«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок в 3 классе по математике

Урок математики в 3 классе по программе "Школа России"

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки











«КВАДРАТНЫЙ ДЕЦИМЕТР»

по математике в 3 классе

Учитель начальных классов


Акульшина Татьяна Валерьевна


МБОУ «Чернореченская СОШ»


























2016 г.

Класс. Третий.

Тема: Квадратный дециметр. Объяснение нового.

Учебно-методическое обеспечение. Программа «Школа России». Математика 3 класс. Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.

Необходимое оборудование и материалы для занятия. Компьютер, мультимедиапроектор, презентационный экран, ручка, карандаш, тетрадь, линейка, квадраты.

Время реализации занятия. 45 минут.

Медиапродукт. Наглядная презентация учебного материала.

( среда: Windows XP SP2 Pro , редактор: POWER POINT)

Технологический сценарий (последовательная модель)

Форма проведения: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Тип урока: урок получения новых знаний.



Цель: познакомить учащихся новой единицей измерении площади – квадратным дециметром.



Задачи:

1) Ввести понятие «квадратный дециметр», дать представление о применении новой единицы измерения, ее связи с квадратным сантиметром.

2) Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность; вычислительные умения; навыки измерения длины и площади.

3) Воспитывать умение работать в команде, усидчивость, аккуратность, последовательность, учить планировать и оценивать свою работу.

























Ход урока:



1.Сообщение темы и цели урока СЛАЙД 2

I-й этап урока. Cамоопределение к деятельности (орг.момент).

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Формы, приёмы, методы.

Цель применения.

  1. Психологический настрой детей на урок

Начинается урок математики.

Ребята, покажите какое настроение у вас перед уроком?

(На столе у каждого ребенка лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи.)

И у меня сегодня радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий!

Сопровождать нас в путешествии будет Знайка.

Знайка предлагает провести разминку

«ГИМНАСТИКУ ДЛЯ УМА»

  • Какое сегодня число?

  • Увеличьте его на 7.

  • Сколько дм в 1 м?

  • Какое число следует за числом  59,88,99?

  • Увеличьте 9 в 6 раз

  • Увеличьте 9 на 6

  • Уменьшить 42 на 7

  • Уменьшить 42 в 7 раз

  • Сколько см в 1 м?

  • Сколько см в 1дм?

Активизация мыслительной деятельности учащихся.



II -й этап урока. Актуализация знаний.

Цель этапа: развитие умений группировать фигуры, обосновывать свое мнение


Следующее задание Знайки. Слайд 2


Решите примеры устно, записывая в тетрадь только ответы, потом с помощью шифра сможете узнать часть темы урока. Что надо знать, чтобы решить эти примеры? Вспомните порядок действий.

(6 + 2) . 4

(13 – 8) . 7

68 – 60 + 12

36 : 6 + 4

(18 – 18) . 10

(29 – 28) . 4

(70 – 40) : 5

0

4

6

10

20

32

35

а

д

ь

щ

о

п

л



- Какое слово получилось?

- Что такое площадь? (Место, которое занимает фигура на плоскости.)

- Площадь, какой фигуры мы уже умеем вычислять?

- В каких единицах измерения мы вычисляли площадь?


На доске и на парте у детей геометрические фигуры.


Какие фигуры здесь лишние? (1 и 3) Слайд 3

Почему?


(У фигур 2,4,5- прямые углы, стороны противоположные, попарно равны, они прямоугольники).



-Найдите площадь прямоугольника 2.


-Что для этого нужно знать?


- Среди прямоугольников есть квадрат? (да).


- Назовите его (5).


- Какое главное свойство квадрат вы знаете? (У квадрата все стороны равны).


Измерьте сторону квадрата, который перед вами.


-Чему равна его площадь? ( 1 см2) Как вы нашли площадь?


-Кто думает также?



Развитие логического мышления учащихся, умения сравнивать и анализировать









III -й этап урока. Постановка и решение проблемной ситуации.

Цель этапа: повторить материал и подготовить учащихся к усвоению нового материала.

Знайка приготовил вам фигуру, она у вас в конвертах под номером один. Слайд 4


(Работа в парах.)

- Измерьте стороны этой фигуры (10 см) (щелчок)

Что можно сказать? (это квадрат, со стороной 10 см)

- 10 см – это линейная единица, единица измерения длины.


Заменим ее наибольшей линейной единицей.


10 см = 1 дм (щелчок) запись в тетради

- Значит у вас квадрат со стороной 1 дм.

- Как найти площадь этого квадрата? (Длину умножить на ширину)

(щелчок)


S=1 дм * 1 дм = 1 дм2 запись в тетради


- Чему равна его площадь?

- Какое открытие мы сейчас сделали? (Мы нашли площадь квадрата в дециметрах. )


- Сформулируйте тему и задачи урока. щелчок Слайд 4


КВАДРАТНЫЙ ДЕЦИМЕТР



Задачи урока: Слайд 5

1. Познакомиться с квадратным дециметром.

2. Узнать, как он связан с квадратным сантиметром.

3. Учиться решать задачи с использованием новой единицы площади.


(Работа в парах.) Слайд 6


- Возьмите второй квадрат. Что увидели? (разделен на см2)

Сколько можно уложить квадратиков в 1 дм2

А как найти площадь этого квадрата?

( Пересчитать все квадратики, посчитать квадратики по длине и ширине и их перемножить)


Как это записать?

S = 10 см · 10см = 100 см2 запись в тетради


-Какой путь короче?


-В каких единицах измеряется площадь? (В дм2 )


-Сколько в 1 дм2 квадратных сантиметров? (щелчок)


- в 1 дм2 = 100 см2

- Мы с вами сделали еще одно открытие.

- Сделайте вывод. Слайд 7


Откроем учебник на с.66 и посмотрим, согласен ли Знайка с нашими выводами.


- Какие задачи урока мы уже раскрыли? Что нам осталось?

Этим мы займемся после небольшой разминки. Сейчас вам придется много думать самостоятельно и много писать, поэтому разомнем руки, глаза и сделаем упражнения для улучшения мозговой деятельности.

«Физкультминутка»

Цель: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения.



Руки ставим мы вразлёт: Появился самолёт. (Руки в стороны.) Мах крылом туда-сюда, (Наклоны в стороны.) Делай раз и делай два. (Повороты туловища вправо и влево.) Раз и два, раз и два! (Хлопки в ладоши.) Руки в стороны держите, (Руки в стороны.) Друг на друга посмотрите. (Повороты туловища вправо и влево.) Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.) Опустили руки вниз, (Руки вниз.) И на место все садись! (Сесть за парту.)

Развитие познавательной активности.



Развитие умения осуществлять умозаключения на основе раннее приобретённых знаний.

































































IV-й этап. Первичное закрепление

Цель этапа: повторить алгоритм нахождения площади.

- Для чего мы учимся решать задачи? (Чтобы знать, как находить площадь прямоугольника.)

- Прежде чем мы решим задачу, давайте вспомним, для чего нужна единица измерения площади в 1 кв.дм?

- А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см? (Чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы)

- Какие предметы можно измерять с помощью такой мерки?


- Посмотрите на картинки и найдите среди них те, которые удобнее измерять в кв.дм, а какие в кв.см. Слайд 8

(На доске изображены предметы: почтовая марка, учебник математики, блокнот, тетрадь, зеркало, шкаф)

(В кв. дм удобнее измерять крупные предметы – шкаф, зеркало, учебник. А маленькие – марку, блокнот – в кв.см)

Здесь может возникнуть спор – в каких единицах лучше измерять тетрадь. Дети могут приложить мерки к своей тетради и сообща прийти к выводу.

Знайка приготовил вам следующее задание.


- С помощью мерки узнаем длину и ширину листа, который лежит на ваших партах.


- Чему равна длина?


- Чему равна ширина?

- Найдите площадь этого листа. Как найти площадь?

1 ученик на доске

S = 3 ·2 = 6 (дм 2)

Ответ : 6 дм 2.

- Кто не сделал ни одной ошибки?

- Кому было легко выполнять эту работу?

- Кто испытывал трудности при выполнении этой работы?

- Ну а теперь, каждый из вас самостоятельно проверит, как он запомнил новый материал.



V-й этап урока. Самостоятельная работа c самопроверкой

Цель этапа: закрепление изученного материала..

Знайка приготовил вам задачу. Слайд 9

Прочитайте задачу.

Начертить прямоугольник со сторонами 1 дм и 3см.

Найти площадь.

-Что надо сделать?

-Что известно?

- Какая длина? Ширина?

-В каких единицах измеряется длина и ширина?

( В разных: дм и см)

-Что надо найти? ( найти площадь)

Можно сделать сразу? ( нет)

Что надо сделать сначала? (Перевести дм в см)

Составьте план решения задачи.

  1. Перевести в дм в см

  2. Найти площадь

  3. Записать ответ

Решите самостоятельно по плану.

Самопроверка со слайда 10



- Кто не сделал ни одной ошибки?

- Кому было легко выполнять эту работу?

- Кто испытывал трудности при выполнении этой работы?



Формирование практических навыков нахождения площади

VI-й этап урока. Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: формирование навыков решения задач на повторение и закрепление изученного материала.

Знайка приготовил I группе задание повышенной трудности. Слайд 11

Длина 8 дм

Ширина-? в 2 раза меньше

Найти S.

Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

Решите задачу самостоятельно.

-А для всех остальных он приготовил задание в учебнике на с. 67 «Проверь себя».

(Самостоятельное выполнение задания. Проверка.)

Слайд 12

- А сейчас Знайка предлагает решить вам самостоятельно примеры в учебнике с.67 №6 по рядам.

(Решение примеров по рядам, с последующей самопроверкой.)

Слайд 13

- Кто не сделал ни одной ошибки?

- Кому было легко выполнять эту работу?

- Кто испытывал трудности при выполнении этой работы?

Способствует развитию умений устанавливать причинно-следственные связи.

Применение раннее полученных знаний на практике.

Актуализация полученных знаний.

VII-й этап урока. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель этапа: Обобщение всей работы. Само оценивание.



-Вы сегодня очень плодотворно работали на уроке.

-Наш урок подошел к концу.

- Какое открытие сделали на уроке?

- Какие задачи ставили на уроке? Слайд 14

- Что такое квадратный дециметр?

- Где можно использовать новую единицу измерения?

- Что вам больше всего удалось на уроке?

- За что вы можете себя похвалить?

- Что не удалось?

- Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока,

так какое настроение у вас?

Домашнее задание: с.60, № 2. Слайд 16

Слайд 15

Знайка и я хотим вам сказать

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились



- Спасибо вам за урок!



Метод стимулирования и мотивации





Литература


  1. Т.Н. Ситникова, И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по математике. К УМК М.И.Моро. 3 класс. М.:ВАКО, 2014

  2. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразоват. Учреждений с прил. На электрон. носителе. В 2 ч.Ч.1/ М.И.Моро, М.А.Бантова и др. -3-е изд. – М.: Просвещение, 2014г.

  3. С.И.Волкова. Контрольные работы. 1 – 4 классы. М. Просвещение, 2013г.



Интернет-ресурсы

  • http://www.eurodim.co.ua/images/product_images/popup_images/265_0.jpg

  • http://repiov.narod.ru/images/book_37.jpg

  • http://www.canbe.ru/images/a6-60big.jpg

  • http://www.gov.karelia.ru/cgi-bin/photo/i.pl?id=8708&s=b

  • http://www.studiolinia.ru/images/catalog/options/items/original/fc9c408b334b3032a8b787fbfe0f6099.jpg

  • http://metodsovet.moy.su/go?http://vesnuchki.ucoz.ru/load/0-0-0-77-20

  • http://itown.com.ua/data/images/logo_white_sitepr1.jpg



Содержимое разработки

_____________________________________________________________

______________________________________________________________

___________________________________________________________

______________________________________________________________



____________________________________________________________________



Содержимое разработки













































































































































































































Содержимое разработки

Самоанализ урока

Класс. Третий.

Тема. : Квадратный дециметр. Объяснение нового.

Учебно-методическое обеспечение. Программа «Школа России». Математика. Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.

Необходимое оборудование и материалы для занятия. Компьютер, мультимедиапроектор, презентационный экран, ручка, карандаш, тетрадь, линейка, квадраты.

Время реализации занятия. 45 минут.

Авторский медиапродукт. Наглядная презентация учебного материала, слайдов.

( среда: Windows XP SP2 Pro , редактор: POWER POINT)

Цель: познакомить учащихся новой единицей измерении площади – квадратным дециметром.



Задачи:

1) Ввести понятие «квадратный дециметр», дать представление о применении новой единицы измерения, ее связи с квадратным сантиметром.

2) Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность; вычислительные умения; навыки измерения длины и площади.

3) Воспитывать умение работать в команде, усидчивость, аккуратность, последовательность, учить планировать и оценивать свою работу.



Планируемые результаты:

учащиеся научатся измерять площадь фигур в квадратных дециметрах; решать задачи изученных видов; осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности; слушать других и принимать иную точку зрения.













Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I-й этап

Организационный момент

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность

Методы

-словесный,

-игровой момент, с целью активизация мыслительной деятельности учащихся;

-постановка цели урока для достижения результата;

-Метод мотивации – создание успеха

-форма –общеклассная

Показ своего настроения (солнце, солнце и туча, туча)

Устный счет

«ГИМНАСТИ КА ДЛЯ УМА»

II -й этап Актуализация знаний.

Цель этапа:

решать примеры на порядок действий, с помощью ответов расшифровывать слово, развитие умений группировать фигуры, обосновывать свое мнение

Методы

-проблемно-поисковый,

-словесный,

-наглядный

-практическая работа, с целью развития логического мышления учащихся, умения сравнивать и

-анализировать

-Метод мотивации – побуждение к поиску

-Форма –общеклассная, индивидуальная

-Решали примеры на порядок действий.

-Находили лишние фигуры.

-Измеряли длину и ширину фигуры.

-Находили площадь прямоугольника и квадрата .

III этап

Постановка и решение проблемной ситуации.

Цель этапа: повторить материал и подготовить учащихся к усвоению нового материала.

Методы

-проблемно-поисковый,

-словесный,

-наглядный

-практическая работа с целью развития познавательной активности;

-развитие умения осуществлять умозаключения на основе раннее приобретённых знаний.

-Метод мотивации – побуждение к поиску альтернативных решений

-Форма –общеклассная

-Измеряли квадрат,

-заменяли большей единицей измерения,

-находили площадь квадрата разными способами,

-выделяли короткий путь решения,

-сравнивали результаты

«Физкультминутка»

Цель: избежать перегрузки и переутомления учащихся,

сохранить мотивацию учения.


IV-й этап.

Первичное закрепление

Цель этапа: повторить алгоритм нахождения площади.

Методы

-проблемно-поисковый,

-словесный,

-Наглядный с целью развития логического мышления учащихся, умения сравнивать и анализировать

-Метод мотивации – познавательные затруднения; самооценка и коррекция своей деятельности

-Форма –общеклассная, индивидуальная

-Читали задачу

-Выполняли самостоятельное решение

-самопроверка

V-й этап.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель этапа: закрепление изученного материала..

Методы

-проблемно-поисковый,

-словесный,

-наглядный

-практическая работа с целью формирования практических навыков нахождения площади

-Метод мотивации – создание ситуации успеха

-Форма –общеклассная, индивидуальная

-Чертили прямоугольник,

-решали задачу по плану,

-самопроверка

VI-й этап. Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: формирование навыков решения задач на повторение и закрепление изученного материала.

Методы

-проблемно-поисковый,

-словесный, с целью способствовать развитию умений устанавливать причинно-следственные связи,

-применять раннее полученных знаний на практике,

-актуализация полученных знаний.

-Метод мотивации – побуждение к поиску, самооценка и коррекция своей деятельности

-Форма –общеклассная, индивидуальная

-составляли задачу по краткой записи,

-решали с объяснением,

-выполняли задания разного уровня с самопроверкой.

VII-й этап Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель этапа: обобщение всей работы. Само оценивание.

Метод словесный с целью стимулирования деятельности учащихся

Метод мотивации – стимулирующее оценивание, самооценка и коррекция своей деятельности

Форма –общеклассная

Подводили итог урока,

Выполняли рефлексию своей деятельности



Вывод:

Дети чувствовали себя на уроке спокойно, уверенно, с интересом приступали к выполнению заданий.

  • Для привлечения внимания использовала мультимедийную презентацию, раздаточный материал, применяла высокий темп урока и смену видов деятельности.

  • После выполнения заданий осуществлялась самопроверка и самоконтроль .

Положительные результаты урока обеспечили:

  • Смена одного вида деятельности другим ( устная, письменная, самостоятельная )

  • Использование различных форм урока (индивидуальная, фронтальная, общеклассная)

  • Методы ведения урока, способствующие продуктивной деятельности

  • Рациональное распределение времени на уроке

  • Оборудование урока

  • Соблюдение гигиенических требований к уроку

  • Готовность учителя и учеников помочь друг другу, обстановка на уроке способствовала активизации умственной деятельности

  • Поощрение детей за работу

  • Своевременное проведение физкультминутки на релаксацию для снятия усталости

  • Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.



Содержимое разработки

Урок математики

Урок математики

(6 + 2) . 4 (13 – 8) . 7 68 – 60 + 12 36 : 6 + 4 (18 – 18) . 10 (29 – 28) . 4 (70 – 40) : 5 0 а 4 6 д ь 10 20 щ о 32 35 п л

(6 + 2) . 4

(13 – 8) . 7

68 – 60 + 12

36 : 6 + 4

(18 – 18) . 10

(29 – 28) . 4

(70 – 40) : 5

0

а

4

6

д

ь

10

20

щ

о

32

35

п

л

1 2  4  3 5

1

2

4

3

5

Квадратный дециметр 10 см 1 дм 10 см 1 дм 10 см = 1 дм S =1дм · 1 дм =1 дм 2

Квадратный дециметр

10 см

1 дм

10 см

1 дм

10 см = 1 дм

S =1дм · 1 дм =1 дм 2

Задачи урока: 1.  Познакомиться с квадратным дециметром. 2.  Узнать, как он связан с квадратным сантиметром 3.  Учиться решать задачи с использованием новой единицы площади.

Задачи урока:

1. Познакомиться с квадратным дециметром.

2. Узнать, как он связан с квадратным сантиметром

3. Учиться решать задачи с использованием новой единицы площади.

S =10 . 10 = 100 (см 2 )
  • S =10 . 10 = 100 (см 2 )

1 дм 2 = 100 см 2

Вывод: 1 дм 10 см = S=1дм ·1дм =1дм 2 S=10см ·10см =100см 2 1 дм 2 = 100 см 2

Вывод:

1 дм

  • 10 см =

S=1дм ·1дм =1дм 2

S=10см ·10см =100см 2

1 дм 2 = 100 см 2

Начертить прямоугольник со сторонами 1 дм и 3 см. Найти площадь. План решения. 1. Перевести дм в см.   2. Найти площадь. 3. Записать ответ.

Начертить прямоугольник со сторонами 1 дм и 3 см. Найти площадь.

План решения.

1. Перевести дм в см.

  •  

2. Найти площадь.

3. Записать ответ.

1дм = 10 см S = 10 · 3 = 30 (см 2 ) Ответ: 30 см 2 .

1дм = 10 см

S = 10 · 3 = 30 (см 2 )

Ответ: 30 см 2 .

Задание повышенной трудности Длина - 8 дм Ширина-? в 2 раза меньше Найти S.   Задание для остальных учащихся Учебник с.67 «Проверь себя»  

Задание повышенной трудности

Длина - 8 дм

Ширина-? в 2 раза меньше

Найти S.

 

Задание для остальных учащихся

Учебник с.67 «Проверь себя»

 

Проверка 1   7 . 7 = 49 (дм 2 ) – S Ответ: 49 дм 2 . Проверка 2   8 :  2 = 4 (дм) - ширина 8 . 4 = 32 (дм 2 ) – S Ответ: 32 дм 2 .

Проверка 1

7 . 7 = 49 (дм 2 ) – S

Ответ: 49 дм 2 .

Проверка 2

8 : 2 = 4 (дм) - ширина

8 . 4 = 32 (дм 2 ) – S

Ответ: 32 дм 2 .

I ряд 72 86 63 II ряд 35 77 60 III ряд 37 18 16

I ряд

72 86 63

II ряд

35 77 60

III ряд

37 18 16

Задачи урока: 1.  Познакомиться с квадратным дециметром. 2.  Узнать, как он связан с квадратным сантиметром 3.  Учиться решать задачи с использованием новой единицы площади.

Задачи урока:

1. Познакомиться с квадратным дециметром.

2. Узнать, как он связан с квадратным сантиметром

3. Учиться решать задачи с использованием новой единицы площади.

Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

Домашнее задание с.66, № 2, с.67 № 9.

Домашнее задание

с.66, № 2, с.67 № 9.

Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ «Чернореченская СОШ» Томская область Томский район д. Черная Речка Акульшина Татьяна Валерьевна

Презентацию подготовила

учитель начальных классов

МБОУ «Чернореченская СОШ»

Томская область Томский район

д. Черная Речка

Акульшина Татьяна Валерьевна

Интернет-ресурсы

Интернет-ресурсы

  • http://www.eurodim.co.ua/images/product_images/popup_images/265_0.jpg
  • http://repiov.narod.ru/images/book_37.jpg
  • http://www.canbe.ru/images/a6-60big.jpg
  • http://www.gov.karelia.ru/cgi-bin/photo/i.pl?id=8708&s=b
  • http://www.studiolinia.ru/images/catalog/options/items/original/fc9c408b334b3032a8b787fbfe0f6099.jpg
  • http://metodsovet.moy.su/go?http://vesnuchki.ucoz.ru/load/0-0-0-77-20
  • http://itown.com.ua/data/images/logo_white_sitepr1.jpg
«Квадратный дециметр» (презентация к уроку по окружающему миру в 3 классе  к УМК «Школа России) (презентация к уроку по математике в 3 классе  к УМК «Школа России)

«Квадратный дециметр»

(презентация к уроку по окружающему миру в 3 классе

к УМК «Школа России)

(презентация к уроку по математике в 3 классе

к УМК «Школа России)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее