Зубова Г. Д.,
учитель начальных классов
МОУ Новолядинской СОШ
Урок русского языка. 4класс.
( с использованием элементов модульной технологии)
Вид урока: комплексное применение знаний
Тема: «Глагол»»
Цель: закрепление, обобщение и систематизация знаний по теме.
Задачи: 1) повторение знаний о звуках, буквах,
слогах;
2) формирование безошибочного
каллиграфически правильного письма;
3) развитие речи;
4) воспитание самостоятельности, умения
работать в парах.
Оборудование: учебник, блоки-предписания, карточки, опорная блок- таблица, бумажные дивиденты в виде 5.
Ход урока
№ п/п | Учебный материал | Управлении обучением | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Оргмомент: - Ребята, сегодня наш урок будет необычным, у нас гости. Повернитесь, поприветствуйте гостей улыбкой. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Актуализация прежних знаний, умений, навыков: 1. Сообщение темы Словарная работа. - Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор. 1) - Что вы больше всего любите? - Люблю действовать. 2) - Что вы больше всего не любите? - Не люблю предлоги и известную всем частицу (не) 3) - Что бы вы пожелали ребятам? - Что бы русский все ребята на «пятерку» знали. На письме и в разговоре Нас употребляли - О какой же части речи шел разговор? - Правильно ли вы предположили, узнаем, разгадав кроссворд, который составлен из словарных слов, встречающихся в отрывках сказок А.С. Пушкина Думаю, что вы быстро справитесь с этим заданием. Я буду читать отрывки, пропуская эти слова, а вы должны вспомнить и 2 раза прочитаем с пропущенными словами, пропущенное слово записать в кроссворд Кроссворд Г О Л О Д К О Р А Б Л Ь К А Р Т И Н А Б О Г А Т Ы Р Ь В О С Т О К С Т О Л И Ц А 1) Вот открыл царевич очи, Отрясая грезы ночи И, дивясь, перед собой видит (город) он большой 2) Пушки с пристани палят (кораблю) пристать велят. 3) Царь Дадон к шатру спешит, Что за странная (картина) Перед ним его два сына 4) Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой. Разольется на брег, В чище, как жар горя (33 богатыря) | Учитель Дети читают в лицах. Котов Артур за глагол, Дерябина Анна задает вопрос Ответы предположения детей Учитель На уроках литературы чтения мы сейчас изучали * Дети слушают первый раз без пропущенного слова * Вставляют слово и слушают с пропущенным словом * Записывают в тетради, а один ученик в кроссворд на доске Кроссворд на доске | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 5) Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет, Торговали соболями, Чернобурками лисами; А теперь нам вышел срок, Едем прямо на (восток) 6) Вот въезжает в город он Вдруг раздался легкий звон И в глазах у всей (столицы) Петушок вспорхнул со спицы - Подтвердилось ли ваше предположение? - Почему зашифрована часть речи «глагол»? - Сегодня продолжим работать над этой темой и подготовимся к контрольной работе по теме «Глагол» - Расскажите, что вы знаете о глаголе 2. Проверка теоретических знаний. Работа по опорной таблицей Глагол – часть речи действие предмета что делать? (ют?) 1) число ед. мн. 2) время наст. время будущ. время / / что делает? - ют? что сделает? что будут делать? 3) по лицам и числам (спрягаются) что делал? что сделал? 4) по родам в ед. числе - суф. л -глагольный суффикс такой же, как и перед ть в неопределенной форме 5) Начальная форма (неопределенной форма, инфинитив) что делать? ти, чь 6) Спряжение 1-е 2-и н.ф – еть ить оть уть искл. ыть гнать видеть ать дышать слышать искл. брить держать ненавидеть стелить обидеть смотреть | Да. Работаем над этой темой Опорная таблица на доске и в тетрадях для правил Дети наизусть по очереди рассказывают все, что они знают о глаголе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| вертеть зависть терпеть 7) не с глаголами пишется раздельно Искл: ненавидеть недомогать нездоровиться негодовать 8) В предложении чаще всего бывает сказуемым 9) Алгоритмы написания безударных гласных в окончаниях и суффиксах глаголов: 1) определить время 1) определить время наст. вр. и буд. вр. в прош. вр. (суф-ы) (личные окончания) 2) в неопред.форму 2) в неопред, форму 3) какая гласная 3) если перед тъ, ти, чъ перед ть, такой гласная и-2 спряж. и суффикс перед л 4) если перед ть- другие гласные 1 спряж. 5) является ли глагол исключением 6) вставить гласную и для глагола 2 спряж.; е для глагола 1 спряж. 10) Возвратная форма глагола имеет суффиксы ся, сь - в 3 лице ь не ставится перед ся ( что делает?) смеётся - в неопределенной форме ь ставится перед ся (что делать?) смеяться. - Молодцы. А сейчас работаем по блокам- предписания. 3. Работа по блокам предписания - сколько видов работ? ( 5 ) Вначале повторим теорию, Прочитайте алгоритм работы к 1 заданию - Понятно? - Работаем. - Кто выполнил задания на все «5» 4. Физкультминутка: 1)- Если глагол 1 спряж.-присесть - Если глагол 2 спряж.- хлопок над головой 2) -Возьмите блоки-перфокарты - Понятно как выполнять? - Кто выполнил без ошибок? 3) - Вернемся к упражнениям, с которыми работали на прошлом уроке. Выполним задание. Мы списали два отрывка, а сегодня третий отрывок. Кто прочитает с вставленными глаголами? - Выполняйте. - Кому потребовалась помощь? - Посмотрите в окно Под голубыми небесами, Великолепными коврами, (продолжаем вместе) 4) Пусть стихи А.С. Пушкина вдохновят вас на выполнение творческого задания. Мы вчера ходили на экскурсию в зимний лес. Наблюдали за природой. Любовались красотой русского леса. Поделитесь своими впечатлениями. Прочитайте задание 4. - Кто выбрал 1 задание? - Кто выбрал 2 задание? - Кто выбрал 3 задание? - У остальных прочитаю и оценю ваши работы в тетрадях. 5) Ребята, вы хорошо потрудились, молодцы, а - На правах коммерческого директора напоминают, что вы можете приобрести контрольный пакет, за выполнение которого будут выдаваться дивиденды, только после, того, как купите акции «зеленого и красного» цвета. -Покупайте акции - Проводится « Малый совет» (коммерческого директора, спонсора, брокера) - Итак «Малый совет» постановил всем детям выдать дивиденды в размере «оценки 5». -Вот и генеральный директор он привез дивиденды. Спонсор с брокером выдают дивиденды всем детям (на желтых кругах красные 5). Подведение итогов -Подошел к концу наш урок. Нарисуйте на полях, как вы оцениваете его. Мне тоже понравилось как вы работали. Спасибо всем, я думаю, что и завтра вы все за контрольную работу получите 5. | Блоки предписания у каждого ученика (6 вариантов) Дети работают в парах сменного состава, ставят оценки на полях тетради. Читаешь; гонишь; думаешь; блестит; пишешь; лечит; ворчит; мечтает; терпим; слушает Дети смотрят в окно (снег падает большими хлопьями) Игра «Интеллектуальная На доске плакат с 4 карманами по цветовому сигналу для акций. Дети поднимают карточки Б и Цветовой (жёлтый, зелёный, красный) Брокер раздает акции, которые берет из карманов По мере того, как учащиеся сделают «красные и зеленые» акции, брокер относит учителю. Учитель проверяет и разрешает выдать контрольный пакет с одним вариантом. Когда все варианты контрольных пакетов выполнены учитель проверяет, а дети работают по справочным пособиям, вставляют пропущенные буквы в окончаниях глаголов Спонсор и брокер идут за дивидендами к генеральному директору. Входит директор школы с портфелем, на котором написано «Дивиденды». На полях тетради рисуют солнце. |