Тема: Знаешь ли ты причастие?
Цель урока:
- закрепить полученные на предыдущих уроках знания учащихся; показать межпредметную связь уроков русского языка и биологии; совершенствовать орфографические и пунктационные навыки ;
- воспитывать любовь к природе.
Методы: индивидуально-групповой, наглядный, словесный, поисковый
На доске нарисованы кружки, каждый кружочек-станция закрыты, и, открывая их, каждая команда получает задание.
1 БУКВА – П
Дается текст:
Экология – это наука, изучающая отношения организмов с окружающей средой. Она стремиться раскрыть и познать все многообразие взаимосвязей между населяющими нашу планету животными. Раздел экологии, рассматривающий процессы, возникающие в природе под воздействием деятельности человека, и их последствия для него самого, можно назвать социальной экологией.
Задание: заполнить таблицу
причастия наст. времени | глаголы 3 л., мн.ч., наст. времени | неопред.форма глагола |
изучающая | изучают | изучать |
2 БУКВА –Р
Из данного текста выписать причастия, определить их разряд, выделить суффиксы:
За исчезновением одного вида высохших растений автоматически вымирает до 30 видов беспозвоночных животных, связанных с ними.
Разумно создать международную экологическую инспекцию, применяющую санкции против стран и организаций, наносящих вред природе.
Показателем процесса должно стать качественное улучшение жизни людей, являющееся результатом разумного взаимоотношения Человека с Природой.
Экологическая безопасность должна стать делом не только политиков и ученых, но и всех граждан, живущих на планете Земля.
Народ, не сохранивший свои лесные богатства, не имеет будущего.
3 БУКВА –И
Прочитать казахские пословицы, выбрать причастия, указать от каких глаголов они образованы, и, если возможно, привести краткие формы:
Над оступившимся из нас никто пусть не смеется. Быть может, и смеющимся в свой час упасть придется.
Побежденный снова рвется с победителем бороться.
Вкусна еда – жующий знает. Длинна ль тропа –идущий знает.
Впадает в море и река, рожденная от ручейка.
Растущий возле старых мудрецов юнец мудрецом становится.
В жизни ничего не сотворил человек, своих не знавших сил.
4 БУКВА – Ч
« Подари букет».
На цветках написаны страдательные или действительные причастия настоящего и прошедшего времени. « Букет» каждой из команд должен представлять один из разрядов причастий. Кто правильно подберет свои цветы, у той команды получится красивый букет.
5 БУКВА – А
Конкурс капитанов.
Они открывают букву и называют глагол и причастие. Потом предлагается общий текст, в котором надо на слух найти глаголы и образовать от них все возможные причастия.
В лесах и рощах, по берегам рек и озер растет множество разнообразных растений. Яркие цветы, душистые ягодные поляны, хлеб и овощи, фрукты и сладости, лекарства и техническое сырье, свежий и чистый воздух на нашей планете – все это дарят людям растения. Поэтому надо их оберегать. Ведь исчезновение одного вида растений может нарушить равновесие в природе.
Затем каждый капитан получает текст, который он должен выразительно прочитать, определить основную его мысль, охарактеризовать все причастия и сделать синтаксический разбор предложения с причастным оборотом.
Лес – это не только деревья. Это также вода и почва, на которой живет лес, это птицы и звери, населяющие его, это кустарники и травы, микробы и насекомые, климат и пейзаж. Лес – это сложный и устойчивый биологический организм, все части которого неразрывно связаны между собой.
Растения и животные, охраняемые государством, занесены в Красную книгу. Ее назвали так потому, что красный цвет – это цвет опасности и тревоги за все живое на Земле – будь то огромные животные или маленький цветок. К растениям, занесенным в Красную книгу, надо относится бережно, стараться не рвать цветы, не топтать ягодники.
Горы Заилийского Алатау особенно красивы утром. Солнце еще не поднялось над ними, ущелья и склоны, покрытые сизыми елями, еще окутаны ночными фиолетовыми тенями, но на снежных пиках уже лежит постепенно густеющий розовый отблеск, и кажутся тогда горы таинственной и манящей страной. Посветлевшие, приветливые, они повсюду в Алма-Ате стоят перед вами. На их склоны щедро наложили свои краски белые снега, зеленые леса и кустарники, коричневые и серые скалы и осины. Эта пестрота цветов вошла в названия гор: Алатау в переводе с казахского означает « Пестрые горы».
6 БУКВА – С
Творческая работа.
Каждая команда представляет свой проект химического или биологического комбината, который расположен на территории села. При защите проекта использовать причастия.
7 БУКВА – Т
Преобразовать предложения с причастным оборотом в СПП с союзным словом который и наоборот.
Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень.
Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние в 20 верст, и важная должна быть причина, его к этому побудившая.
Филька нахмурил лицо, в недоумении обвел глазами вокруг - и горячий песок, и реку, сверкающую среди гор, подобно золотой долине.
Ему хотелось горько заплакать, но он был мальчик, родившийся в молчаливом лесу, на берегу сурового моря.
А Таня шла по песку вдоль реки, и чистый ветер, прилетевший с того же сурового моря, дул ей все время навстречу.
Он бросил весла, приник головой к Муму, которая сидела перед ним на сухой перекладинке.
Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
8 БУКВА – И
Прослушать стихотворение М.Ю. Лермонтова « Родина», выразительно прочитать, выписать причастия с определяемым словом.
9 БУКВА – Е
« Узнай героя»
Прослушать отрывок из произведений, назвать произведение, автора и героя, о котором говорится в отрывке, найти причастие и сделать морфологический разбор.
Это – маленький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет 65, с вечно смеющимся лицом. ( А. Чехов «Ванька» - дедушка Константин Макарыч)
Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. ( А. Пушкин. « Капитанская дочка» - Е. Пугачев)
Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках.
( И. Тургенев « Муму» - Герасим)
Это было бледное, крошечное существо, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. ( В. Короленко « Дети подземелья» - Маруся)
Заключительный этап:
Подведение итогов