«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка: "Все падежи"

Тема: «Изменение существительных по падежам».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цели:

  • знакомство с понятием “изменение слова по падежам”;
  • наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;
  • учить решать проблемные задачи.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные действия: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; пробудить познавательную активность.

Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, тетради на печатной основе, таблица “Изменение имен существительных по падежам”, карточки для работы в паре.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Тема: «Изменение существительных по падежам».

Тип урока: урок формирования новых знаний.


Цели:

  • знакомство с понятием “изменение слова по падежам”;

  • наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;

  • учить решать проблемные задачи.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные действия: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; пробудить познавательную активность.

Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, тетради на печатной основе, таблица “Изменение имен существительных по падежам”, карточки для работы в паре.


Ход урока

I. Орг. момент. (Слайд №2)

Начинается урок, он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать.

- Ребята, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в наш сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.

II. Чистописание (Слайд №3)

- Прочитайте слова: лиса, лису, лисичка, лисы, лисой. Как вы думаете, какое слово здесь лишнее?

Что вы можете сказать об остальных словах? Какое слово стоит в начальной форме?

- А сейчас догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании. Эта буква обозначает глухой непарный звук. Какая это буква и в каком слове она находится?

чк чн // ча чу


III.Орфографическая минутка (Слайд №4)

- Спишите слова, вставьте пропущенные гласные буквы:

Мсц, звд, двчк, Рсс, врн, чнк, Мскв, грх. (месяц, завод, девочка, Россия, ученик, Москва, горох)


IV. Актуализация знаний

- Что объединяет все эти слова?

- Я предлагаю разделить вам эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделаете?

  1. Одушевленные и неодушевленные.

  2. Собственные и нарицательные.

  3. Существительные мужского и женского рода.

- Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном? А хотите узнать что-то новое?


V. Введение в новую тему.

1) Знакомство со склонением имён существительных. (Слайд №5) стр.36 упр. 64






Карточка:

Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя (сосна) ____________ всегда зелёная. Прилетел к (сосна) __________ дятел. Села на (сосна) ______________ синичка. Растут под (сосна)______________ маслята. Резвые белки играли на (сосна)________________.

- Что заметили в этом тексте?

- Как вы думаете, что надо сделать? Что значит «изменить слово»? Напишите на месте пропуска слово в правильной форме.

- Давайте проверим. (Слайд №6)

- Ребята, что же происходит со словом «сосна» в каждом предложении?

- А почему оно изменяет свои окончания?

- Выпишите из каждого предложения словосочетания со словом «сосна» вместе с вопросом, который вы будете задавать от главного слова, выделите окончания.(Проверка. Слайд №7)

- Какой мы можем сделать вывод?


ВЫВОД: Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами и отвечают на разные вопросы.

- Продолжите высказывания: (Слайд №8)

  • Имена существительные могут отвечать на вопросы:

кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чём?


  • При изменении существительного по вопросам изменяется его ………

окончание


2)Определение темы урока

- Кто из вас может определить тему урока?

- А вы знаете, что в русском языке эту длинную фразу можно заменить одним словом? Хотите узнать это слово?


VI. Работа по теме урока

  1. Знакомство с материалом в учебнике.

- Прочитайте статью в учебнике на стр.36 и вы узнаете, как называется такое словоизменение существительных.

Отвечаем на вопросы (Слайд №9)

  • Как называется изменение имён существительных по вопросам?

  • Сколько падежей в русском языке?

  • Что такое склонение?

  • От чего произошло название слова «падеж»?

Cлово падеж произошло от латинского casus  (казус - падение). В русском языке это слово было переведено как «падеж». Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой.

  1. Рассматривание таблицы на стр.37

- Что вы можете рассказать по этой таблице? (Слайд №10)

- Каждый падеж имеет своё название и сокращённое обозначение.

- Каждый падеж имеет свои вопросы.

- Послушайте сказку Е.Мережинской «Откуда пошли названия падежей»

  • Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.

  • Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

  • Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

  • Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

  • Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

  • Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.



ФИЗМИНУТКА

Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись.


VII. Заполнение таблицы «ЗХУ» (Слайд №11)

- Давайте определим, что мы уже знаем по нашей теме урока

  • Что такое «склонение», «падеж»

  • Как называются падежи

  • Вопросы падежей

- Что вы ещё хотите узнать на уроке? Это будет следующей целью нашего урока.

  • Как изменять слово по падежам (склонять).


VIII. Упражнение в склонении существительных.

1) Коллективная работа по таблице.

- Рассмотрите ещё одну таблицу. У каждого падежа есть своё слово – подсказка. (Слайд №12)

(раздаю каждому ученику таблицу падежей)

- Сейчас, пользуясь таблицей, мы с вами просклоняем слово «зима». (Слайд №13)


ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ


2) Самостоятельная работа. Стр. 38 упр. 66.

- С какой целью мы выполняли это упражнение? (Чтобы запомнить падежи, падежные вопросы и научиться склонять существительные.)


IX. Итоги:

- Давайте вернёмся к нашей таблице «ЗХУ». Что же мы узнали и чему научились на уроке?

(Слайд №15)

  • Изменение существительного по вопросам называется «изменением по падежам» или «склонением».

  • У каждого падежа есть своё название, вопрос и слово-подсказка.

  • При склонении существительного меняется его окончание.

- Мы ещё не до конца исследовали эту тему, на следующем уроке мы разработаем с вами алгоритм, как определять падеж существительных.


X. Рефлексия

- Ребята, я хочу, чтобы вы оценили наш урок. Каждый для себя пусть выберет фразу и продолжит её.

(Слайд №16 )

- А сейчас мы поднимемся по лесенке успеха. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. (Слайд №17 )



Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться!


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее