«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка в 3 классе по теме «Число глаголов. Изменение глаголов по числам»

Урок русского языка в 3 классе по теме «Число глаголов. Изменение глаголов по числам». Учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учитель Баранова Т.Ю.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

11.04.2019

Урок русского языка в 3 классе по теме

«Число глаголов. Изменение глаголов по числам»

Учитель Баранова Т.Ю.


Учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.


Тема урока: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам»

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: словесные, наглядные, практические, поисковые.

Элементы технологий:

1) работа в парах;

2) здоровьесберегающие технологии;

3) технология проблемного диалога;

4) игровые технологии;

5) личностно-ориентированная технология.

6) ИКТ


Цель: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.


Задачи:

  • научиться изменять глаголы по числам;

  • правильно ставить вопросы к глаголам;

  • научить различать глаголы в единственном и множественном числе;

  • сотрудничать с другими учащимися в решении учебных задач;

  • воспитывать чувство коллективизма, ответственности;

  • развивать речь учащихся;

  • формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль;

  • воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

1). Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число;

2). Выполнять операции анализа,синтеза и сравнения;

3). Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные УУД

1). Извлекать информацию из схем и текстов;

2). Выявлять сущность особенности объектов;

3). На основе анализа объектов делать выводы.

 

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

 

1). Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

2). Умение прогнозировать предстоящую работу (планирование);

3). Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

1). Слушать и понимать других;

2). Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

3). Оформлять свои мысли в устной форме;

4). Работать в коллективе.

1). Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2). Уметь проводить самооценку на основе успешной учебной деятельности.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ:

1). Воспитание трудолюбия и способности к познанию;

2). Воспитание нравственного чувства, эстетического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

3). Формирование интереса к русскому языку;

4). Эстетическое воспитание;

5). Воспитание здорового образа жизни

6). Экологическое воспитание.


Оборудование:

Учебник «Русский язык» 3 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», 3 класс.

Ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, дидактический и раздаточный материал для работы в группах.


Ход урока


1.Организационный момент.

а) Проверка готовности рабочих мест.

б) Мотивация к учебной деятельности.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.



2.Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

( № 187- списать, подчеркнуть глаголы, поставить к ним вопросы)

Как называются устойчивые сочетания слов? (фразеологизмы)

Прочитайте фразеологизмы и их объяснение.

Какие слова подчеркнули? Докажите, что это глаголы?

Какие вопросы поставили к глаголам?

В какой форме стоят глаголы?

Что такое неопределенная форма глагола?


Составьте с одним из фразеологизмов предложение, в котором вы дадите совет одному своему соседу о том, как надо работать на уроке.

Теперь дайте совет всем ученикам.

Чем отличаются эти советы? От чего это зависит?


Вывод: глаголы имеют разные формы в зависимости от числа существительного, с которым они связаны.



3.Самоопределение к деятельности.

Прочитайте тему урока.

О чем будем говорить?

Чему будете учиться?

Какие цели вы поставите на урок?

(Будем учиться определять число глаголов, будем учиться изменять глаголы по числам и находить глаголы нужного числа)




4.Работа по теме урока.


1)№ 189

Сравните глаголы в 1 предложении , их окончания.

Это однокоренные глаголы или разные формы одного и того же глагола? Почему окончания отличаются?

В каком числе употреблен глагол?


2)Сформулируйте вывод:

Как изменяются глаголы?

В каком числе употребляются глаголы?

Что обозначают глаголы в единственном числе?

Что обозначают глаголы во множественном числе?


3) Учебник стр.109- правило.

От чего зависит число глагола?

Как определить число глагола?


4)Упражнение в распознавании числа глаголов.

Учебник-стр.109 , упр. 190.


Подберите подходящие по смыслу местоимения к глаголам

Записать: Он напишет - они напишут .


Выделите окончания, над глаголами укажите число, выделите знакомые орфограммы. (Один ученик у доски).

По каким признакам вы определили число глагола?

(По имени существительному, по вопросу).



5.Работа с Диском «Русский язык 3 класс»

Игра (лоси-распределить глаголы в 2 корзины-ед.ч., мн.ч.)


В тетради в 2 столбика по памяти:

ед.ч. мн.ч.

вращал бросали

блестит краснеют

вертел кидали

Соедините парами синонимы. К словам, у которых нет пары, добавьте синонимы (сияет, алеют)

6.Физкультминутка.


А уж ясно солнышко

Припекло, припекло.

И повсюду золото

Разлило, разлило.


Ручейки по улице

Все журчат и журчат.

Журавли курлыкают

И летят, и летят.


В каком числе стоят глаголы во второй части?


Игра «Один-много»: летит, стоят, бегут, сидит

- Поставьте эти глаголы (где можно) в единственном числе и прочитайте четверостишие, изменяя текст.

( Ручеёк по улице

Всё журчит и журчит.

Журавль курлыкает

И летит, и летит).


Какая часть слова изменяется? Какие окончания имеют глаголы в единственном числе? Во множественном?



7.Закрепление изученного материала

Работа в парах по карточкам


ЖУРЧ.Т

ТА .Т

СВЕТ .Т



РУЧ. И

СО.НЦЕ

СНЕ.



Г . В . РЛИВЫЕ

П . СЛЕДНИЙ

В . СЕННЕЕ



Прочитайте слова 1 столбика. Какая это часть речи?

Вставьте попущенные буквы в слова первого столбика

Почему это невозможно сделать? (нет существительных)


Вывод: число глагола зависит от числа существительного, с которым этот глагол связан.


Прочитайте слова 2 столбика.

Вставьте попущенные буквы. Какие орфограммы повторили?


Подберите к каждому слову подходящее по смыслу слово из 1 столбика. Соедините линией.

Получились словосочетания или предложения?

Это распространенные или нераспространенные предложения?


В какие глаголы теперь можете вставить букву в окончание?

( повторить написание ча)

В какие-нет? Почему? (безударные окончания глаголов- это орфограмма, будем изучать в 4 классе; а пока-быть внимательными при письме)


Прочитайте слова 3 столбика.

Добавьте их в предложения, чтобы предложения стали распространенными. Добавьте еще второстепенные члены. (Как светит солнце? Где тает последний снег? Где бегут ручьи?)


Это слова из текста. Догадайтесь, какая тема текста?


Расположите так, чтобы получился текст.

Подумайте, с чего начнем. (солнце—снег—ручьи).

Какое может быть название? Запишите название текста и сам текст.

С красной строки продолжите своим предложением о птицах.


Например:

Ярко светит весеннее солнце. В лесу тает последний снег. Бегут по полям говорливые ручьи.

Птицы вьют гнезда на деревьях.

Укажите число глаголов. От чего оно зависит?



8.Работа с учебником. № 191.


Разделите текст на предложения. Определите число глаголов. Объясните.

Какие буквы пропущены?

О каком времени года говорится ? Какие звуки вы услышите летом в лесу?

Какие звуки вам знакомы? Какие-нет?


Послушайте пение дроздов, рябчика, сойки. Постарайтесь запомнить .

(звуки, видео, фото птиц)


Придумайте название текста.

Запишите предложения про тех птиц, чьи голоса мы слушали.

Укажите число глаголов. Объясните.



9. Работа с диском «Русский язык, 3 класс»

  1. Развивай свою речь. Фразеологизмы. Соедини флажки.

  2. Игра «Число глаголов»



10.Итог урока.

Как изменяются глаголы?

От чего зависит число глагола?

Как определить число глагола? (правило стр. 109)


11.Рефлексия


12. Домашнее задание:

Выучить правило стр. 109; № 192.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее