Урок русского языка в 3 классе.
Учитель: Ливенцова Алексеевна, учитель начальных классов МОУ «Дороховская СОШ»
Тема. Части речи.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, ученические ноутбуки.
Цель: формировать умение различать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, частица, союз.
Планируемые результаты:
Предметные: обобщение знаний о частях речи; учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения. использовать в своей речи специальную терминологию.
Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации: наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя новое, удивительное в привычном и обычном, развитие интереса к предмету.
Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.
Регулятивные: умение ставить учебную задачу с помощью учителя; планирование своей деятельности, внесение корректировки в свои действия.
Коммуникативные: развитие умения сотрудничества с учителем и одноклассниками, оценивание действий партнёров по работе; работа в группах.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.
- Откройте, пожалуйста, свои тетради, приготовим их к работе. Запишите сегодняшнее число. Слова “Классная работа”.
Актуализация знаний.
Ребята! Скажите, пожалуйста, какой сегодня день? (1 декабря – первый день зимы)
- И хотя мы с вами уже ощутили на себе первое дыхание зимы – морозы и снегопады, сегодня волшебница-зима официально вступает в свои права и обещает радовать вас зимними забавами и принесет вам самый любимый праздник – Новый год.
Звучит музыка Антонио Вивальди из альбома «Времена года. Зима», На экране демонстрируется репродукции картин великих русских художников
- Посмотрите на следующий слайд и прочитайте слова.
М.роз, узоры, сн.говик, наступила, р.бятишки
В.селый, звонкий, б.лоснежное, покрывало, долгожданная
Припор.шила, з.ма, нар.дила, зам.розила, к.таются
- Найдите «лишнее» слово в каждой строчке. Почему они «лишние»? (они отвечают на другой вопрос)
- Расставьте слова по своим местам. На какие вопросы отвечают слова каждой из групп? Кто помнит, как называются части речи, к которым вы отнесли эти слова? (имя существительное, имя прилагательное, глагол)
На экране слайд, на котором слова расположены по группам
- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (о частях речи)
- Правильно, тема нашего сегодняшнего урока: «Части речи
Вывод: В русском языке слова делятся на группы- части речи, в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.
Слово – самая удивительная вещь на свете. Попробуйте представить себе, что было бы, если бы не было речи. Не было бы общения между людьми, не существовали бы письмо и печать, не было бы мысли, не было бы человека. Сегодня на уроке мы с вами будем работать с этой удивительной вещью – речью и попробуем понять, по каким же признакам слова в нашей речи разделяются по группам
2. Орфографическая минутка.
- Запишите, пожалуйста, слова в тетрадях:
ребята из 1 ряда – имена существительные;
ребята из 2 ряда - имена прилагательные;
ребята из 3 ряда – глаголы.
Вставьте пропущенные буквы и графически объясните их написание.
Ребята, какие орфографические правила мы повторили, выполнив это упражнение? Молодцы!
Самоопределение к деятельности.
Работа в группах
(Игра «Расставь по своим местам»)
Даны слова: - Ваша задача распределить по столбикам в зависимости от частей речи. (Тетрадь, школьный, учиться, ученик, пенал, классная, думать, умные, решать, красивый, пишут.
Каждая группа выполняет свои задания и обобщает их вслух.
Работ по теме урока.
Работа по учебнику стр.3. Работа в парах.
Прочитайте правила.
Расскажи о каждой части речи по алгоритму.
Алгоритм
Часть речи
Вопрос
Роль в речи
Член предложения
А теперь проверим, как вы запомнили правила и можете ли их применить.
Отгадайте загадки про части речи.
3 человека к доске: индивидуальное задание по карточкам.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. ( имя существительное)
(Имя ученика) пойдет к доске и будет выписывать только имена существительные. (карточка)
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить. ( имена прилагательные)
(Имя ученика) пойдет к доске и будет выписывать только имена прилагательные.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт. (глаголы)
(Имя ученика) пойдет к доске и буде выписывать только глаголы.
Г) Из слов разных частей речи составьте предложение(остальные учащиеся)
СНЕЖНОЕ, ПОКРЫВАЛО, ПОКРЫВАЛО, ПОЛЕ.
Снежное покрывало поле покрывало.
Спишите. Найдите орфограммы Обозначить части речи.
Д) Проверим ребят у доски:
Сугробы,снежинки,вьюга,мороз,хлопья,иней
Серебристый,пушистый,колючий,белый,блестящий,сказочный
Искрится,блестит,сковал,запорошил,закружились,переливается
е) - О чем эти слова? (о зиме)
Зима - прекрасное время года, очень красивое, загадочное волшебное.. Многие люди искусства поэты, художники, фотографы восхищались красотой природы в это время года. Попробуйте составить свои предложение о зиме. А иллюстрации и музыка пусть вам помогут. (слайды - о зиме)
Прочитайте свои предложения. Укажите части речи в них.
Ж) - Как мы должны относиться к родной природе?
(Мы должны беречь природу, охранять ее.) Зимний месяц декабрь всегда напоминает нам про то, что совсем скоро новый год. Именно в это время в лесу срубают много елочек, тем самым наносят огромный вред родной природе. Это неправильно. Давайте будем охранять природу и беречь.
Физминутка.
https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs&t=0s&list=PLb_v9wkxsViXInlcN6bo833yZMRGN-Y-M&index=29
Закрепление изученного.
Игра « Помоги Незнайке собрать правило».
Работа в группах.
- Ребята, Незнайка узнал, что мы изучаем тему « Части речи». В сказочной школе они тоже изучают эту тему. Он составил правила, но так спешил к нам на урок, что рассыпал их все. Давайте, поможем ему их снова собрать.
( Группам раздаются части правил. Каждая группа собирает своё правило.) Выступление каждой группы.
Самостоятельная работа с ученическими ноутбуками.
Работа по « Электронному приложению к учебнику «Русский язык 3 класс» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого.
А) Игра « Найди место».
1)Установить соответствие между словом и вопросом, на который оно отвечает.
2)Найти слово, противоположное по значению
Б) Игра «Распредели слова по корзинам».
В) Игра « Найди лишнее слово».
Рефлексия.
Садитесь поудобнее,
Ведь к концу подходит наш урок.
Чтобы закончить наше путешествие,
Надо подвести итог.
- Какое задание Вам понравилось больше всего?
- Какое задание вызвало у вас затруднения?
- Кому потребовалась помощь учителя и товарищей?
Перед вами смайлики настроения.
Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению и степени понимания сегодняшнего материала.
Подведение итогов урока.
- Какие части речи мы сегодня учились распознавать?
– Спасибо вам, ребята, за работу! Урок окончен.
Д/з Домашнее задание ( по карточкам)
Используемая литература:
Электронное приложение к учебнику русский язык 3 класс. В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.
2. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С.Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы: Кн. для учителя- М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 2000.
3.В.Волина Учимся играя.- М.: Новая школа, 1994..
4.Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением.- М.:5 за издание, 2011.
5.Занимательная грамматика. -М., Омега,2010.