«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: Наречие как часть речи.

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: Наречие как часть речи.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок русского языка в 4-ом классе

Тема: Наречие как часть речи.

Цель урока: дать первое представление о наречии как части речи; по­знакомить с существенными признаками и ролью наречия в русском языке.

Задачи урока:

  • Познакомить с новой частью речи, дать понятие «наречие»;

  • учиться определять наречие в тексте, ставить к нему вопросы;

  • повторить правописание гласных в корне, грамматические признаки прилагательных;

Формируемые УУД:

  • Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, контролировать и оценивать свои действия.

  • Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи; анализ, сравнение, классифи­кация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;

  • Коммуникативные УУД: умение работать в парах, в группах, умение высказывать свои суждения, формирование умения слушать и понимать других;

  • Личностные УУД: формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, формировать способность к оценке своей учебной деятельности.



Оборудование: презентация, таблицы, раздаточный материал.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы: исследовательский, наглядный, словесный.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.


Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация имеющихся знаний.

а) Словарная работа:

- Возьмите карточку №1, спишите слова, объясните орфограммы.

Р..бята, расска.., см..шной, ч..тали, к..тенок, см..шно, лакал, м..л..ко.

(проверка задания с проговариванием орфограмм)

- Разделите слова на группы.


Сущ Глагол Прил. ?

ребята читали смешной смешно

рассказ лакал

молоко

котенок


- Какие группы у вас получились?

- Почему затруднение возникло со словом «смешно»?

- Что мы знаем об имени сущ.? Прил-ом? Глаголе? Можем также хорошо охарактеризовать наречие?


3. Определение темы урока, постановка целей.

- Определите тему урока.

Тема: Наречие.

Цель: исследовать новую часть речи и узнать:

  • На какие вопросы отвечает;

  • Каким членом предложения является;

  • Что обозначает;

  • Как изменяется.




4. Открытие нового знания.

- Начнем исследовать новую часть речи. По ходу работы будем заполнять таблицу, в которую запишем грамматические признаки прилагательного и наречия, потому что очень часто ребята путают эти части речи.


а) Составьте из слов, с которыми мы работали два предложения.


Ребята читали смешной рассказ.

Котенок смешно лакал молоко.


б) - Разберите предложения по членам предложения..

Вывод:

Имя прилагательное отвечает на вопрос какой? и в предложении является определением.

Наречие отвечает на вопрос как?каким образом? и в предложении является обстоятельством.( запись в таблице)


в) - Это не единственный вопрос, на который отвечает наречие.

Возьмите карточку № 2 и установите стрелочками соответствие вопроса и наречия.


издалека

Когда? горячо

Где? часто

Куда? впереди

Откуда? направо

Как? легко

раньше


(физминутка)


г) – Мы уже ответили на два поставленных вопроса. Теперь нам нужно определить, что обозначает наречие?

- Назовите словосочетания с именем прилагательным и с наречием?

Смешной рассказ

Смешно лакал

-Что обозначает прилагательное в словосочетании? (признак предмета)

- Что обозначает наречие? (признак действия)

- Запишите в таблицу.


д) Этимология слова «наречие».

- Слово «наречие» встречалось еще в древнерусском языке, в котором имело значение «язык», «слово», «дело», «глагол». Древние римляне, которые впервые открыли эту часть речи, называли наречие «приглаголием». Русские грамматики назвали его точно так же, изменив только приставку: приглаголие – наглаголие – наречие. Главное в наречии то, что оно должно быть при глаголе или накладываться на глагол – наречие.


е) Как же изменяется наречие?

- Начнем с прилагательного. Как изменяется имя прилагательное? (род, число, падеж; схема)

Измените прилагательное смешной.

- При изменении прилагательного, какая его часть изменялась? (изменялось окончание;

схема)


- Измените у наречия род, число, падеж. (не изменяется)

- Может это слово изменяется по лицам и временам? (не изменяется)

Вывод: наречие – неизменяемая часть речи.


- Если наречие не изменяется, значит какой части слова у него нет? (у наречия нет окончания).


- Выпишите из предложений слова: смешной, смешно и разберите их по составу.


5. Формулировка определения.

- Используя таблицу, сформулируйте определение наречия как части речи. (работа в парах)

- Проверка определений, сравнение с текстом в учебнике ( стр.111) и дополнение текста определения.


6. Закрепление. Работа по учебнику. Упр. 446.

- Спишите предложения, разберите по членам предложения, задайте вопрос к наречию.


7. Тест.

1. Наречие – это …

А) склоняемая часть речи;

Б) спрягаемая часть речи;

В) неизменяемая часть речи.


2. В предложении наречие чаще всего бывает:

А) обстоятельством;

Б) определением;

В) дополнением.


3. Наречие чаще всего связано с …

А) существительным;

Б) глаголом;

В) союзом.


4. Наречие часто называют …

А) присоюзие;

Б) приглаголие;

В) припредложение.


8. Подведение итогов урока.

А) проверка теста;

Б) Самооценка теста.



9 Дополнительный материал.


- Подбери наречия антонимы.

Быстро – ( медленно) смело – ( трусливо)

Слева – ( справа) спереди – ( сзади)

Грубо – ( ласково) мутно – ( прозрачно)

Высоко – ( низко) аккуратно – ( неряшливо)

Бледно –(ярко) смешно – ( грустно)



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее