«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка "Части речи" 3 класс

Урок закревления в 3 классе.Цель: формировать умение различать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, частица, союз.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок русского языка в 3 классе.

Учитель: Ливенцова Алексеевна, учитель начальных классов МОУ «Дороховская СОШ»

Тема. Части речи.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, ученические ноутбуки.

Цель: формировать умение различать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, частица, союз.

Планируемые результаты:

Предметные: обобщение знаний о частях речи; учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения. использовать в своей речи специальную терминологию.

Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации: наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя новое, удивительное  в привычном и обычном, развитие интереса к предмету.

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Регулятивные: умение ставить учебную задачу с помощью учителя; планирование своей деятельности, внесение корректировки в свои действия.

Коммуникативные: развитие умения сотрудничества с учителем и одноклассниками, оценивание действий партнёров по работе; работа в группах.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь,  наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

- Откройте, пожалуйста, свои тетради, приготовим их  к работе. Запишите сегодняшнее число. Слова “Классная работа”.



  1. Актуализация знаний.

  Ребята! Скажите, пожалуйста, какой сегодня день? (1 декабря – первый день зимы)

- И хотя  мы с вами уже ощутили на себе первое дыхание зимы – морозы и снегопады,  сегодня волшебница-зима  официально вступает в свои права и обещает радовать вас зимними забавами и принесет вам самый любимый праздник – Новый год.

Звучит музыка Антонио Вивальди из альбома «Времена года. Зима», На экране демонстрируется репродукции картин великих русских художников

- Посмотрите на следующий слайд и прочитайте слова.

М.роз, узоры, сн.говик, наступила, р.бятишки

В.селый, звонкий, б.лоснежное, покрывало, долгожданная

Припор.шила, з.ма, нар.дила, зам.розила, к.таются

- Найдите «лишнее» слово в каждой строчке. Почему они «лишние»? (они отвечают на другой вопрос)

-  Расставьте слова по своим местам. На какие вопросы отвечают слова каждой из групп? Кто помнит, как называются части речи, к которым вы отнесли эти слова? (имя существительное, имя  прилагательное, глагол)

На экране слайд, на котором слова расположены по группам

-  Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (о частях речи)

- Правильно, тема нашего сегодняшнего урока: «Части речи

Вывод: В русском языке слова делятся на группы- части речи, в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

Слово – самая удивительная вещь на свете. Попробуйте представить себе, что было бы, если бы не было речи. Не было бы общения между людьми, не существовали бы письмо и печать, не было бы мысли, не было бы человека.  Сегодня на уроке мы с вами будем работать с этой удивительной вещью – речью и попробуем понять, по каким же признакам слова в нашей речи разделяются по группам

2. Орфографическая минутка.

- Запишите, пожалуйста, слова  в тетрадях:

ребята из 1 ряда – имена существительные;

ребята из 2 ряда -  имена прилагательные;

ребята из 3 ряда – глаголы.

 Вставьте пропущенные буквы и графически объясните их написание.  

Ребята, какие орфографические правила мы повторили, выполнив это упражнение? Молодцы! 





  1. Самоопределение к деятельности.

Работа в группах

(Игра «Расставь по своим местам»)

Даны слова: - Ваша задача распределить по столбикам в зависимости от частей речи. (Тетрадь, школьный, учиться, ученик, пенал, классная, думать, умные, решать, красивый, пишут.

Каждая группа выполняет свои задания и обобщает их вслух.



  1. Работ по теме урока.

  1. Работа по учебнику стр.3. Работа в парах.

Прочитайте правила.

Расскажи о каждой части речи по алгоритму.

  • Алгоритм

  • Часть речи

  • Вопрос

  • Роль в речи

  • Член предложения



  1. А теперь проверим, как вы запомнили правила и можете ли их применить.

Отгадайте загадки про части речи.

3 человека к доске: индивидуальное задание по карточкам.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. ( имя существительное)

(Имя ученика) пойдет к доске и будет выписывать только имена существительные. (карточка)

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.


Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить. ( имена прилагательные)

(Имя ученика) пойдет к доске и будет выписывать только имена прилагательные.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт. (глаголы)


(Имя ученика) пойдет к доске и буде выписывать только глаголы.

Г) Из слов разных частей речи составьте предложение(остальные учащиеся)

СНЕЖНОЕ, ПОКРЫВАЛО, ПОКРЫВАЛО, ПОЛЕ.

Снежное покрывало поле покрывало.

Спишите. Найдите орфограммы Обозначить части речи.


Д) Проверим ребят у доски:

Сугробы,снежинки,вьюга,мороз,хлопья,иней

Серебристый,пушистый,колючий,белый,блестящий,сказочный

Искрится,блестит,сковал,запорошил,закружились,переливается

е) - О чем эти слова? (о зиме)

Зима - прекрасное время года, очень красивое, загадочное волшебное.. Многие люди искусства поэты, художники, фотографы восхищались красотой природы в это время года. Попробуйте составить свои предложение о зиме. А иллюстрации и музыка пусть вам помогут. (слайды - о зиме)

Прочитайте свои предложения. Укажите части речи в них.

Ж) - Как мы должны относиться к родной природе?

(Мы должны беречь природу, охранять ее.) Зимний месяц декабрь всегда напоминает нам про то, что совсем скоро новый год. Именно в это время в лесу срубают много елочек, тем самым наносят огромный вред родной природе. Это неправильно. Давайте будем охранять природу и беречь. 



Физминутка.

https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs&t=0s&list=PLb_v9wkxsViXInlcN6bo833yZMRGN-Y-M&index=29

  1. Закрепление изученного.

  1. Игра « Помоги Незнайке собрать правило».

Работа в группах.

- Ребята, Незнайка узнал, что мы изучаем тему « Части речи». В сказочной школе они тоже изучают эту тему. Он составил правила, но так спешил к нам на урок, что рассыпал их все. Давайте, поможем ему их снова собрать.

( Группам раздаются части правил. Каждая группа собирает своё правило.) Выступление каждой группы.

  1. Самостоятельная работа с ученическими ноутбуками.

Работа по « Электронному приложению к учебнику «Русский язык 3 класс» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого.

А) Игра « Найди место».

1)Установить соответствие между словом и вопросом, на который оно отвечает.





2)Найти слово, противоположное по значению







Б) Игра «Распредели слова по корзинам».





В) Игра « Найди лишнее слово».

  1. Рефлексия.

Садитесь поудобнее,

Ведь к концу подходит наш урок.

Чтобы закончить наше путешествие,

Надо подвести итог.

- Какое задание Вам понравилось больше всего?

- Какое задание вызвало у вас затруднения?

- Кому потребовалась помощь учителя и товарищей?

Перед вами смайлики настроения.

Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению и степени понимания сегодняшнего материала.

  1. Подведение итогов урока.

- Какие части речи мы сегодня учились распознавать?

– Спасибо вам, ребята, за работу! Урок окончен.


Д/з Домашнее задание ( по карточкам)



Используемая литература:

  1. Электронное приложение к учебнику русский язык 3 класс. В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

2. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С.Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы: Кн. для учителя- М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 2000.

3.В.Волина Учимся играя.- М.: Новая школа, 1994..

4.Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением.- М.:5 за издание, 2011.

5.Занимательная грамматика. -М., Омега,2010.



















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее