Урок русского языка по теме:
«Тренировка в разграничении решаемых и пока не решаемых задач»
(2 класс, УМК «Гармония»)
Цель: Формирование навыка осознанного правописания слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова.
Задачи урока:
Предметные:
Обучать учащихся находить способы проверки словс изученными
орфограммами; формировать умение применять полученные знания по теме.
Обучающиеся получат возможность:
• осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
• определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами; обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в словах;
• применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных, ласковых слов или по командам вопросов;
Метапредметные:
Познавательные:
Развивать познавательную активность учащихся, речь, словесно-логическое мышление, память, внимание, эмоции.
Совершенствовать мыслительные операции: сравнения, сопоставления, анализа
Регулятивные:
Учить детей ставить перед собой задачи, способствующие поиску решений поставленной проблемы.
Определять степень успешности своей деятельности, контролировать её, рассуждать, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные:
Формировать умение участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; учитывать различные мнения и взгляды; учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнёру.
Личностные:
Воспитывать личностную активность, усидчивость, любознательность, прилежание, заинтересованность в процессе учения.
Формировать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, осуществлять рефлексию.
Тип: урок-закрепление.
Технологии: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения; обучение в парах.
Оборудование: компьютер, электронная презентация, рабочие тетради и тетради на печатной основе, учебники, карточки с индивидуальными заданиями, Листы достижений.
Оргмомент.
Давайте обратимся к «Корзине Знаний».
- Напомните себе научные знания по русскому языку, которые нам известны и могут пригодиться на уроке.
- Какие способы проверки орфограмм в корне слова мы знаем?
- изменяем по числам;
- изменяем по команде вопроса;
- называем слово ласково;
- объясняем значение слова;
- задаем вопросы – «каков»? «что делает?»
- Мы работаем над темой «Тренировка в разграничении решаемых и пока не решаемых задач».
- Поставьте учебные задачи. Чему будем учиться на уроке?
- Закреплять способы…
- Разграничивать…
- Упражняться…
Пальчиковая гимнастика.
Словарная работа.
- Повторим словарные слова. Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывать. Отгадки записать, подчёркивая орфограммы.
1). Голодная мычит, сытая жуёт,
Всем ребятам молоко даёт (корова)
- Произнесите про себя слово орфографически. Запишите.
2). Пьёт бензин, как молоко, Может бегать далеко, Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней? (машина).
3).Звонко струи бьют в ведро,
Будет полное оно. Вкусное, парное. Что это такое? (молоко).
4). Невидимкой, осторожно Он является ко мне. И рисует, как художник, Он узоры не окне (мороз).
5).Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается. На цепи сидит, Дом сторожит (собака).
6). Развернули дети Голубые сети, но за партой, а не в речке, Не на рыб, а на словечки (тетрадь).
7). Весной повисло – Все лето кисло; А сладким стало – На землю упало (яблоко)
- Почему такие слова назвали словарными?
- Какие ещё орфограммы кроме буквы безударного гласного встретились? (мороз, тетрадь)
Применение изученного правила на практике.
- Какими способами можно проверить безударный гласный в корне слова? (Корзина новых знаний)
- Подберите проверочные слова. Задание на карточках.
I – в. II – в.
д..ревья м..ря
зв..зда к..смическая
тр..щит тр..ва
- Вставьте пропущенные буквы, рядом запишите проверочные слова.
(Выполняется взаимопроверка. Ответы на слайде)
- Назовите слова с безударной гласной в корне, которые можно проверить изменением формы слова (деревья, звезда, моря, трава)
- Все ли слова можно проверять изменением формы слова? (Нет, для проверки слов трещит и космическая нужно подобрать однокоренные слова)
Выберите проверочное слово, лишнее слово зачеркните. Вставьте пропущенную орфограмму. (работа на карточках)
Л..нивый линька, лень
М..стерская мост, мастер
М..нять мина, замена
Л..пить липкий, лепка
Самооценка в Листах достижений (эталон на слайде)
5. Работа по теме урока (в ТПО).
- Сегодня мы будем повторять и закреплять умение подбирать проверочные слова для проверки орфограмм в корнях слов (Корзина знаний)
Упражнение 408 в ТПО
- Рядом со словами с окошками стоят слова. Если слово является проверочным – поставьте над ним + и запишите нужную букву вместо пропуска. Если слово не является проверочным – подберите его сами и запишите рядом.
6. Физминутка
7. Отработка умения подбирать проверочные слова. Запись слов под диктовку.
- Записать, устно проверяя орфограмму, подчеркнуть её.
В камнях, на стволах, часы, яйцо, крышка, накидка, ведро, мёд
Самопроверка и взаимопроверка в парах. Оценивание в Листе достижений.
8. Выполнение упражнения 428 в ТПО.
9. Итог урока.
- Давайте подведём итог. Ещё раз вернёмся к Корзине новых знаний.
- Какие способы проверки орфограмм в корне слова мы знаем?
- Мы умеем проверять все орфограммы или какие-то задачи для нас пока не решаемы? (обращаемся к теме урока)
- Как вы думаете, ребята, цель урока нами достигнута?
10. Рефлексия
- За что вы можете себя похвалить?