«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка в 5 классе.Тема:"Части речи" (общее понятие)

Урок русского языка в 3 классе.Тема Части речи. Общее понятие

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Части речи. Общее понятие. (3 класс)

Цель: использование знаний и умений в определении частей речи.

Задачи: закрепление и углубление знаний учащихся в определении самостоятельных частей речи; способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся: речи, внимания, мышления, наблюдательности; развивать пошаговый самоконтроль и самооценку; орфографическую зоркость; воспитывать любовь к языку, к природе, уважение друг к другу.

Форма проведения: Урок-путешествие.

Тип урока: закрепление.

Методы: словесный, частично-поисковый, наглядный, практический.

Оборудование: ноутбук, графопроектор, экран, презентация, карточки с заданиями, рабочие тетради.

Ход урока.

1.Орг. момент. Психологический настрой.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Будем отвечать активно, хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие захотели вновь прийти!

-Оформление записи в тетради

2.Мотивация к деятельности.

(на доске запись в виде замысловатого узора – части речи)

3.Сообщение темы и цели урока

Ребята, сегодня мы вспомним и повторим части речи. Для этого отправимся в путешествие по королевству, где нас встретят Его Величество «Имя Существительное» , «Глагол» , «Имя Прилагательное» , «Местоимение», а также их слуги «Предлоги» и «Союзы».

В каждом Королевстве вы получите задания, которые надо будет быстро и правильно выполнить. Чтобы войти в королевство, надо выполнить такое задание:

4. Чистописание

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

- Начинаем минутку чистописания. Напишите каллиграфически, соблюдайте правильные соединения. (Сс се са ся ос сл см

словечко2 осеннее написать )

5. Повторение об имени существительном.

Давно живу я в  мире этом,

Даю названья всем предметам.

О какой части речи говорится?

Итак, мы попали в Королевство Имени Существительного.

Задание: «Играем в слова»   (работа у доски и в тетрадях)

Работают буквы в каждой строчке.

От наших слов - одни кусочки.

У всех у нас одно начало,

И, как назло, оно пропало.

Но если вы его найдете,

То сразу все слова прочтете.

ень                               …зина

абль                             …обка

жик                              …роль

-Задайте вопросы к словам .

6. Повторение об имени прилагательном

Мы  отправляемся путешествовать дальше и идем в королевство «Имя Прилагательное»

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны

Признаки предметов

Знать мы все должны.

В самом названии части речи – имя прилагательное уже содержится намек на то, что это слово должно к чему- то прилагаться, «присоединяться». К какой же части речи присоединяются имена прилагательные?

Задание. «Сорви с дерева листок» (устная работа)

 На дереве листья с записью слов: круглый ,добрый, мяч, красный, громкая, снег, сильный, машина, стальной, золотой, трусливый, день, лес.  

(Дети срывают листья с именами прилагательными и составляют словосочетания)   

Физминутка

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок,

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

7.Повторение о глаголе.

Мы отправляемся в Королевство слов,  которые обозначают действия предметов.

Как называется эта часть речи?

Задание. Найдите глаголы в стихотворении?    

У меня друзей немало,

       Я их всех нарисовала,

       Маша машет, Паша пашет.

       Коля колет, Поля полет.

       Валя валит, Катя катит.

       Света светит, Сеня спит.

        Тоня тонет.

        Но не дам ей утонуть,

        Я спасу подружку Тоню.

         Нарисую что-нибудь.

А какая частица не дружит с глаголами? (ответы детей).

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу не пиши.

Игра «Забей гол»

Учитель называет действие, а дети говорят это же слово, но с частицей не(мяч)

8. Повторение о предлогах.

 Ребята,  поторапливайтесь! Ведь нас ждут в Королевстве, в  котором живут « маленькие» словечки. Что же это за слова? Как их называют? (предлоги).

Задание: Составить предложения, используя предлоги.

Мы,  школа, в, учимся.

Уроках, мы, на, читать, писать, рисовать. (Самостоятельная работа, самопроверка)

9.Обобщение.

Пора возвращаться в школу. Но что это? Фея Повторения не отпускает нас, пока мы не выполним ее задание. А как известно, «повторение – мать учения». Она хочет проверить, как вы усвоили части речи: упр. 208(комментированное письмо).

10.Рефлексивно-оценочный этап.

Вот и подошло к концу наше путешествие в королевство «Частей речи».

Поднимите зеленый кружок, если вам было все на уроке понятно и вопросов нет.

Если есть вопросы – поднимите желтый кружок.

Ну, а если многое вам было непонятно, то поднимите красный кружок.

11.Итоги урока. Выставление оценок.

12. Постановка д/задания: Повторить правило с.92, упр.№ 209.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее