Урок 8. Устная и письменная речь
Цели: формировать понятие об устной и письменной речи; развивать устную и письменную речь.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
(На доске записан текст.)
Нарядная витрина, как радуга, горит.
Мартышки здесь и зайчики,
Слоны и попугайчики,
Веселый Чебурашка и, конечно, Айболит.
Машины всюду носятся,
Ракеты в небо просятся.
А куклы здесь такие,
Просто глаз не отвести!
-
Прочитайте текст. О каких игрушках говорит автор?
-
Расскажите, какие игрушки у вас есть.
-
Кто их покупает?
Где они находятся?
-
Запишите предложения о машинах и о ракетах.
-
Как можно назвать одним словом то, что мы сейчас читали, о чем говорили, что слушали и записывали? (Речь.)
Сегодня на уроке мы узнаем, какая бывает речь, а также научимся отличать один вид речи от другого и никогда не путать, их.
-
Чистописание
III. Актуализация знаний
(Диктант по картинкам.)
Дерево, девочка, карандаш, пенал, васильки, розы, учитель, линейка, мальчик.
-
Разбейте слова на группы. Сколько их получилось? (Три.)
-
Что они обозначают? (Растения, учебные вещи, людей.)
-
Прочитайте слова, в которых написали мягкий знак. Что обозначает мягкий знак в этих словах? (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, который стоит перед ним.)
-
Как переносятся слова с мягким знаком? Разделите эти слова для переноса.
Подберите на это правило еще три слова и запишите их,, разделив для переноса.
Физкультминутка
Работа по теме урока
-
Представьте, что вы на необитаемом острове. Иногда над вами пролетает самолет, а в открытом море на горизонте показываются суда. Каким образом вы могли бы послать информацию о себе, взывая о помощи? (Звуками, костром, цветом и т. д.)
-
Как еще можно передать информацию? (На пальцах, знаками, азбукой Морзе.)
-
Как передавали информацию люди в древние времена, вы узнаете из учебника.
(Упр. 18.)
-
Как в давние времена люди передавали вести?
-
Выполните задание.
-
Что в наши дни может служить для передачи информации? (Радио, телевидение, Интернет, газеты, журналы, письма, телеграммы и т. д.)
Всю информацию, которую мы получаем, мы слышим и читаем, а ту информацию, которую мы передаем — пишем и говорим. Таким образом, наша с вами речь может быть двух видов. То, что мы пишем и читаем, называется письменной речью, а то, что мы слышим и говорим, — устной речью.
-
Приведите примеры устной речи. (Ответ ученика, рассказ учителя, разговор детей.)
Приведите примеры письменной речи. (Написание сочинения, изложения, письма, книги.)
Составьте небольшой рассказ о кошке, используя данные слова.
Кошка, шерсть, глаза, лапки, усы, коготки, молоко, котята.
-
Пример какой речи мы сейчас услышали? (Устной.)
-
Запишите текст, разделив его на предложения.
Осень
День стал короче солнце светит мало часто идет дождь всюду сырость птицы летят в теплые края.
-
А сейчас сами сделайте вывод: какая речь бывает?
-
Почему устную речь называют устной, мы узнаем, выполнив упр. 19.
Составьте из данных слов предложения.
-
Труд, машины, человека, облегчают
-
Школьники, зимой, заботятся, птицах, о.
-
Свил, под, воробей, гнездо, сарая, крышей.
— Дополните предложения.
г.; каркает. ... лает. ... чирикает. ... ревет. ... мычит.
— Из данных слов составьте предложения на тему «Что из чего делают».
Сахар, свекла, сапоги, кожа, хлеб, мука, платки, пух.
VI. Итог урока
-
Что сегодня вы должны были усвоить на уроке? (Какая бывает речь.)
-
Так какие виды речи вы знаете? (Устная и письменная.)
Домашнее задание
Упр. 20.
Примечание. На уроке могут быть использованы карточки на закрепление ранее изученного материала.
Карточка 1
Раздели слова для переноса. Подчеркни слова, которые не переносятся.
Лейка, скамейка, майка, кофейник, чай, лужайка, зайка, чайка.
Карточка 2
Раздели слова для переноса. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные.
Пальто, учительница, букварь, белочка, класс, мальчик.
Карточка 3
Спиши. Поставь, где надо, точку.
В городе построили новую школу вокруг школы клумбы с цветами их посадили ученики красивые классы встречают детей.
Карточка 4
Запиши несколько предложений с данными словами. Дождь, льет, листья, птички, зверьки, улетели.