Урок 8. Устная и письменная речь
Цели: формировать понятие об устной и письменной речи; развивать устную и письменную речь.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
(На доске записан текст.)
Нарядная витрина, как радуга, горит.
Мартышки здесь и зайчики,
Слоны и попугайчики,
Веселый Чебурашка и, конечно, Айболит.
Машины всюду носятся,
Ракеты в небо просятся.
А куклы здесь такие,
Просто глаз не отвести!
Прочитайте текст. О каких игрушках говорит автор?
Расскажите, какие игрушки у вас есть.
Кто их покупает?
Где они находятся?
Запишите предложения о машинах и о ракетах.
Как можно назвать одним словом то, что мы сейчас читали, о чем говорили, что слушали и записывали? (Речь.)
Сегодня на уроке мы узнаем, какая бывает речь, а также научимся отличать один вид речи от другого и никогда не путать, их.
Чистописание
III. Актуализация знаний
(Диктант по картинкам.)
Дерево, девочка, карандаш, пенал, васильки, розы, учитель, линейка, мальчик.
Разбейте слова на группы. Сколько их получилось? (Три.)
Что они обозначают? (Растения, учебные вещи, людей.)
Прочитайте слова, в которых написали мягкий знак. Что обозначает мягкий знак в этих словах? (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, который стоит перед ним.)
Как переносятся слова с мягким знаком? Разделите эти слова для переноса.
Подберите на это правило еще три слова и запишите их,, разделив для переноса.
Физкультминутка
Работа по теме урока
Представьте, что вы на необитаемом острове. Иногда над вами пролетает самолет, а в открытом море на горизонте показываются суда. Каким образом вы могли бы послать информацию о себе, взывая о помощи? (Звуками, костром, цветом и т. д.)
Как еще можно передать информацию? (На пальцах, знаками, азбукой Морзе.)
Как передавали информацию люди в древние времена, вы узнаете из учебника.
(Упр. 18.)
Как в давние времена люди передавали вести?
Выполните задание.
Что в наши дни может служить для передачи информации? (Радио, телевидение, Интернет, газеты, журналы, письма, телеграммы и т. д.)
Всю информацию, которую мы получаем, мы слышим и читаем, а ту информацию, которую мы передаем — пишем и говорим. Таким образом, наша с вами речь может быть двух видов. То, что мы пишем и читаем, называется письменной речью, а то, что мы слышим и говорим, — устной речью.
Приведите примеры устной речи. (Ответ ученика, рассказ учителя, разговор детей.)
Приведите примеры письменной речи. (Написание сочинения, изложения, письма, книги.)
Составьте небольшой рассказ о кошке, используя данные слова.
Кошка, шерсть, глаза, лапки, усы, коготки, молоко, котята.
Пример какой речи мы сейчас услышали? (Устной.)
Запишите текст, разделив его на предложения.
Осень
День стал короче солнце светит мало часто идет дождь всюду сырость птицы летят в теплые края.
А сейчас сами сделайте вывод: какая речь бывает?
Почему устную речь называют устной, мы узнаем, выполнив упр. 19.
Составьте из данных слов предложения.
Труд, машины, человека, облегчают
Школьники, зимой, заботятся, птицах, о.
Свил, под, воробей, гнездо, сарая, крышей.
— Дополните предложения.
г.; каркает. ... лает. ... чирикает. ... ревет. ... мычит.
— Из данных слов составьте предложения на тему «Что из чего делают».
Сахар, свекла, сапоги, кожа, хлеб, мука, платки, пух.
VI. Итог урока
Что сегодня вы должны были усвоить на уроке? (Какая бывает речь.)
Так какие виды речи вы знаете? (Устная и письменная.)
Домашнее задание
Упр. 20.
Примечание. На уроке могут быть использованы карточки на закрепление ранее изученного материала.
Карточка 1
Раздели слова для переноса. Подчеркни слова, которые не переносятся.
Лейка, скамейка, майка, кофейник, чай, лужайка, зайка, чайка.
Карточка 2
Раздели слова для переноса. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные.
Пальто, учительница, букварь, белочка, класс, мальчик.
Карточка 3
Спиши. Поставь, где надо, точку.
В городе построили новую школу вокруг школы клумбы с цветами их посадили ученики красивые классы встречают детей.
Карточка 4
Запиши несколько предложений с данными словами. Дождь, льет, листья, птички, зверьки, улетели.