РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Тема урока: ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. ВЫДЕЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ ЗАПЯТЫМИ
Цель урока: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения, запятыми; выработать умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова.
Ход урока:
Орг. момент.
I. Тестовая проверка знании и умений по теме.
1. Восполните недостающее в определении причастия.
Причастие — .... оно обозначает признак ... и отвечает на вопросы ....
2. Зачеркните лишнее.
Причастия бывают сов., несов. в., наст., прош., буд. вр.
3. Восполните недостающее.
Причастия изменяются по родам .... как и ....
4. Какое из данных слов является причастием?
I вариант II вариант
1) белый платок 1) горячая сковорода
2) белеющий платок 2) горящие поленья
3) шумный поток 3) торопливая походка
4) шумливый класс 4) высочайшие горы
5. В каком случае у причастия должен быть суффикс -ся?
I вариант II вариант
1) мальчик, собирающ.. грибы 1) дом, строящ.. быстро
2) мальчик, собирающ.. в школу 2) река, шумящ.. за поворотом
3) человек, интересующ.. меня 3) ручьи, бегущ.. с гор
4) мастер, строящ.. дом 4) песня, доносящ.. издалека
II. Проверка домашнего задания (упр. 214. 215).
Назовите словосочетания «прич. +сущ.», «прич.+сущ.».
Вывод: существительное, связанное с причастием, может быть
определяемым и зависимым. Причастие с зависимыми словами называется
причастным оборотом.
III. — Какие причастные обороты есть в упр.217
прич. завис, ел. прич.
(Проступившие в темнеющем вечернем небе; блестящую завис, ел. на солнце.)
Учитель обращает внимание учащихся на то, что в одном случае причастный оборот выделен запятой, в другом нет. Сообщается правило и строится схема:
1) х, прич. + завис. сл.
опред. сл.
2) прич. + завис.сл. х
IV. Тренировочные упражнения.
1. Запись словосочетаний с обозначением определяемого слова.
проверенное учителем упражнение
выполненное учеником задание прич. + завис, сл. х
. быстро бегущая девочка
показавшееся из-за тучи солнце
— Подчеркните причастные обороты.
— Почему нет запятой?
— Перестройте словосочетания так, чтобы стала необходима запятая, х, прич.+завис. сл.
2. В каких словосочетаниях даны причастные обороты, а в каких — причастие с определяемым словом? (Словосочетания воспроизводятся через кодоскоп.) Выпишите причастные обороты.
Торопящийся человек, торопящийся на работу, поднимающиеся альпинисты, поднимающиеся в гору, вспыхнувший свет, вспыхнувший ярко, пишущие письмо, аккуратно пишущий, колеблющийся тростник, резко замолчавший, незасеянные поля, еще не засеянные, отправленное письмо, отправленное мною, решивший написать.
— Какие части речи могут быть зависимыми от причастия словами? (Существительные, местоимения, наречия, неопределенная форма глагола.)
3. Какие зависимые слова можно подобрать к данным причастиям?
— Каков порядок слов в этих выражениях? Нужны ли будут запятые?
земля освещенная (чем? как?) (ярко, солнцем)
снег падающий (откуда? как?)
ребенок улыбающийся (кому? как?)
4. Упр. 218 ( групповые задания). Упр. 219— коллективная фронтальная работа.
5. Запись под диктовку с комментированием знаков препинания.
Струя пены, отбрасываемая кормой корабля, прошла через океан белой чертой. Грэй лег у костра и смотрел на отражавшую огонь воду. Неизвестный охотник, только что покинувший свой костер, двигался вдоль реки. Розовые тени скользили по белизне мачт, все было белым, кроме раскинутых парусов цвета глубокой радости. Охотник, смотревший с берега, долго протирал глаза. (А. Грин.)
Домашнее задание: § 21 упр220