«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок русского языка в 3 классе. Корень слова. Однокоренные слова

Разработка урока русского языка в 3 классе. Тема. Корень слова. Однокоренные слова.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Цели: Формирование представления о корне как значимой части слова, формирование умения выделять корни в словах.

Задачи урока:

- обучающие: повторить ранее изученные орфограммы, закрепить элементарные знания грамматической теории; способствовать формированию речевых и орфографических умений, навыков.

- развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, расширять кругозор.

-воспитательные: воспитание положительной мотивации к учению, интереса к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные:  формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

регулятивные

-умение формулировать учебную задачу исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,

- планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

- ориентироваться в разных способах выполнения заданий.

- умение оценивать свою работу на уроке

познавательные

-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию.

коммуникативные

- в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины;

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.

Предметные:

-обучающийся научится находить однокоренные слова, выделять в словах корень;

-получит возможность научиться распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать, различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы.

Тип урока: открытие нового знания

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, словесный, проблемный, метод самоконтроля; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, предметные картинки, карточки с заданиями.



Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку

- Я начну, а вы продолжите

Прозвенел и смолк…(звонок)

Начинается…(урок).

Мы за парту дружно…(сели)

И на доску…(посмотрели).

Мы сегодня опять

Учиться будем…(писать).

Открываем тетради и записываем число.

Письмо буквы Уу  и Чч      


Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка.

Повторим, узнаем что–то новое, обобщим то, что уже знаем.

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

-Дома вы должны были подготовить проект «Рассказ о слове». Кто готов выступить?

ВЫСТУПЛЕНИЕ. (5-7 минут)

- Понравились проекты? Что интересного узнали? Для чего нужны проекты? Где в жизни могут пригодиться эти знания?

- Прочитайте предложения: (3 мин.)

Учиться всегда пригодится.

Учёба и труд всё перетрут.

Корень учения горек, а плод сладок.

- Как можно назвать эти предложения, одним словом?

- Какую пословицу выберем девизом урока? Объясните смысл пословиц.

(Выслушиваются мнения детей, идёт работа над смыслом пословиц)

1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;

2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.

3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся.

  1. Минутка чистописания. (3 мин.)


  1. Посадка при письме, положение тетради.


- Запишите эту пословицу каллиграфически правильно. Какие орфограммы встретились? Орфограмма №23 в 4 классе вы будете изучать орфограмму ться и тся в глаголах. Если есть в вопросе Ь, то в глаголе тоже есть, если нет ь в вопросе, то и в слове нет. В слове « ВСЕГДА» непроверяемая гласная Е.


- А для чего проводится этот этап урока?

Чтобы писать грамотно, красиво, правильно соединять буквы.


2.Словарная работа. Работа в парах. (3 мин.)

- Возьмите карточку №1. Вставьте в слова пропущенные буквы и запишите их в окошечки ниже.

Проверим по слайду. СЛАЙД 1


Красная площадь, мороз, Россия, метро, Инна, компьютер.

- Что можете сказать про эти слова?

- Все слова им.сущ.

- Красная площадь, Россия и слово Инна им.сущ собственные, а остальные нарицательные.


- Где можно посмотреть правописание этих слов?

В конце учебника, в орфографическом словаре.

- Какое слово получилось в клеточках?

Корень


III.Мотивация учебной деятельности

1.Работа над лексическим значением слова «корень»

(3 мин.)

- Давайте исследуем, какое же лексическое значение имеет слово «Корень»?

Посмотреть в учебнике, стр.152-153.


- Где мы можем найти подробную информацию о толковании слова? Найдите и прочитайте.

В толковом словаре Ожегова. - Это слово многозначное: корень растения, корень зуба, корень слова.


Вспомните из уроков окружающего мира, какая часть дерева главная? СЛАЙД 2

Это – корень, так как дерево начинает расти от корня, от него оно питается и развивается

- Какое значение слова корень имеет отношение  к предмету «Русский язык»?


«Корень слова»

- Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 3


Открываю запись на доске.


Корень слова. Однокоренные слова.



- Какую цель перед собой ставим на урок? СЛАЙД 4

- Вспомнить, какие слова называются однокоренными.

- Ответить на вопрос:

«Что называется корнем слова?»

- Научиться находить и выделять корень в словах.

IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач

1. Открытие нового. (3 мин.)

- Вспомним цель урока. Каков первый вопрос?

Какие слова называются однокоренным?

СЛАЙД 5

- Для того чтобы ответить на него, проведем небольшое исследование. Перед вами слова, прочитайте и определите, являются ли они однокоренными? Докажите.

вода, водитель, водичка



Какое слово лишнее? Почему?



мороз вьюга стужа

Слова вода и водичка однокоренные, а водитель – нет.



- А эти слова будут однокоренными? Докажите.

- Нет, это синонимы. Значение слов близко по смыслу, но у слов разные корни.


Вывод.

- Какой вывод вы сделали, выполнив это задание?

- Какие слова мы будем называть однокоренными?

СЛАЙД 6

однокоренные слова

одинаковый корень близкие по смыслу



Физминутка

- Если я назову пару однокоренных слов, вы поднимаете руки вверх. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. Постарайтесь посчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо.

Маленький – малыш, река – ручей, дом – домашний, маленький – мальчик, ветер – вихрь, гриб – грибной, поле – полюшко, ученик – школьник.

3. Работа с учебником. Понятие корень слова.

-Работаем по с.74, упр.130.

- Прочитайте текст.

- Какую работу нужно провести по упр .130?

Назовите однокоренные слова. Почему вы так считаете? Объясните лексическое значение каждого слова. Какая орфограмма встретилась в этих словах?

Непроверяемая безуд.гласная О


V.Включение нового знания в систему знаний и повторений

Учебно-познавательная игра «Найди родственника». (Валеопауза по системе здоровьесберегающего обучения  Ф. Базарного. Снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата)

В классе развешаны карточки со словами:

 гора

 сокол

 сок

 горевать

 соколиный

горняк

горный

- Сейчас проведём игру «Найди родственника»

- Встаньте, пожалуйста. Не меняя положения ног, только поворачивая туловище и голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами. Обоснуйте свой ответ.

-Объясните значение слова горняк.

-Назовите лишние слова. Почему?

СОК, ГОРЕВАТЬ.

Вывод: Слова, похожие по написанию, но разные по

смыслу, не являются однокоренными.

Один ученик записывает на доске, выделяет корень. Все остальные в тетрадях.


Ребята, давайте восстановим алгоритм нахождения корня. Обратимся к правилу на с. 75. СЛАЙД 8

Разделите правило на 3 части.

1.Подобрать однокоренные слова.

2. Выделить общую часть-корень.

3.Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Так зачем нужно уметь подбирать однокоренные слова?

С целью закреплять умение находить однокоренные слова, выделять в них корень.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

-Предлагаю поработать в группах.

Карточка №2

Задание. Найдите однокоренные слова, объедините их в группы.

Чистота, сказывать, масло, звонить, сказка, масляный, звонкий, звон, чистить, маслить, сказочный, чистый, звонок, чистенький, маслице.

Проверка. СЛАЙД 9

Вывод: Какие слова являются однокоренными?

Слова, у которых одинаковый корень и общее лексическое значение.



VI.Итог урока

-Ребята, наш урок подходит к концу.

- Обратите внимание на пословицы, с которых начался наш урок. Можно ли сказать, что слова из пословиц подходят к теме нашего урока?

ДА.

- А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?

В пословицах есть однокоренные слова.

- Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

- Мы достигли цели урока?

-Да. Мы смогли ответить на поставленные вопросы.

Отвечают.

- Что такое корень слова?

- Какие слова мы называем однокоренными?

- Как найти в слове корень?

VII.Рефлексия

- Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок?

- Почему корень учения горек, а плод сладок?

- Учиться тяжело, зато много пользы от учения…

- Выберите любое предложение и продолжите. СЛАЙД 10.

Сегодня на уроке я узнал …

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Я понял, что …

Мне было интересно, потому что…

VIII.Домашнее задание

СЛАЙД 11.

Правила с.74-75 выучить правило, № 133.











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее