Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Цели: Формирование представления о корне как значимой части слова, формирование умения выделять корни в словах.
Задачи урока:
- обучающие: повторить ранее изученные орфограммы, закрепить элементарные знания грамматической теории; способствовать формированию речевых и орфографических умений, навыков.
- развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, расширять кругозор.
-воспитательные: воспитание положительной мотивации к учению, интереса к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные
-умение формулировать учебную задачу исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,
- планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;
- ориентироваться в разных способах выполнения заданий.
- умение оценивать свою работу на уроке
познавательные
-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию.
коммуникативные
- в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины;
- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.
Предметные:
-обучающийся научится находить однокоренные слова, выделять в словах корень;
-получит возможность научиться распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать, различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы.
Тип урока: открытие нового знания
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, словесный, проблемный, метод самоконтроля; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах.
Оборудование: учебник, рабочие тетради, предметные картинки, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку
- Я начну, а вы продолжите
Прозвенел и смолк…(звонок)
Начинается…(урок).
Мы за парту дружно…(сели)
И на доску…(посмотрели).
Мы сегодня опять
Учиться будем…(писать).
Открываем тетради и записываем число.
Письмо буквы Уу и Чч
Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка.
Повторим, узнаем что–то новое, обобщим то, что уже знаем.
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
-Дома вы должны были подготовить проект «Рассказ о слове». Кто готов выступить?
ВЫСТУПЛЕНИЕ. (5-7 минут)
- Понравились проекты? Что интересного узнали? Для чего нужны проекты? Где в жизни могут пригодиться эти знания?
- Прочитайте предложения: (3 мин.)
Учиться всегда пригодится.
Учёба и труд всё перетрут.
Корень учения горек, а плод сладок.
- Как можно назвать эти предложения, одним словом?
- Какую пословицу выберем девизом урока? Объясните смысл пословиц.
(Выслушиваются мнения детей, идёт работа над смыслом пословиц)
1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;
2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.
3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся.
Минутка чистописания. (3 мин.)
Посадка при письме, положение тетради.
- Запишите эту пословицу каллиграфически правильно. Какие орфограммы встретились? Орфограмма №23 в 4 классе вы будете изучать орфограмму ться и тся в глаголах. Если есть в вопросе Ь, то в глаголе тоже есть, если нет ь в вопросе, то и в слове нет. В слове « ВСЕГДА» непроверяемая гласная Е.
- А для чего проводится этот этап урока?
Чтобы писать грамотно, красиво, правильно соединять буквы.
2.Словарная работа. Работа в парах. (3 мин.)
- Возьмите карточку №1. Вставьте в слова пропущенные буквы и запишите их в окошечки ниже.
Проверим по слайду. СЛАЙД 1
Красная площадь, мороз, Россия, метро, Инна, компьютер.
- Что можете сказать про эти слова?
- Все слова им.сущ.
- Красная площадь, Россия и слово Инна им.сущ собственные, а остальные нарицательные.
- Где можно посмотреть правописание этих слов?
В конце учебника, в орфографическом словаре.
- Какое слово получилось в клеточках?
Корень
III.Мотивация учебной деятельности
1.Работа над лексическим значением слова «корень»
(3 мин.)
- Давайте исследуем, какое же лексическое значение имеет слово «Корень»?
Посмотреть в учебнике, стр.152-153.
- Где мы можем найти подробную информацию о толковании слова? Найдите и прочитайте.
В толковом словаре Ожегова. - Это слово многозначное: корень растения, корень зуба, корень слова.
Вспомните из уроков окружающего мира, какая часть дерева главная? СЛАЙД 2
Это – корень, так как дерево начинает расти от корня, от него оно питается и развивается
- Какое значение слова корень имеет отношение к предмету «Русский язык»?
«Корень слова»
- Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 3
Открываю запись на доске.
Корень слова. Однокоренные слова.
- Какую цель перед собой ставим на урок? СЛАЙД 4
- Вспомнить, какие слова называются однокоренными.
- Ответить на вопрос:
«Что называется корнем слова?»
- Научиться находить и выделять корень в словах.
IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач
1. Открытие нового. (3 мин.)
- Вспомним цель урока. Каков первый вопрос?
Какие слова называются однокоренным?
СЛАЙД 5
- Для того чтобы ответить на него, проведем небольшое исследование. Перед вами слова, прочитайте и определите, являются ли они однокоренными? Докажите.
вода, водитель, водичка
Какое слово лишнее? Почему?
мороз вьюга стужа
Слова вода и водичка однокоренные, а водитель – нет.
- А эти слова будут однокоренными? Докажите.
- Нет, это синонимы. Значение слов близко по смыслу, но у слов разные корни.
Вывод.
- Какой вывод вы сделали, выполнив это задание?
- Какие слова мы будем называть однокоренными?
СЛАЙД 6
однокоренные слова
одинаковый корень близкие по смыслу
Физминутка
- Если я назову пару однокоренных слов, вы поднимаете руки вверх. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. Постарайтесь посчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо.
Маленький – малыш, река – ручей, дом – домашний, маленький – мальчик, ветер – вихрь, гриб – грибной, поле – полюшко, ученик – школьник.
3. Работа с учебником. Понятие корень слова.
-Работаем по с.74, упр.130.
- Прочитайте текст.
- Какую работу нужно провести по упр .130?
Назовите однокоренные слова. Почему вы так считаете? Объясните лексическое значение каждого слова. Какая орфограмма встретилась в этих словах?
Непроверяемая безуд.гласная О
V.Включение нового знания в систему знаний и повторений
Учебно-познавательная игра «Найди родственника». (Валеопауза по системе здоровьесберегающего обучения Ф. Базарного. Снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата)
В классе развешаны карточки со словами:
гора
сокол
сок
горевать
соколиный
горняк
горный
- Сейчас проведём игру «Найди родственника»
- Встаньте, пожалуйста. Не меняя положения ног, только поворачивая туловище и голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами. Обоснуйте свой ответ.
-Объясните значение слова горняк.
-Назовите лишние слова. Почему?
СОК, ГОРЕВАТЬ.
Вывод: Слова, похожие по написанию, но разные по
смыслу, не являются однокоренными.
Один ученик записывает на доске, выделяет корень. Все остальные в тетрадях.
Ребята, давайте восстановим алгоритм нахождения корня. Обратимся к правилу на с. 75. СЛАЙД 8
Разделите правило на 3 части.
1.Подобрать однокоренные слова.
2. Выделить общую часть-корень.
3.Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
Так зачем нужно уметь подбирать однокоренные слова?
С целью закреплять умение находить однокоренные слова, выделять в них корень.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
-Предлагаю поработать в группах.
Карточка №2
Задание. Найдите однокоренные слова, объедините их в группы.
Чистота, сказывать, масло, звонить, сказка, масляный, звонкий, звон, чистить, маслить, сказочный, чистый, звонок, чистенький, маслице.
Проверка. СЛАЙД 9
Вывод: Какие слова являются однокоренными?
Слова, у которых одинаковый корень и общее лексическое значение.
VI.Итог урока
-Ребята, наш урок подходит к концу.
- Обратите внимание на пословицы, с которых начался наш урок. Можно ли сказать, что слова из пословиц подходят к теме нашего урока?
ДА.
- А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?
В пословицах есть однокоренные слова.
- Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
- Мы достигли цели урока?
-Да. Мы смогли ответить на поставленные вопросы.
Отвечают.
- Что такое корень слова?
- Какие слова мы называем однокоренными?
- Как найти в слове корень?
VII.Рефлексия
- Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок?
- Почему корень учения горек, а плод сладок?
- Учиться тяжело, зато много пользы от учения…
- Выберите любое предложение и продолжите. СЛАЙД 10.
Сегодня на уроке я узнал …
Урок заставил меня задуматься о …
А особенно мне удалось …
Я понял, что …
Мне было интересно, потому что…
VIII.Домашнее задание
СЛАЙД 11.
Правила с.74-75 выучить правило, № 133.