш коллектив представляет собой дружное «мы», которое действует, решает и утверждает, представляя общее и единое нравственное отношение ко всему, с чем мы сталкиваемся в нашей коллективной жизни.
И мне бы хотелось закончить наше занятие Легендой о костре. Один человек очень любил детей, но дети ссорились, дрались между собой. И тогда человек решил собрать всех ребят вместе, чтобы они подружились и лучше узнали друг друга. И вот однажды вечером он зажёг костёр, и ребята стали сходиться к костру. Тогда дети поняли, что они люди, у них есть общие мысли, желания беды и радости. С тех пор костёр считается символом общения и дружбы. Вот и я сейчас приглашаю вас собраться у импровизированного костра.
Упражнение «Костёр дружбы».
Ребята, встаньте поближе друг к другу в круг, вытяните вперёд правую руку и положите на руки одноклассников. Теперь тоже выполните с левыми руками. Раскачивая руки вверх – вниз, дружно произнесите слова «Раз, два, три! Огонёк, гори!» Показываем руками взметнувшиеся вверх огоньки пламени. Ребята, вы почувствовали, как по вашему телу идёт тепло, а теперь положите руки на плечи соседей, и, встречаясь глазами друг с другом, дружно поблагодарите: «Спасибо моим одноклассникам за работу»).
V. Рефлексия.
Классный руководитель: А сейчас закройте глаза и поднимите руку те, кто что-то нового узнал о своих одноклассниках;
Те, кто о чем узнал на занятии пригодится в будущем;
Те, кто будет полученные знания применять в жизни;
Спасибо вам большое. Надеюсь, что наше занятие не пройдет бесследно в вашей жизни, надеюсь, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.