«Зимний фестиваль знаний 2025»

Мастер класс в 7 классе "Применение проектной технологии на уроке русского языка"

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "причастие"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

44











Методическая разработка


Применение технологии проектного обучения

на уроках русского языка

(Методический паспорт учебного проекта по русскому языку

для 7 класса по теме «Причастие»)







Ульдановой Земфиры Рахимовны

учителя русского языка и литературы

МБОУ средней общеобразовательной

Школы 125 г.Уфа.





















Оглавление

1.Введение Методическая целесообразность использования технологии проектного обучения на уроках русского языка…………………………………………………………...… 3

2.Основная часть 2.1.Описание опыта внедрения технологии проектного обучения в классно- урочную систему...………………….…………………………………………..……...5 2.2.Методический паспорт учебного проекта по русскому языку для учащихся 7 класса по теме «Причастие»…………………………………………………………8 2.3.Проблема эффективности реализации проекта…………………………..…..…11

3.Заключение Преимущества и недостатки применения технологии проектного обучения на уроках русского языка………………………………………………………………...12

4.Список литературы………………………………………………………….…….15

5.Приложение……………………………………………………………….…….….17 Приложение 1. Поурочное планирование по теме «Причастие» по русскому языку

в 7 классе с использованием технологии проектного обучения……………….….17 Приложение 2. Таблица «SWOT-анализ проблемных зон по теме «Причастие»

(7 класс)»……………………………………………………………………………….18

Приложение 3. Групповой план действий………………………………..……….....18

Приложение 4. Критерии оценки доклада....................................................................19 Приложение 5. Анкета участника проекта………………………………….……..…19

Приложение 6.Оценочный лист презентационного выступления………………….20

Приложение 7. Оценочная таблица…………………………………………………...21

Приложение 8. План самоанализа урока-проекта…………………………………….21

Приложение 9. Сборник кластеров по теме «Причастие», созданный учащимися

7 «Б» класса в ходе реализации проекта по русскому языку………………………. 22 Приложение 10. Научное сочинение «Причастие – самостоятельная часть речи или особая форма глагола?»……...……………………………………………………..28 Приложение 11. Сводная таблица «Отслеживание результатов внедрения технологии проектного обучения при изучении темы «Причастие» по русскому языку в 7 «Б»

классе МОУ СОШ №59»…………………………………………………………….....29

Приложение 12. Контрольный тест по теме «Причастие»……………………………31













Применение технологии проектного обучения на уроках

русского языка


1.Методическая целесообразность использования технологии проектного обучения на уроках русского языка


Педагогическая целесообразность внедрения современных образовательных технологий диктуется необходимостью совершенствования воспитательного и образовательного процесса для обеспечения соответствующего уровня сформированности ценностных ориентаций и мотивационных установок учащихся.

Технология проектного обучения позволяет обеспечить построение индивидуальных образовательных траекторий как средства формирования готовности учащихся к жизненному самоопределению, способствует решению задачи формирования человека, умеющего жить и успешно взаимодействовать с другими людьми в динамично изменяющемся мире. Через общение в форме диалогического взаимодействия обеспечивается психологическое здоровье ребенка (формируется чувство защищенности, доверия к миру, радости существования и т.д.)

Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом («лабораторных») условиях, которые дают ребенку возможность действовать самостоятельно, получать результат, но в безопасных условиях.

Учебный творческий проект — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя. В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Стратегической педагогической целью применения технологии проектного обучения на уроках русского языка является создание содержательных и организационных условий для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя, своего места в мире, понимания других людей и закономерностей окружающего мира.

Реализовать данную цель в практических условиях помогает решение следующих педагогических задач:

  • развитие самостоятельного, персонифицированного мышления школьника посредством интерактивного включения учащегося в образовательный процесс, преодоление монологизма мышления;

  • включение ребенка в культурную среду, созданную человечеством, овладение языком культуры;

  • формирование умений, полезных в социальном общении, создание благоприятных условий для развития креативности детей;

  • воспитание ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в современной социокультурной ситуации;

  • формирование мотивации школьника к саморазвитию;

  • развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую и исследовательскую деятельность.

Частной методической целью применения технологии проектного обучения на уроках русского языка является повышение эффективности обучения, создание условий для развития креативности детей.

Целевые ориентации (задачи):

Формирование проектной деятельности, проектного мышления.

Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.

Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.

Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.

Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.

Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению.

В соответствии с задачами проектной деятельности и возрастными особенностями учащихся основной акцент делается на формирование следующих компетенций:

— брать на себя ответственность;

 — участвовать в совместном принятии решения;

 — регулировать конфликты ненасильственным путем;

 — оценивать и анализировать свои и чужие решения;

 — делать свой выбор;

 — владеть устным и письменным общением;

 — учиться всю жизнь.

— включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы;

 — обозначать затруднения в командной работе и обращаться за помощью (при неспособности самостоятельно устранить эти затруднения);

 — разделять ответственность в процессе коллективного труда.

Технология проектного мышления способствует развитию исследовательских умений: анализа (выявление проблем, сбор информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.

Объектом педагогической деятельности в рамках технологии проектного обучения становятся условия, которые необходимо создать для развития активности, самостоятельности и инициативности учащегося, для формирования его субъективной позиции.

Концептуальные позиции

- Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.

- Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию к учению.

- Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем.

- Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

- Принцип уважения к иной точке зрения.

- Принцип обеспечения ответственности за результат.

- Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

Это требует от учителя и определенной тактики общения: понимания, признания, принятия личности ребенка, эмпатии, рефлексии, открытости, доброжелательности.

Ключевыми становятся личностно-рефлективный и практико-ориентированный подходы к обучению.

Таким образом, можно заметить, что применение технологии проектного обучения целесообразно на уроках русского языка, т.к. позволяет строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными целями и интересами.



2.1.Описание опыта внедрения технологии проектного обучения в классно-урочную систему (на примере уроков русского языка)


Теоретическое обоснование своей деятельности сделать достаточно трудно. Безусловно, ориентироваться на методические рекомендации полезно, но никакая наука не даст конкретному учителю рецепт конструирования образовательного процесса в том ученическом классе, где он работает. В любых методических описаниях главное для учителя – идеи (или интересные приемы), которых обычно бывает немного. Выбор технологий, средств организации образовательного процесса, методов и приемов у учителя очень многогранен. Какие из них дадут оптимальный результат? На этот вопрос отвечать каждому учителю самостоятельно, и очень важно не только правильно выбрать, но и обосновать свой выбор.

Одной из наиболее сложных для изучения тем по орфографии в курсе русского языка для 7 класса является «Причастие». Многолетний опыт работы показывает, что учащиеся испытывают огромные трудности при освоении данной темы. Материал заучивается, воспроизводится, однако вскоре «бесследно выветривается из детских голов», и практически каждый год приходится изыскивать возможности дублирования этой темы. Ситуация осложняется еще и тем, что в среде ученых-лингвистов нет единого подхода к решению проблемы идентификации данной морфологической единицы. Одни специалисты считают, что причастие – это самостоятельная часть речи, другие – особая форма глагола. В связи с тем, что Министерство образования допускает к использованию в учебном процессе учебники авторов, опирающихся на отличные друг от друга в этом отношении точки зрения, в восприятии информации школьниками возникают сложности. Поэтому создается необходимость более глубокого изучения учащимися теоретического материала по теме «Причастие» с использованием принципа «личностного проживания» проблемной ситуации с целью активизации присвоения информационного поля по теме.

Эту задачу успешно можно решить при помощи технологии проектного обучения. Однако возникает целый ряд вопросов:

  • как встроить проектную деятельность в жесткие рамки классно-урочной системы?

  • Как определить критерии оценивания деятельности учащихся во время проекта?

  • Как замотивировать учеников на выполнение проекта?

  • Индивидуальные проекты или групповые дадут наибольший эффект?

Внешней мотивацией участия в проекте «Причастие» для учащихся 7 класса послужило то, что проект был использован в качестве нетрадиционной формы подготовки к контрольному зачету по окончании изучения одноименной темы по предмету. Применение технологии проектной деятельности в течение всего курса по изучению темы, думается, нецелесообразно, так как велика вероятность снижения качества усвоения знаниевого компонента. Наиболее целесообразно дробление курса на 2 части:

  • дидактоцентрическую (традиционное освоение знаний),

  • личностно-деятельностную (закрепление умений и навыков через реализацию проекта).

Дополнительное время (2часа) на реализацию проекта было взято из резерва (см. приложение №1), часть проектной работы была вынесена за рамки классной работы в качестве домашнего задания, что позволило рационально использовать временной ресурс. В ходе выполнения 1 части проекта учащиеся должны были, опираясь на учебник Бабайцевой В.В.и используя дополнительные источники информации, получить практический внешний результат собственной деятельности в виде «Сборника кластер-схем» по теме «Причастие» и интеллектуальный внутренний результат в качестве обобщения, закрепления и присвоения учебного материала. Последующий контрольный зачет актуализировал необходимость погружения в проектную деятельность. Для того чтобы работа была более продуктивна, перед началом проектной деятельности был проведен SWOT-анализ проблемных зон по теме. Учащимся было предложено заполнить следующую таблицу:


№п/п

Темы, которые я понимаю

Перспективы успеха

1.

НЕ с причастием

Получу 5 за зачет, может, и в четверти

2.

Причастный оборот

Обрадую родителей, что-нибудь подарят

3.

Причастие как часть речи

Приятно быть грамотным

№п/п

Темы, которые я не понимаю

Ожидаемые угрозы

1.

Н/НН в причастии

Получу 2 за зачет, испорчу все оценки

2.

Краткое причастие/прилаг.

Родители расстроятся, будут злиться

3.

Строение причастия

Кое-кто будет смеяться, неприятно


SWOT-анализ помог определиться с темами, вызывающими наибольшее затруднение у ребят, и выявить проблемные зоны в усвоении теоретического материала (см. приложение №2). После анализа заполненных таблиц стало понятно, что наиболее эффективно можно построить работу в группах, реализуя принцип взаимопомощи: 2 ученика, хорошо усвоившие учебный материал, + 2 ученика, слабо разобравшиеся в теме. В рамках сотрудничества «сильные» помогают «слабым» восстановить пробелы в знаниях. В ходе 1 урока по реализации проекта «Причастие» учитель сообщает учащимся результаты SWOT-анализа, предлагает в качестве закрепления материала и подготовки к зачету выполнить следующий проект, объясняет тему, цели и общий план работы. На основе таблицы самооценки организуется 6 групп по 4-5 человек (в классе 13 человек)

Согласно требованиям к уровню сформированноси ключевых компетенций, учащиеся должны уметь договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в команде (при необходимости пользуясь помощью учителя), высказывать и разъяснять свои идеи в ходе групповой дискуссии и относиться доброжелательно к идеям других.

Работу в группах ребята начинают с заполнения группового плана действий (см. приложение №3).

Проектная деятельность направлена на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. Перечисленные способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования ключевых компетенций учащихся по разрешению проблем.

Оформление результатов деятельности проводится в домашних условиях из-за ограниченности временного ресурса. Однако это имеет свои положительные стороны: позволяет выполнить проект на высоком качественном и оформительском уровне и получить при необходимости дополнительную консультацию или доступ к дополнительным информационным ресурсам (библиотека, интернет).

На 2 уроке организуется презентация творческих работ учащихся. Для того чтобы урок состоялся, необходимо четко регламентировать процедуру занятия:1 часть – презентация детских работ (3 минуты на одно выступление), 2 часть – коллективная дискуссия, самоанализ. Для более продуктивной работы учащимся предлагается по ходу просмотра презентаций кластеров заполнить карты оценки докладов (см. приложение №4). Выступающий член команды во время презентации должен объяснить аудитории изученную проблему, задачи работы, содержание схемы и выводы по теме, а слушатели – заполнить карты (каждый ученик самостоятельно). Очередность выступлений была оговорена предварительно и зависела от темы выступления группы:

  1. Причастие как часть речи;

  2. Строение причастия;

  3. Отличие краткого причастия от краткого прилагательного;

  4. Причастный оборот;

  5. Не с причастием;

  6. Н/НН в причастии.

За доклад выставляется индивидуальная оценка, которая при условии успешной защиты может быть засчитана в качестве зачетной. Учащимся было предложено также определить внутри группы ученика, которого можно рекомендовать освободить от зачета в качестве поощрения. Это стало дополнительным стимулом для продуктивной работы команд.

Коллективная дискуссия была организована на основе анкеты участника проекта (см. приложение №5), которая была выдана учащимся предварительно, и анализа реализации группового плана действий (см. выше). Структура и регламент дискуссии были заранее четко определены:

  1. Самоанализ группы на основе анкеты участника проекта, предварительное оценивание процесса и результатов собственной деятельности. Деятельность каждого участника группы оценивается индивидуально. Выступает один человек от группы, регламент – 2 минуты.

  2. Выступление представителя группы, выбранной (самостоятельно) в качестве эксперта: вопросы, комментарий к самоанализу и докладу, итоговое оценивание. Регламент – 1 минута.

Оставшиеся в резерве 9 минут урока используются для подведения общих итогов проектной деятельности учителем и инструктажа по выполнению домашнего задания (подготовка к теоретическому зачету, исправление ошибок и недочетов проекта).

Реализация урока-зачета происходит в нетрадиционной форме: учащиеся класса создают индивидуальные проекты (без использования вспомогательной литературы) в форме научного сочинения «Причастие – самостоятельная часть речи или особая форма глагола?» Так как для учащихся 7 класса жанр научного сочинения сложен, в качестве помощи учителем предлагается опорная таблица (см. параграф 2.2.), где обозначен план работы, дано общее вступление, актуализирующее заявленную проблему, вспомогательные проблемные вопросы, решение которых позволит учащимся успешно справиться с проектом. Форма сочинения для зачета была выбрана неслучайно: она позволяет в рамках одного урока определить глубину понимания всей темы «Причастие» (а не отдельного раздела), выяснить уровень овладения коммуникативной, культурологической и языковедческой компетенциями каждого учащегося.

Учащимся, освобожденным от прохождения теоретического зачета, в качестве дифференцированного задания в это время предлагается выполнить следующий практико-ориентированный проект: «Тренажер по теме «Причастие». Данное практическое пособие впоследствии (при условии его успешного выполнения) может быть использовано для индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми, в качестве повторительно-обобщающего, домашнего или проверочного задания. Наиболее целесообразно организовать работу в парах, чтобы не отвлекать остальных учащихся излишним шумом, но иметь возможность обсуждения путей решения поставленной задачи. Для работы группам выдаются различные сборники-практикумы.

Важно, чтобы при работе над данным проектом учащиеся не только скомпоновали упражнения в определенном порядке, но и при помощи аннотации пояснили, какие практические навыки позволяет сформировать каждое конкретное упражнение и почему упражнения необходимо выполнять именно в заданной последовательности. Подобные проекты – важный исследовательский материал для учителя, так как их анализ позволяет педагогу определить наиболее продуктивные и доступные виды отработки учебных навыков для учащихся конкретного класса.

Подводя итоги по работе над проектом, можно сказать, что внедрение проектной деятельности в образовательный процесс помогло повысить уровень информационной культуры и усилить мотивацию учащихся к процессу обучения.

Учительская профессия немыслима без постоянного поиска и саморазвития, поэтому многим из нас очень хорошо знакомо состояние недовольства собой, которое не позволяет останавливаться на достигнутом. Творческий человек не приемлет однообразия, шаблона, унылого стандарта, он постоянно стремится попробовать что-то новое: новые методики и технологии, подходы и учебники… Ученые советуют быть «свободными от самих себя», то есть от собственных стереотипов, которые сужают поисковую активность человека, мешают ему развиваться, стремиться к познанию нового.

Если процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".

Каждый, кто пытался описывать свой педагогический опыт, знает, как трудно это сделать. Конечно, можно разложить по полочкам принципы и идеи, методы и приемы, но какими словами передать атмосферу урока: удивительное душевное единение с детьми, радость познания и блеск неожиданной мысли? Как описать импровизацию, вдохновение, творчество?


2.2. Методический паспорт проекта по русскому языку по теме «Причастие»


Творческое название проекта: «Часть речи, причастная к глаголу,

в образе прилагательного»

В.И.Даль «Толковый словарь

живого великорусского языка»

Предмет: русский язык

Класс: 7

Типология проекта: информационно-исследовательский (двухчастный)

Резюме: проект направлен на формирование системы знаний учащихся по теме «Причастие», обучение навыкам социальной деятельности (самостоятельной работы, планирования и прогнозирования, поиска, обработки и создания информационного материала), развитие коммуникативных навыков, повышение познавательной активности через использование технологии проектного обучения.

1 часть. «Портфолио» кластеров по теме «Причастие».

Основополагающий вопрос:

«В чем заключается проблема определения причастия как части речи»?

Педагогические проблемы и потребности: сложность и неоднозначность информационного поля по теме, недостаточный уровень навыков самостоятельной работы учащихся, слабая обеспеченность учебного процесса наглядными пособиями.

Цели.

Образовательные:

обобщающее повторение изученного по теме «Причастие» материала, закрепление полученных теоретических знаний;

развивающие:

активизация исследовательского и логического мышления; развитие информационной культуры, коммуникативных навыков; повышение мотивации к изучению темы;

воспитательные:

формирование интеллектуально-познавательной компетентности, навыков командной работы; воспитание бережного отношения к русскому языку.

Количество часов: 2

Структура проекта:


Проблемный вопрос

Темы исследования

Параграф учебника

1.Как определить причастие?

Причастие как часть речи (кластер)

132 - 134

2.Как образуется причастие?

Строение причастия (кластер)

136 - 138

3.Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?

Правописание -нн- в причастиях (кластер)

139

4.Как писать не с причастием?

Правописание НЕ с причастием (кластер)

140

5.Как отличить краткое причастие от полного?

Две формы причастия (кластер)

133,140

6.Как отличить краткое причастие от краткого отглагольного прилагательного?

Краткая форма причастия и прилагательного (кластер)

100, 137


Этапы реализации проекта:


Стадия работы над проектом

Содержание работы

Сроки реализации

Подготовка

Определение темы и целей проекта, аргументация актуальности работы

Урок

Планирование

Формулирование проблем, предмета и объекта исследования и распределение задач между членами команд

Исследование

Определение методов исследования и источников информации. Выдвижение гипотез решения проблем, разработка путей ее решения

Результаты, выводы

Анализ информации, формулирование выводов и оформление результатов исследований

Домашнее задание

Представление (отчет)

Презентация творческих работ

Урок

Оценка результатов и процесса

Коллективное обсуждение и самоанализ

Коррекция

Исправление ошибок и недочетов

Домашнее задание





















Ожидаемые результаты:

1) практический внешний результат - «Сборник кластер-схем» по теме «Причастие»; 2) интеллектуальный внутренний результат - обобщение, закрепление и присвоение теоретических знаний по теме учебного материала (подготовка к теоретическому зачету).

3)повышение мотивации к обучению, улучшение успеваемости, снижение уровня тревожности;

4)повышение уровня социальных (надпредметных) навыков учащихся;

5)разработанные творческими группами учащихся под руководством учителя учебные материалы готовы к использованию в учебной деятельности.

2часть. Научное сочинение по теме «Причастие».

Основополагающий вопрос:

«Причастие – самостоятельная часть речи или особая форма глагола?»

Цели.

Образовательные:

сопоставление и синтез сведений о причастии со знаниями о глаголе и прилагательном;

развивающие:

активизация исследовательского и логического мышления; развитие информационной культуры, письменной речи;

воспитательные:

формирование интеллектуально-познавательной компетентности, навыков самостоятельной работы; воспитание бережного отношения к русскому языку,


Структура 2 части:


1. План сочинения

2. Общее вступление

3.Вспомогательные проблемные вопросы

1. Вступление. Проблема определения причастия.

2. Основная часть. Морфологические и синтаксические признаки причастия.

2.1. Признаки глагола.

2.2. Признаки прилагательного.

2.3. Проблема определения начальной формы причастия

2.4. Строение причастия.

3. Заключение. Определение

причастия.

В русском языке существует 2 точки зрения на проблему определения причастия. Одни ученые считают, что причастие – это самостоятельная часть речи, другие – особая форма глагола. Какое из определений является наиболее точным?

Попробуем самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос.

1.Признаки какой части речи являются постоянными у причастия и почему?

2. Почему прилагательное не является особой формой существительного?

3.Почему причастие не можем быть особой формой прилагательного?

4. Инфинитив или форма м.р., ед.ч., им.п. является начальной для причастия?

5.Суффиксы причастий играют формообразующую или словообразовательную роль?


Ожидаемые результаты:

1) практический внешний результат – научное сочинение «Причастие – это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?»;

2) интеллектуальный внутренний результат - обобщение, закрепление и присвоение теоретических знаний по теме учебного материала (успешная сдача теоретического зачета).

Базовый учебник:

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория: учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - 12 изд. – М.: Просвещение, 2004.

Результаты деятельности учащихся: см. приложение № 9, 10, 11



2.3. Прблема эффективности реализации проекта


Разработка критериев для оценки результатов деятельности учащихся – один из самых важных аспектов планирования и организации учебного проекта. Важность его определяется не только тем, что они являются инструментом измерения соответствия результатов проекта его целям, задачам и, в конечном счете, определяют эффективность проекта. А в большей степени тем, что являются инструментом управления деятельностью учащихся, теми ориентирами, которые позволяют направлять эту деятельность и достигать максимальной эффективности исследования.
Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, суждение. Основные этапы работы по формированию критериев.
1. Постановка цели проекта.
2. Определение формируемых компетентностей.
3. Постановка дидактических задач.
4. Определение ключевых положений представления исследования (выделение уровней компетентностей, в том числе представлений, знаний, умений, а так же соответствие полученного результата цели и задачам проекта).
5. Формализация ключевых положений и определение требований.
6. Формулирование критериев.
7. Оформление критериев оценки.

Традиционная пятибалльная система для оценки достижения новых образовательных результатов учащихся не подходит, так как деятельность невозможно оценить с помощью количественных шкал. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей). Учителю очень важно создать у учащихся психологическую установку на анализ собственных действий. Возможно применение рейтинговой оценки (баллы могут проставляться как учителем, так и учащимися), где основными критериями являются интеллектуальная активность, умение работать в команде, уровень самостоятельности, качество оформления, актуальность, новизна предлагаемых решений.  Современная педагогическая наука предлагает несколько вариантов рейтинга (подробнее о системе оценки см. журнал «Директор школы» № 4 за 1998 г.). Основная часть работы в рамках проектной деятельности основывается на работе малых групп. Это, с одной стороны, позволяет эффективно осваивать необходимые способы деятельности. С другой стороны, такая форма организации образовательного процесса затрудняет оценку образовательных результатов для каждого отдельного ученика. Организуя процесс обсуждения проекта с учащимися, руководитель должен затронуть различные стороны работы над проектом: процесс и результат, позитив и негатив, объективную оценку продукта и субъективную степень удовлетворенности каждого участника. При оценивании эффективности проекта важно использовать оценочные листы (см. приложение №6), благодаря которым у детей появляется возможность проанализировать деятельность своей группы и свой вклад в общий проект.

Успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.

Результаты выполнения проекта могут быть отрефлексированы группой с помощью оценочной таблицы (см. приложение №7). Анкета участника проекта (см. приложение 5) также может стать эффективным средством анализа собственной деятельности либо взаимоанализа.

Учитель как руководитель учебного проекта должен уметь анализировать не только деятельность учащихся, но и свою собственную. Предлагаемый в приложении №8 список вопросов может быть использован в качестве плана самоанализа урока-проекта.

Учитель несет ответственность за результаты овладения курсом, поэтому обучение без формализованных оценок для него невозможно - оценка дает ему информацию о том, как он выполняет свою задачу, о том, как идет научение. Овладеть же сложными навыками, не получая регулярно информации о том, как идет процесс научения, практически невозможно.

Таким образом, есть, как минимум, две функции оценки, которые делают ее неотъемлемой частью образовательного процесса в школе - обратная связь и подкрепление (поощрение). От того, в какой мере школьная оценка выполняет эти функции, зависит эффективность научения. Школьная оценка может выполнять также функцию наказания, однако эту возможность необходимо свести к минимуму. Э. Стоунс утверждал: «Атмосфера конфликта - это атмосфера, вредная для научения. Небольшая тревожность по отношению к задаче научения может оказаться полезной, но тревожность и отрицательные эмоциональные состояния, к которым приводят конфликтные ситуации, скорее всего, мешают научению». С оценкой, способствующей эффективному научению, должны быть связаны преимущественно положительные эмоциональные состояния. Наиболее полезным обычно является поощрение усилий с одновременным выявлением основных недостатков и возможных способов их преодоления.


3. Преимущества и недостатки применения технологии проектного обучения на уроках русского языка


Среди ученых не затихают споры о педагогической эффективности использования технологии проектного обучения в учебном процессе. Многие считают, что на уроках русского языка данная технология имеет относительно низкую эффективность, так как эти уроки являются предметами, где ведущую роль в логике построения образовательного процесса занимает содержание обучения. Реализация проектной деятельности, по мнению этих ученых, по данной дисциплине лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Работа с использованием технологии проектного обучения – это относительно высокий уровень педагогической деятельности, предполагающий серьезную подготовку учителя. Требования к учебному проекту особые:

1.Необходимо наличие значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, творческой, практической. Поиск значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю как руководителю проекта вместе с учащимися-проектантами.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Наиболее значимой частью плана является пошаговая разработка проекта, в которой указан перечень конкретных операций с указанием сроков и ответственных

3.Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4.Результатом работы над проектом является продукт, т.е. средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5.Проект требует на завершающем этапе презентации продукта, т.е.подготовленный продукт должен быть убедительно представлен общественности как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

6.Проект должен иметь портфолио, т.е. папку, в которой собраны рабочие материалы проекта.

Включаясь в групповую работу над проектом, подростки меньше всего озабочены правильным составом группы, соблюдением основных законов взаимодействия. Ими движет чаще всего или общий интерес, или общая цель, или дружеские симпатии. Задача педагога – помочь ребенку превратить случайно или даже спонтанно возникшую группу единомышленников в эффективно работающую команду. Для этого необходимо, чтобы ученики были знакомы с основными правилами командообразования, умели правильно и продуктивно вести себя при возникновении конфликтов, были готовы разделить ответственность за результат коллективного труда – как при успехе, так и при неудаче.

Выполнение работы должно обсуждаться на каждом этапе, так как важно вовремя найти причины неудач и понять природу достижений. Такие беседы позволяют учащимся выступить в роли экспертов. Если ошибки будут выявлены, учителю следует настроить класс конструктивно, чтобы помочь устранить недочеты. Педагогу важно создать в классе атмосферу открытости, доверия, нежелательно, чтобы задавались вопросы на дискредитацию.

Границы способности учащихся одного и того же возраста освоить те или иные способы деятельности определить заранее достаточно сложно. Школьники постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла.

В рамках работы учеников над проектом неизбежны ситуации обсуждения спорных вопросов, проверки гипотез. Иными словами, неизбежна дискуссия. Как правило, учащиеся сталкиваются с большими трудностями при обсуждении спорных вопросов, поскольку они не владеют теми способами деятельности, которые могли им помочь в подобных ситуациях. Таким образом, основная задача учителя – построить работу с детьми так, чтобы они смогли освоить основные способы деятельности, связанные с умением вести дискуссию. Это поможет учащимся не только более продуктивно организовать коммуникацию в своей проектной группе, но и эффективно использовать коммуникативные ресурсы в дальнейшем. Нельзя забывать, что дискуссия – полезное средство для решения поставленных задач. С одной стороны, она позволяет получить новые информационные ресурсы, с другой – обеспечить поддержку своим идеям.

Регламент выступления во время презентации зависит от количества презентаций в конкретном классе. Если учитель сочтет необходимым, он может сократить время подготовки и увеличить время презентации продукта. Во время подготовки презентаций педагог имеет возможность проконсультировать учащихся по запросу, сориентировать учащихся, если видит, что у них что-то не получается. Организуя процесс проведения презентаций (пространство, очередность выступлений, вопросно-ответную процедуру), учитель перед каждым выступлением дает установку в классе на доброжелательность, внимательность и диалог. Важно, чтобы учащиеся, выступая с критикой, делали это конструктивно. Учителю следует задать такой формат выступления, чтобы после окончания работы над проектом у учащихся осталось чувство удовлетворения своей работой. Если школьники при обсуждении склонны больше к критике, нежели к похвале, учителю следует найти моменты, за которые можно похвалить каждую группу. Ключевые аспекты успешной презентации:

  • соблюдение регламента;

  • соблюдение норм публичной речи;

  • понимание цели презентации;

  • осознание интересов целевой аудитории и ориентация на нее во время презентации;

  • использование специальных приемов, для того чтобы аудитории легче было воспринимать информацию (выступление должно быть структурировано, грамотно использованы наглядные материалы и невербальные средства).

Важной задачей для учителя при реализации проекта является умение привести учеников к осознанию важности активного слушания для успешной коммуникации. Умение слушать становится залогом успешной коммуникации.

Формирование информационной компетенции учащихся предполагает создание условий для того, чтобы они могли самостоятельно искать информацию. Для успешного информационного поиска в рамках проектной деятельности учащимся приходится пользоваться различной справочной литературой, каталогами. Общая логика работы учителя состоит в том, чтобы дать ученикам возможность освоить способы первичной обработки информации на актуальном для них информационном материале (например, актуальная информация для разработки и реализации проекта).

Проектная деятельность требует от учителя не только объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Поэтому учитель как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры и комплексом творческих способностей. Авторитет учителя в проектной деятельности базируется на способности быть инициатором интересных начинаний. Педагог провоцирует самостоятельную активность учащихся, бросает вызов их сообразительности и изобретательности. В ходе руководства проектом учителю приходится решать следующие задачи:

  • повышение мотивации учащихся, оказание им поддержки, поощрения, направление в сторону достижения цели;

  • владение знаниями и умениями в нескольких областях;

  • организация доступа к ресурсам;

  • руководство процессом и планирование времени;

  • организация обсуждения способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов;

  • обнаружение ошибок и организация обратной связи;

  • координация всего группового процесса;

  • анализирование результатов выполненного проекта.

Таким образом, учитель в проекте выполняет роли «энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта»

Одной из наиболее сложных проблем в проектной деятельности является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Решение этой проблемы индивидуально и зависит от множества факторов: от предыдущего опыта проектной деятельности, от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от сложности темы проекта, от характера отношений в классе и группе. Следует помнить, что развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности. Очень важно для каждой возрастной группы подобрать такие виды проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту. Однако в случае, если при выполнении задания учащиеся испытывают затруднения, учитель может вмешаться в работу групп, задав им вопросы. Планирование, реализация и оценивание проектов также должны в первую очередь оцениваться самими участниками проекта. Итоги работы учащихся по постановке проблемы учитель подводит в процессе беседы, цель такого обсуждения – способствовать тому, чтобы деятельность учащихся была осознанной. Контрольной функции (проверить знания по теме) беседа носить не должна.

Дискуссионным также остается вопрос о совместимости проектной деятельности с классно-урочной системой. Практика работы показывает, что проект сложно «вписать» в урок продолжительностью 45 минут, проектная деятельность очень энергозатратна, а свободного ресурса времени у учителя просто нет (выполнение программы строго регламентировано). Наиболее эффективные проекты занимают 4-7 уроков, где в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние 2 урока (спаренные) используются для презентации подготовленных проектов.

Каждый учитель, приступая к реализации проектной деятельности сам определяет оптимальное соотношение времени, отводимого на традиционную классно-урочную и на проектную деятельность. Но независимо от вариантов, роль системообразующего фактора всегда сохраняется за уроком.

Традиционная классно-урочная система создает «содержание образования», а проектная деятельность при правильной ее организации наполняет смыслом деятельность детей в ходе выполнения проекта. В проектной деятельности формируется опыт ребенка «быть личностью» - личностный опыт. Это опыт осмысленного и отрефлексированного поведения в мире, что значительно важнее предметных ЗУНов и умений проектирования. Внутренним результатом проектной деятельности для ребенка является накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих позиций.


Список литературы

1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - 13 изд. – М.: Просвещение, 2006 .

2.Бархаев Б.П. Новые аргументы в педагогических технологиях// Школьные технологии.-1907.-№4.-С.47-52.

3.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - Москва: Педагогика, 1989. 

4.Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы.-1995.-№6

5.Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М: Народное образование, 2001.-128с.

6.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - Москва, 1996.

7.Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование.-2001. -240с.

8.Громов С.А. Русский язык. 7 кл. Часть1. – М.: «Ковчег», 1995.

9.Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе)/ Под ред. Проф. Е.Я. Когана.- Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.-224с.

10.Гульчевская В. Г. Педагогические основы проектной деятельности// Практические советы учителю. Методический журнал Ростовского ОИПК и ПРО. – 2003. - № 4. 11.Днепров Э. Попытка пересмотра содержания образования удалась не полностью// Учительская газета.- 2002.- №45.-С.14-17.

12.Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - Москва: Академия, 2001.   13.Зверева Н.М. Практическая дидактика. - Москва: Педагогическое общество Рос­сии, 2001. 

14. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft)/ Общая ред. Ястребовой Е.Н. и Быховского Я.С. –М.:2004. 364с.

15.Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. - М.: Педагогика, 1987.
16.Ксензова Г.Ю. Перспективные педагогические технологии: уч.-мет.-пособие. – М.: Пед. общество России, 2001.-240с.

17.Миндарова В.А Оценка без отметки. /., Романеева М.П., Суховерша Л.А. и др.//под ред.
18.Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - Москва: «Гном и Д», 2001. 19.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образрвания / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др: уч. пособие для студентов высш. и сред. пед.учеб. вузов и системы повышения пед. кадров/ под ред. Полат.Е.С. – М.: Академия, 2001.

20.Полонский В.М. Оценка знаний школьников. - М.: Знание, 1981.
21.Разумовская М.М. и др. Русский язык: учеб. для общеобразоват. учреждений / Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.; стереотип. – М.: Дрофа, 2001.

22.Рик Т.Г. Привет, причастие! – М.:РИО «САМОВАР», 1998.-248с.

Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,1999.-315с.

23.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии:.учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.-255с.

24.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.-3-е изд., испр. И доп.-М.: АРКТИ, 2006.-80с.

25.Смирнов С.А., Котов И.Б. и др. Педагогика: пед. теории, системы, технологии: учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. завед./ Под ред. Смирнова С.А. – М.: Академия, 2001.-267с.

26.Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М.: Педагогика, 1984.
27.Черепанова Л.В. Проектная деятельность // Рус. Словесность.-2006.-№5.-С.2-8

28.Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Дидактические и психопед. основания обр. технологий. – М.: Пед. поиск, 2001.-276с. 29.Шматуха В.А. Технологизация образования как средство придания ему качества, соответствующего базовым основаниям новой образовательной парадигмы//Муниципальная система обазования: проблемы модернизации, творческий поиск, решения// Управление образования мэрии г. Ярославля.-2004.-С.34-44.

30.Шматуха В.А.,Швецова С.В. Личностно-ориентированное обучение как средство оптимизации взаимодействия в системе «Педагог-Учащийся» // Учебный год.-2005.-«2.-С.3-8. 31.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - Москва: Сентябрь, 1996.


Нормативные документы:

1. СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

www.ed.gov.ru

2. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ www.ed.gov.ru

3. Методическое письмо. О преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. www.ed.gov.ru

















Приложение №1


№ Урока

Поурочное планирование по теме «Причастие» по русскому языку в 7 классе



1.

Причастие как часть речи



2-3.

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий



4.

Причастный оборот, выделение причастного оборота запятыми



5.

Действительные и страдательные причастия



6.

Краткие и полные страдательные причастия



7-8.

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени



9.

Действительные причастия прошедшего времени



10-11.

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени



12.

Страдательные причастия прошедшего времени



13.

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях



14-15.

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных



16-17.

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных



18.

Морфологический разбор причастия



19-20.

Слитное и раздельное написание не с причастиями



21.

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий



22-23.

Проектная деятельность. Реализация проекта по теме «Причастие»: урок-исследование и урок-презентация



24.

Теоретический зачет по теме «Причастие» в виде проекта «Научное сочинение»



25.

Контрольный тест



26.

Работа над ошибками, допущенными в контрольном тесте



27.

Контрольный диктант



















Приложение №2


SWOT-анализ проблемных зон по теме «Причастие» (7 класс)


п/п

Тема

Усвоили хорошо

Испытывают трудности

Сложно сказать

1.

Причастие как часть речи

Олькова В.

Даутов Д.


2.

Строение причастия

Сайфуллина А.

Галиуллин П.

Решетникова

3.

Краткая форма причастия и прилагательного

Ганеева Л.

Стихин В.


4.

Не с причастием

Ибрагимова В.

Макаев И.


5.

Н/нн в причастии

Олькова В.

Сорокин М.


6.

2 формы причастия

Коновалов А.

Рюмшина Д.




Приложение№3


Групповой план действий


№п/п

Действия

Комментарий

1.

Распределение обязанностей


2.

Формулировка проблемного вопроса


3.

Определение источников информации


4.

Обобщение информации в схеме


5.

Оформление работы


6.

Подготовка выступления


7.

Самоанализ


8.

Вопросы, трудности










Приложение №4

Критерии оценки доклада


Группы

Критерии оценки

1

2

3

4

5

6

Обоснование темы, актуальность и практическая значимость

+

+

+


 

 

Полнота и логика изложения материала Соответствие содержания доклада теме

+

+

+

 

 

 

Громкая и четкая речь, соблюдение регламента

_

+

+

 

 

 

Доступность изложения, обоснованность выводов, четкость ответов на вопросы

+

+

+

 

 

 

Отсутствие фактических и речевых ошибок

+

_

+




Итого

4

4

5

 

 

 



Приложение №5


Анкета участника проекта

  • Что нового вы узнали во время работы над проектом?

  • Какие рекомендации вы могли бы дать другим участникам проекта?

  • Какие сложности возникли во время выполнения проекта?

  • Кто в группе выступил в роли лидера?

  • Случались ли во время выполнения проекта конфликтные ситуации в группе?

  • В чем заключается опасность конфликтов в условиях командной работы?

  • Удалось ли использовать все возможности группы?

  • Легко ли вам было оценивать работы товарищей?

  • Какую оценку вы бы рекомендовали поставить своей группе? Аргументируйте свой ответ.

  • Что бы вы назвали своим успехом, достигнутым в ходе проекта?

  • Слаженно ли работала ваша группа?

  • Как распределялись обязанности в вашей группе?

  • Хотелось ли кому-то поменять свои обязанности, пробовал ли он это сделать?

  • Должны ли в команде все действовать и рассуждать одинаково?

  • Всегда ли команда лучших друзей наиболее эффективна?

  • Члены команды соперничали или сотрудничали друг с другом?

  • Что вам понравилось в выступлениях одноклассников?

  • Сложно ли было выступать перед аудиторией?

  • Что бы вы изменили в своей презентации?

  • Какой вопрос аудитории показался вам наиболее интересным?

Приложение №6

Оценочный лист презентационного выступления

Параметры оценивания

Оценка выступления

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



С

О

Д

Е

Р

Ж

А

Н

И

Е

1.Понятность, точность, соответствие теме











2.Наличие основополагающего вопроса











3.Наличие ответа на основополагающий вопрос











4.Наличие проблемы (проблемных вопросов)











5.Концептуальность (соответствие идее)











6.Логичность (наличие плана и следование ему)











7.Научность (указание на источники)











8.Наличие логических операций

Анализ











Синтез











Сравнение











Классификация











Интерпретация











Д
И
З
А
Й
Н

1. Соответствие содержанию











2.Общее эстетическое впечатление











3.Целесообразность схем и рисунков











4.Сочетаемость компонентов: текст, цвет, фон











5.Функциональность ссылок, сопровождающих материал











6.Музыкальное сопровождение











Р

Е
Ч
Ь

1. Отсутствие речевых, орфографических, пунктуационных ошибок











2.Стилистическая точность и целесообразность











3.Лаконичность











4.Свобода речи, выразительность











Г

Р

У

П

П

А

1.Командность











2.Индивидуальный вклад каждого члена группы

№1











№2











№3











Итог

24-20 баллов – «5»

19-16 баллов – «4»

15-12 баллов –«3»












Приложение №7


Оценочная таблица


Удачные находки нашей группы

Наиболее ценное в выступлениях других групп

Информация, которой нам не хватило

Избыточная информация

Интересные впечатления

Рекомендации одноклассникам

Главные выводы









Приложение №8


Плана самоанализа урока-проекта


1.Каковы цели и задачи урока, насколько они были реализованы?

2.К какому типу относится проект, почему?

3.На сколько уроков был рассчитан проект, почему?

4.Какие этапы проект были представлены на уроке?

5.Насколько четко была структурирована деятельность учащихся?

6.Какие исследовательские методы использовались в работе, на каких этапах?

7.Какова степень самостоятельности учащихся?

8.Как учитывались индивидуальные особенности учащихся?

9.Какие межпредметные связи удалось реализовать в ходе проекта?

10.Использовались ли современные информационные технологии?

11.Какова актуальность и значимость проблемы, лежащей в основе проекта?

12.Насколько грамотно были сформулированы гипотезы проекта?

13.Достаточна ли глубина анализа проблемы учащимися?

14.В чем продвинулись учащиеся в ходе реализации проекта?

15.Достигнуты ли в ходе выполнения проекта поставленные цели?

16.Преимущества и недостатки использования технологии проектного обучения при изучении данной темы?

17.Какой из этапов проекта оказался наиболее трудным для ребят и почему?

18.Что в следующий раз стоит сделать по-другому и почему?

















Приложение №9


«Портфолио» кластеров по теме «Причастие»,

выполненное учащимися 7 класса в ходе реализации

проекта по русскому языку

1.Причастие как часть речи



Рисованный, нарисованный,

нарисован


Какой?

Каков?



Род, число, падеж

Признак предмета

Возвратность, вид, время

Зависимое существительное или наречие

Полная и краткая форма












2.Строение причастия









3.Правописание -нн-/-н- в причастиях






вареный



сваренный




Варенный на костре

маринованный

сварены














4.Не с причастиями





Не употребляется без не

Ненавидящий взгляд

Есть противопоставление

Не увядшие, а свежие цветы

Письмо не отправлено














5.Две формы причастия



















6.Краткая форма причастия и прилагательного





Признак по действию самого предмета

Преобразуется в полную форму

Временный признак

Девочка организованна

Собрание организовано


















Приложение №10


Научное сочинение

«Причастие – самостоятельная часть речи или особая форма глагола?»

ученицы 7 класса Ольковой Влады.


В русском языке существует 2 точки зрения на проблему определения причастия. Одни ученые считают, что причастие – это самостоятельная часть речи, другие – особая форма глагола. Какое из определений является наиболее точным?

Попробуем самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос.

Во-первых, мы знаем, что причастие обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства глагола и прилагательного, отвечает на вопросы «Какой? Что делающий?». Во-вторых, такие признаки, как способность изменяться по родам, числам и падежам, согласование с существительным, наличие полной и краткой формы, функция определения в предложении заимствованы у прилагательного. А наличие возвратности, вида, времени, возможность иметь при себе в качестве зависимых слов существительные и наречия – у глагола. Следует также отметить, что причастие образуется от глагола.

Какие признаки более важные: прилагательного или глагола? В ходе морфологического анализа мы видим, что признаки глагола у причастия являются постоянными, а прилагательного – непостоянными, следовательно, признаки, заимствованные у глагола, более значимы. Это, по-видимому, одна из причин, по которой причастие считают особой формой глагола. Тогда начальная форма причастия – инфинитив, как у глагола, а суффиксы причастия являются формообразующими и в основу не входят так же, как суффикс -ть у инфинитива или суффикс -л- у глагола прошедшего времени.

Но суффиксы причастий, кроме грамматического значения, имеют еще и лексическое: по ним определяется тип причастия (действительное или страдательное). Значит, они выполняют и словообразовательную функцию, т.е. создают новые слова, а не формы слов. Тогда причастие все-таки будет являться самостоятельной частью речи.

Таким образом, получается, что оснований спорить у ученых-лингвистов по поводу определения причастия более чем достаточно, так как причастие – это уникальная по своим признакам часть речи.








Приложение №11


Отслеживание результатов внедрения технологии проектного обучения при изучении темы «Причастие» по русскому языку в 7 классе МОУ СОШ 125

п/п

Фамилия, имя ученика (-цы)

Рез-ты

зачета и теста

по теме

Самооценка общеучебных

умений: «Проект помогает…»

Взаимооценка навыков командной работы: «Проект учит…»

Педагогический комментарий

1.

Будкина Даша

5

5

планировать работу

доверять группе

Результаты подтвердились

2.

Власова Оксана

4

Докл

5

учиться выступать на публике

слушать других

Речевые ошибки в докладе

3.

Гатилов Артем

3

3

работать с информацией

слушать и слышать

Результаты подтвердились

4.

Егоров Артем

3

4

понимать свои трудности

не бояться предлагать свой вариант решения

Стал смелее высказывать свое мнение

5.

Зотова Настя

5

4

учиться доказательности, аргументированности

доверять

друг другу

Результаты выше ожидаемых

6.

Иванов Миша

4

4

работать с информацией

доверять группе

Стал внимательнее

7.

Козырева Маша

5

Докл

4

учиться выступать на публике, отвечать на незапланированные вопросы

быть лидером, помогать тем, кто нуждается в помощи

Освобождена от зачета

Результаты выше ожидаемых

8.

Кравцова Настя

5

Докл

5

анализировать информацию, критически ее оценивать

брать на себя ответственность за результат

Освобождена от зачета

Результаты подтвердились

9.

Кудрявцева Кристина

5

5

систематизировать, обобщать информацию

Быть лидером, не бояться ответственности.

Освобождена от зачета

Проявились лидерские качества, результаты выше ожидаемых

10.

Кузнецов Антон

3

3

проанализировать пробелы в теме

спрашивать совета у группы

Стал лучше ориентироваться в материале

11.

Кузнецов Ваня

4

4

выделять главное, определять понятия, сравнивать

ответственности и вниманию к одноклассникам

Научился разделять главное и второстепенное

12.

Курочкин Алеша

3

4

работать с информацией

не бояться ошибиться

Стал смелее высказывать свое мнение

13.

Летуновский Артем

4

4

искать ответы на вопросы, решать проблемные задачи

принимать помощь сверстников

Стал лучше ориентироваться в материале

14.

Лоткова Карина

5

5

творчески перерабатывать

информацию

помогать тем, кто просит о помощи.

Освобождена от зачета

Результаты подтвердились

15.

Лызо Алла

4

4

искать ответы на

вопросы, думать, спорить

сотрудничесту

Научилась прислушиваться к мнению ребят

16.

Мельник Ваня

4

4

выделять главное, определять понятия, сравнивать

анализировать свое поведение

Улучшил навыки самоанализа

17.

Мухтаров Камал

4

Докл

5

выбрать наилучший путь достижения цели

самоанализу


Нет четкости в ответах на вопросы

18.

Новожилова Оксана

4

4

думать, спорить, определять источники информации

принимать помощь одноклассников

Стала лучше ориентироваться в учебном материале

19.

Огурцов Семен

4

4

систематизировать, обобщать информацию

доверять

друг другу

Научился ответственности, корректности в общении

20.

Пискунов Антон

5

4

выделять главное, определять понятия, сравнивать

с уважением относиться к любому мнению

Улучшил навыки самоанализа

21.

Романюк Артем

3

4

осознать трудности

доверять

друг другу

Стал лучше ориентироваться в учебном материале

22.

Синотов Денис

4

4

искать ответы на вопросы,

решать проблемные задачи

слышать и понимать друг друга

Научился ответственности и внимательности

23.

Смирнова Аня

5

5

самостоятельно добывать знания, обобщать информацию в схеме

Не бояться быть лидером.

Освобождена от зачета

Результаты выше ожидаемых

24.

Солдатова Настя

5 Докл

5

сравнивать, классифицировать понятия

брать нак себя ответственность за результат

Освобождена от зачета Результаты подтвердились

25.

Чагаев Ваня

3

3

лучше понять себя, оценить свои возможности,

принимать помощь сверстников

Стал внимательнее

26.

Шалугина Ксения

4

Докл

5

искать ответы на неожиданные

вопросы

самоанализу


Нарушение регламента доклада

Итого: «5» - 9, 9;

«4» - 11, 14;

«3» - 6, 3;

«2» - 0, 0.

Выводы: применение технологии проектной деятельности при подготовке к теоретическому зачету по теме «Причастие» в 7 классе позволило создать условия для усиления мотивации учащихся к углубленному самостоятельному изучению темы, организовать взаимопомощь по устранению пробелов в знаниях, повысить уровень общеучебных компетенций учащихся.







Приложение №12


Контрольный тест по русскому языку по теме «Причастие» в 7 классе

1.Цель: проверить усвоение базовых понятий и умений по теме «Причастие».

2.Время выполнения: 45 минут

3. Структура теста:


№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Уровень

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

Баллы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

3

2


4.Содержание теста:

- грамматические признаки причастия;

- гласные перед –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных;

- краткие причастия и краткие прилагательные;

- морфемика причастий;

- н- и –нн- в отглагольных прилагательных и причастиях;

- не с причастиями и прилагательными;

- знаки препинания при причастном обороте;

- употребления причастий в речи;

- различие отыменных, отглагольных прилагательных и причастий.


5.Норма оценки:


Отметка

«3»

«4»

«5»

Обязательная часть

6 баллов

7 баллов

9 баллов

Дополнительная часть

_

5 баллов

6 баллов



6.Инструкция по проверке:


1 вариант


Основная часть

Дополнительная часть

п/п

Ответ

п/п

Ответ

Пояснение

1.

Б

11.

Б


2.

Г

12.

Б, В

Б.Состав играющих за «Динамо» хоккеистов сегодня несколько изменен.

В.Мне было поручено уничтожить о снайпера, засевшего на высоте «830». (Восстановлен порядок слов)

3.

В

4.

Б

5.

Г

13.

А. Жителям села, пострадавшим от наводнения, была оказана помощь.

Б. На вопрос, заданный мною, я получил исчерпывающий ответ.

В. Размытая и разрушенная, плотина мельницы представляла жалкое зрелище. (Причина)

6.

Б

7.

А

8.

А

9.

А

14.

По традиции, установившейся в нашей стране, 1 сентября отмечается День знаний.

10.

Г



2 вариант


Основная часть

Дополнительная часть

п/п

Ответ

п/п

Ответ

Пояснение

1.

А.

11.

А.


2.

Г.

12.

А, В

А. Ветер, свирепствовавший всю ночь, срывал с деревьев сухие листья.

В. По независящим от центрального телевидения причинам мы не можем продолжить передачу.

(Восстановлен порядок слов)

3.

Б.

4.

А.

5.

А.

13.

А. В домике, стоящем на окраине Клина, находится музей Петра Ильича Чайковского.

Б. Материалы, собранные в музее, говорят об огромной напряженной работе Чайковского.

В. Созданные великим композитором оперы знают и любят во всем мире.


6.

Б.

7.

А.

8.

Г.

9.

А.

14.

Пловец, борющийся с бурей, приближался к берегу.


10.

А.

















1 вариант


Обязательная часть


1.Найдите словосочетание причастие + существительное (главное слово):

А. Ледяное поле

Б. Грохочущие волны

В. Причудливые горы

Г. Живая природа


2.Укажите словосочетание причастие (главное слово) + существительное:

А. Успокоившиеся волны

Б. Ломающиеся глыбы

В. Просыпающийся мир

Г. Озаренные солнцем


3.Укажите суффиксы страдательных причастий настоящего времени:

А. –нн-,-енн-

Б. –ш-,-вш-

В. -ом-,-им-

Г. -ащ-,-ущ-


4.В каком случае следует писать суффикс –ащ-?

А. Рису…щий ребенок

Б. Леч…щий врач

В. Стел…щийся дым

Г. Кол…щий предмет


5.В каком случае следует писать Е?

А. Нач…тый рассказ

Б. Увеш…нная орденами грудь

В. Бор…щийся народ

Г. Удосто…нный награды ветеран

6. В суффиксе какого слова не следует писать –НН-?

А. Купле…ный календарь

Б. Пушка заряже…на

В. Слома…ный карандаш

Г. Невымоще…ная улица


7. В каком сочетании НЕ пишется слитно?

А. (Не)прекращающийся дождь

Б. (Не)покрытая снегом земля

В. Комната (не)освещена

Г. (Не)исследованная, а дикая тайга


8. Для какого из подчеркнутых слов в словосочетаниях А-Г верно указаны грамматические признаки?

А. Расклеенные афиши – страдательное причастие прошедшего времени

Б. Гуляющий по бульвару – имя прилагательное

В. Путаный след – действительное причастие настоящего времени

Г. Улетевшие птицы – действительное причастие

настоящего времени


9. Найдите слово, в суффиксе которого пишется Е:

А. Лиш…нный

Б. Шапч…нка

В. Камыш…вый

Г. Морж…вый


10. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

А. Я смотрел на пруд, залитый лунным светом.

Б. Кое-где виднеются брошенные в яркую зелень черные зеркала воды.

В. По степи, не успевшей остыть за ночь, уже тянет опять теплый ветер.

Г. Обширна и многообразна, родившая нас степь.


Дополнительная часть


11. (2 балла) От какого глагола можно образовать страдательные причастия прошедшего времени?

А. Сидеть

Б. Вырасти

В. Сгореть

Г. Гнать


12. (2 балла) В каких предложениях нарушены литературные нормы? Запишите переделанные предложения.

А. Мы вышли на лужайку, поросшую камышами и осокой.

Б. Состав играющих хоккеистов за «Динамо» сегодня несколько изменен.

В. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на высоте «830».


13. (3 балла) Спишите, расставляя знаки препинания.

А. Жителям села пострадавшим от наводнения была оказана помощь.

Б. На вопрос заданный мною я получил исчерпывающий ответ.

В. Размытая и разрушенная плотина мельницы представляла жалкое зрелище.


14. (2 балла) Перестройте предложение: распространенное определение поставьте после определяемого слова. Запишите полученное предложение.

По установившейся традиции в нашей стране 1 сентября отмечается День знаний.















2 вариант


Обязательная часть


1.Найдите словосочетание причастие + существительное (главное слово):

А. Колеблющийся свет

Б. Небесный свод

В. Мерцающие звезды

Г. Сверкающий снег


2. Укажите словосочетание причастие (главное слово) + существительное:

А. Грохочущие волны

Б. Желтеющие нивы

В. Затихшие дети

Г. Возмущенные обманом


3. Укажите суффиксы действительных причастий прошедшего времени:

А. –нн-,-енн-

Б. –ш-,-вш-

В. -ом-,-им-

Г. -ащ-,-ущ-


4. В каком случае следует писать суффикс –ящ-?

А. Ненавид…щий взгляд

Б. Сверка…щий снег

В. Сгуща…щиеся облака

Г. Колыш…щийся камыш


5. В каком случае следует писать Е?

А. Брош…нный дом

Б. Уход…щий год

В. Рассказ…нный эпизод

Г. Сража…щийся воин


6. В суффиксе какого слова не следует писать –НН-?

А. Пече…ный в золе картофель

Б. Стекла выставле…ны

В. Непогаше…ная известь

Г. Прочита…ная книга


7. В каком сочетании НЕ пишется слитно?

А. (Не)греющее солнце

Б. (Не)смолкающие до ночи сверчки

В. (Не)замерзшая, а по-прежнему бегущая девочка

Г. Рабочие (не)сокращены


8. Для какого из подчеркнутых слов в словосочетаниях А-Г верно указаны грамматические признаки?

А. Потерявший книгу – страдательное причастие настоящего времени

Б. Тающий снег – имя прилагательное

В. Вязаный платок – действительное причастие настоящего времени

Г. Забытая книга – действительное причастие прошедшего времени


9. Найдите слово, в суффиксе которого пишется О:

А. Лавч…нка

Б. Ландыш…вый

В. Освещ…нный

Г. Луч…вой


10.В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

А. Траву скошенную, но еще не высушенную, сгребли в копны.

Б. Каждый звук, шорох птицы, шелест упавшего листа кажется громким.

В. Окруженное легкой мутью, показалось багровое солнце.

Г. Огни, мерцавшие в окнах, слабо освещали дорогу.


Дополнительная часть


11. (2 балла) От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени?

А. Сказать

Б. Решить

В. Читать

Г. Видеть


12. (2 балла) В каких предложениях нарушены литературные нормы? Запишите переделанные предложения.

А. Ветер свирепствовавший срывал всю ночь с деревьев сухие листья.

Б. Между колесами телег, полузавешенных коврами, горит огонь.

В. По независящим причинам от центрального телевидения мы не можем продолжить передачу.


13. (3 балла) Спишите, расставляя знаки препинания.

А. В домике стоящем на окраине Клина находится музей Петра Ильича Чайковского.

Б. Материалы собранные в музее говорят об огромной напряженной работе Чайковского.

В. Созданные великим композитором оперы знают и любят во всем мире.


14. (2 балла) Перестройте предложение: распространенное определение поставьте после определяемого слова. Запишите полученное предложение.

Борющийся с бурей пловец приближался к берегу.












Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее