Урок русского языка 7 класс

Обобщение по теме "Причастие", для проверки изученного материала. Открытый урок русского языка.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Знаешь ли ты причастие?



Цель урока:

- закрепить полученные на предыдущих уроках знания учащихся; показать межпредметную связь уроков русского языка и биологии; совершенствовать орфографические и пунктационные навыки ;

- воспитывать любовь к природе.

Методы: индивидуально-групповой, наглядный, словесный, поисковый


На доске нарисованы кружки, каждый кружочек-станция закрыты, и, открывая их, каждая команда получает задание.

1 БУКВА – П

Дается текст:

Экология – это наука, изучающая отношения организмов с окружающей средой. Она стремиться раскрыть и познать все многообразие взаимосвязей между населяющими нашу планету животными. Раздел экологии, рассматривающий процессы, возникающие в природе под воздействием деятельности человека, и их последствия для него самого, можно назвать социальной экологией.

Задание: заполнить таблицу

причастия наст. времени

глаголы 3 л., мн.ч., наст. времени

неопред.форма глагола

изучающая

изучают

изучать


2 БУКВА –Р

Из данного текста выписать причастия, определить их разряд, выделить суффиксы:

  1. За исчезновением одного вида высохших растений автоматически вымирает до 30 видов беспозвоночных животных, связанных с ними.

  2. Разумно создать международную экологическую инспекцию, применяющую санкции против стран и организаций, наносящих вред природе.

  3. Показателем процесса должно стать качественное улучшение жизни людей, являющееся результатом разумного взаимоотношения Человека с Природой.

  4. Экологическая безопасность должна стать делом не только политиков и ученых, но и всех граждан, живущих на планете Земля.

  5. Народ, не сохранивший свои лесные богатства, не имеет будущего.


3 БУКВА –И

Прочитать казахские пословицы, выбрать причастия, указать от каких глаголов они образованы, и, если возможно, привести краткие формы:

  1. Над оступившимся из нас никто пусть не смеется. Быть может, и смеющимся в свой час упасть придется.

  2. Побежденный снова рвется с победителем бороться.

  3. Вкусна еда – жующий знает. Длинна ль тропа –идущий знает.

  4. Впадает в море и река, рожденная от ручейка.

  5. Растущий возле старых мудрецов юнец мудрецом становится.

  6. В жизни ничего не сотворил человек, своих не знавших сил.


4 БУКВА – Ч

« Подари букет».

На цветках написаны страдательные или действительные причастия настоящего и прошедшего времени. « Букет» каждой из команд должен представлять один из разрядов причастий. Кто правильно подберет свои цветы, у той команды получится красивый букет.


5 БУКВА – А

Конкурс капитанов.

Они открывают букву и называют глагол и причастие. Потом предлагается общий текст, в котором надо на слух найти глаголы и образовать от них все возможные причастия.

В лесах и рощах, по берегам рек и озер растет множество разнообразных растений. Яркие цветы, душистые ягодные поляны, хлеб и овощи, фрукты и сладости, лекарства и техническое сырье, свежий и чистый воздух на нашей планете – все это дарят людям растения. Поэтому надо их оберегать. Ведь исчезновение одного вида растений может нарушить равновесие в природе.

Затем каждый капитан получает текст, который он должен выразительно прочитать, определить основную его мысль, охарактеризовать все причастия и сделать синтаксический разбор предложения с причастным оборотом.

  1. Лес – это не только деревья. Это также вода и почва, на которой живет лес, это птицы и звери, населяющие его, это кустарники и травы, микробы и насекомые, климат и пейзаж. Лес – это сложный и устойчивый биологический организм, все части которого неразрывно связаны между собой.

Растения и животные, охраняемые государством, занесены в Красную книгу. Ее назвали так потому, что красный цвет – это цвет опасности и тревоги за все живое на Земле – будь то огромные животные или маленький цветок. К растениям, занесенным в Красную книгу, надо относится бережно, стараться не рвать цветы, не топтать ягодники.

  1. Горы Заилийского Алатау особенно красивы утром. Солнце еще не поднялось над ними, ущелья и склоны, покрытые сизыми елями, еще окутаны ночными фиолетовыми тенями, но на снежных пиках уже лежит постепенно густеющий розовый отблеск, и кажутся тогда горы таинственной и манящей страной. Посветлевшие, приветливые, они повсюду в Алма-Ате стоят перед вами. На их склоны щедро наложили свои краски белые снега, зеленые леса и кустарники, коричневые и серые скалы и осины. Эта пестрота цветов вошла в названия гор: Алатау в переводе с казахского означает « Пестрые горы».


6 БУКВА – С

Творческая работа.

Каждая команда представляет свой проект химического или биологического комбината, который расположен на территории села. При защите проекта использовать причастия.


7 БУКВА – Т

Преобразовать предложения с причастным оборотом в СПП с союзным словом который и наоборот.

  1. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень.

  2. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние в 20 верст, и важная должна быть причина, его к этому побудившая.

  3. Филька нахмурил лицо, в недоумении обвел глазами вокруг - и горячий песок, и реку, сверкающую среди гор, подобно золотой долине.

  4. Ему хотелось горько заплакать, но он был мальчик, родившийся в молчаливом лесу, на берегу сурового моря.

  5. А Таня шла по песку вдоль реки, и чистый ветер, прилетевший с того же сурового моря, дул ей все время навстречу.

  6. Он бросил весла, приник головой к Муму, которая сидела перед ним на сухой перекладинке.

  7. Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.


8 БУКВА – И

Прослушать стихотворение М.Ю. Лермонтова « Родина», выразительно прочитать, выписать причастия с определяемым словом.


9 БУКВА – Е

« Узнай героя»

Прослушать отрывок из произведений, назвать произведение, автора и героя, о котором говорится в отрывке, найти причастие и сделать морфологический разбор.

  1. Это – маленький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет 65, с вечно смеющимся лицом. ( А. Чехов «Ванька» - дедушка Константин Макарыч)

  2. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. ( А. Пушкин. « Капитанская дочка» - Е. Пугачев)

  3. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках.

( И. Тургенев « Муму» - Герасим)

  1. Это было бледное, крошечное существо, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. ( В. Короленко « Дети подземелья» - Маруся)


Заключительный этап:

Подведение итогов

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее