«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка "Однокоренные слова"

Урок русского языка построен в форме исследования. Учащиеся имеют возможность отработать навык определения корня в слове, различать однокоренные слова и омонимичные корни.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока «Корень слова. Однокоренные слова» 5 класс


Задачи урока:

Образовательная

  1. научить определять значение корня и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;

  2. разграничивать в словах корни, совпадающие по звучанию, но различные по лексическо­му значению;

  3. находить и исправлять в словах ошибки в под­боре однокоренных слов к указанным словам.

Развивающая

  1. развивать наблюдательность, память, речь;

  2. совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог;

  3. умение делать выводы.

Воспитательная:

  1. воспитание уважения к чужому мнению,

  2. умение работать в паре, проводить рефлексию своей деятельности,

  3. воспитывать трудолюбие.


Формируемые УУД (универсально учебные действия):


Личностные:

умение осознавать и определять свои эмоции, осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию, взаимопониманию.


Познавательные:

умение поставить учебную задачу и найти информацию для ее решения; осуществлять анализ, строить рассуждение, уметь работать с информацией.

Регулятивные:

формулировать тему и цель урока; работать по плану.


Коммуникативные:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других;

договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы.


Формы работы на уроке: индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в парах.






Ход урока:

-Здравствуйте, ребята! Наше занятие сегодня будет необычное, оно пройдет в форме исследования.

- На столах у вас лежат рабочие листы, которые помогут нам сделать выводы. Подпишите их.

- Сегодня мы с вами совершим небольшое исследование и будем в нем исследователями.

- Кто такие исследователи?
- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, давайте обратимся к словарю. Ребята, в каком словаре мы можем посмотреть значение слов?

(в толковом)

- Автором одного из толковых словарей является Сергей Иванович Ожегов – российский языковед, исследователь норм русского литературного языка. Давайте зачитаем определение.

(один ученик зачитывает значение слова).

- Итак, мы начинаем наше исследование под девизом «Зри в корень».

- Как вы думаете, что означает данное выражение? (Это значит, смотреть на самое важное).

- Давайте вспомним, из какого произведения этот отрывок?

"Ведь это дереву вредит",
 Ей с Дубу ворон говорит:
"Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".

(Этот отрывок из басни И.А. Крылова «Свинья под дубом»)

- Как вы понимаете слова, произнесенные вороной?

(Корень – основа жизни дерева, главная часть всей растительности)

- А как вы думаете, корень есть только у растений?

(Нет, корень ….)

- А давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

(Тема урока: Корень слова)

Задание 1.

У вас на столах лежат конверты с определениями слов. Давайте откроем, прочитаем их по порядку и постараемся понять, о чем идет речь.

(1 конверт – Подземная часть растения

2 конверт – Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба;

3 конверт – Начало, источник чего-нибудь)

- Правильно, молодцы. Как вы думаете, а есть ли еще определение слова «корень»?

(ответы детей)

Ребята, а у меня на столе тоже лежит конверт (запасной вариант, если дети не смогли дать определение из грамматики и математики).

4 – В грамматике: основная часть слова без приставок и суффиксов;

5 – В математике: величина, которая при воздействии ее в ту или иную степень дает новое число.

- Ребята, как называются слова, имеющие несколько лексических значений?

(Многозначные)

- Давайте сделаем вывод, что же такое корень слова и запишем определение в рабочий лист в графу «Выводы».

(Вывод 1: Корень – значимая часть слова).

Задание 2.

- Ребята, давайте обратимся к заданию № 2. Как Вы думаете, можно ли из слов «гора, дерево, школа» вырастить однокоренные слова?

(Ответы детей: гора-горный-гористый-горка-горочка; деревянный-деревце-задеравенел; школьный-пришкольный-школьник).

- Ребята, молодцы, как много однокоренных слов вы вырастили. «Слов на свете нам не счесть, в каждом слове корень есть».

- Ребята, я предлагаю вам рассудить спор двух товарищей. Прочитайте, пожалуйста:

Два друга Артем и Антон поспорили. Артем говорит: «КОТ и КОТЕНОК – родственные слова». Антон доказывает, что СОБАКА и ПЕС тоже родственные слова.

- Кто из них прав? Докажите, вспомнив секреты однокоренных слов.

(Прав Артем, т.к. кот и котенок – однокоренные слова, а собака и пес – синонимы)

- Подберите родственные слова к слову СОБАКА - собачка, собачонок.

- Давайте сделаем вывод и запишем его в рабочий лист в графу «Выводы». Что общего у всех однокоренных слов?

(Вывод 2: однокоренные слова имеют один корень и общее лексическое значение).

Задание 3.

- Ребята, а вы любите сказки?

(ответы детей)

- Давайте перейдем к заданию № 3.

(Чтение сказки “Чужак”)

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Вам необходимо самостоятельно найти родственников воды и подчеркнуть их в тексте.

- Ребята, а теперь давай проведем взаимопроверку. Поменяйтесь, пожалуйста, рабочими листами с вашим соседом и с помощью карандаша проверьте работу.

Кто же оказался чужаком среди родственников Воды?

(Водитель).

– Почему гости не сразу приметили чужака?

(В этих словах одинаковый корень –ВОД-. Но смысл этих слов разный. Вода – это прозрачная жидкость, водитель –тот, кто водит машину. Следовательно, однокоренные слова у этих слов будут разные.)

- Не поможете ли вы слову “водитель” найти своих родственников? (Водитель - водит, водительский, вождение)

- Давайте сделаем вывод по результатам нашего исследования и запишем в рабочие листы в графу «Выводы».

- Всегда ли слова с одинаковым корнем являются однокоренными?

Вывод 3:Слова с одинаковым корнем не всегда являются однокоренными.

Физкультминутка.

- Ребята, нам нужно немного отдохнуть. Все встали из-за рабочих мест и выполняем задание.

Я называю главное слово в “семье” и пытаюсь собрать его “родственников”. Если слово является однокоренным, то поднимаем ручки вверх и хлопаем. Если нет, то топаем. Будьте внимательны!!!

ПОЛЕ – полевой, полюшко, полочка, половик

ПЕЧЬ – печка, печать, печурка, печень;

СОР – соринка, сорняк, сорвал, насорил;

Молодцы!

Задание 4

- Ребята, приступим к выполнению задания № 4 в наших рабочих листах.

- Образуйте от корня –САД- однокоренные слова, относящиеся к определенным частям речи и заполните таблицу.

Часть речи

Вопрос

Однокоренные слова

 

Кто? Что?

 

 

Часть речи

Вопрос

Однокоренные слова


 

Какой? Какая?

Какое? Какие?

 


Часть речи

Вопрос

Однокоренные слова


 

Что делать? Что сделать?

 


 



- А теперь давайте проверим задание.

-(По желанию ученики зачитывают однокоренные слова )

- У кого не было ни одной ошибки? Молодцы!!!

- Какой частью речи могут быть однокоренные слова?

- Давайте сделаем вывод и запишем в рабочий лист в графу «Выводы».

Вывод 4: Однокоренные слова могут быть одной или разными частям речи.

Задание 5.

- Наше исследование подходит к концу, нам осталось выполнить еще одно задание. Будьте внимательны!!!

- У вас на столах лежат карточки с заданием, которое необходимо выполнить совместно с товарищем по парте.

5. Найдите лишнее слово и разберите его по составу.

Снег, снежный, заснеженный, снеговик, снегом

Мороз, морозный, заморозил, морозом, морозилка

Зима, зимний, зимовать, зимушка, о зиме

(Три ученика по желанию называют свое лишнее слово и разбирают по составу)

- Почему это слово лишнее?

(Ответы детей)

- Давайте сделаем вывод и запишем в рабочий лист, в графу «Выводы».

Вывод 5: Слова с одинаковым корнем могут быть как родственными, так и формами одного и того же слова.

- Ребята, наше исследование подошло к концу. И чтобы понять, хорошо ли вы запомнили секреты корня, ответим устно на несколько вопросов.

1. Корень – это... главная значимая часть слова

2. В корне заключено... общее лексическое значение однокоренных слов.

3. Чтобы найти корень, нужно... подобрать однокоренные слова.

4. Однокоренные слова... могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

5. В какой строке записаны однокоренные слова?

А) (длинная) коса, косить (траву), косой (заяц);

Б) купить, купаться, купание

В) трава, травяной, травинка.

Молодцы!!!

Домашнее задание: Ребята, на обратной стороне ваших рабочих листов указано домашнее задание.

  1. Нарисовать дерево на альбомном листе. В его корнях написать корень слова, а на ветках – слова, которые сможете образовать от него.

  2. Прочитай и спиши пословицы. Найди в каждой пословице однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне.

1) Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец.

2) Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

3) Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.

4) Видит око далеко, а ум ещё дальше.

5) В камень стрелять – только стрелы терять.

  1. А если кому - то нравится уединение, тот представит себя писателем, сказочником и напишет  лингвистическую сказку о корне.


Вы можете выбрать любое из трех понравившихся и выполнить.

Рефлексия

- Ребята, что вы узнали нового на уроке?

- Чему научились?

- И в заключение нашего урока, предлагаю посмотреть на плоды нашей работы. Благодаря знаниям, которые мы получили о корне, у нас вырос прекрасный дуб, листы которого лежат на ваших столах. Если урок был очень интересным, вам все понравилось и вы справились со всеми заданиями, возьмите зеленый лист, если урок вам понравился, но вы не все усвоили и вам помогали учитель и ученики, то возьмите желтый лист, если урок вам не понравился, вам было скучно, вы ничего не выполнили, то возьмите коричневый листочек.



-Ребята, наш дуб украшен яркими зелеными листочками, значит, поработали мы с вами на «5».

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее