«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Презентация урока-практикума по русскому языку в 7 классе по теме «Правописание суффиксов действительных причастий»

Презентация урока-практикума по русскому языку в 7 классе по теме «Правописание суффиксов действительных причастий».

Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля и взаимоконтроля.

Форма работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Технологии: технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии.

Вид урока: урок комплексного обобщения знаний.

Тип урока: урок актуализации практических компетенций и речевого развития обучающихся.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Десятое октября  Классная работа   Правописание суффиксов действительных причастий

Десятое октября Классная работа

Правописание суффиксов действительных причастий

Цели урока:

Цели урока:

  • Обучающая – закрепить знания об образовании действительных причастий настоящего и прошедшего времени; о причастии как особой форме глагола.
  • Развивающая – самостоятельно находить причастия в тексте и предложениях, различать их по значению; вырабатывать навыки правописания суффиксов и окончаний причастий; навыки выделения причастного оборота.
  • Воспитательная – воспитывать любовь к окружающему миру .
Сергей Александрович Есенин

Сергей Александрович Есенин

«Закружилась листва золотая…» Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. Я сегодня влюблен в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол. Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол. И в душе и в долине прохлада, Синий сумрак как стадо овец, За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец.

«Закружилась листва золотая…»

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,

Синий сумрак как стадо овец,

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Экспресс-опрос  Сии глагольные имена служат к сокращению     человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.        М. Ломоносов

Экспресс-опрос

Сии глагольные имена служат к сокращению  

человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.

  М. Ломоносов

Найдите словосочетание   х     действительное причастие  настоящего времени + сущ.:  повеявший ветерок  стелющийся туман  раскрашенные деревья  готовящий запасы  ползучее растение

Найдите словосочетание х действительное причастие настоящего времени + сущ.:

повеявший ветерок

стелющийся туман

раскрашенные деревья

готовящий запасы

ползучее растение

В каком случае суффиксы действительных причастий настоящего времени указаны правильно:    а) -вш-, -ш-;  б) -ущ-, -уч-, -яч-, -ящ-;  в) -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-;  г) -ем-, -ом-, -им-.

В каком случае суффиксы действительных причастий настоящего времени указаны правильно:

а) -вш-, -ш-; б) -ущ-, -уч-, -яч-, -ящ-; в) -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; г) -ем-, -ом-, -им-.

Действительные причастия    обозначают признак лица или предмета, который сам производит действие:   пожелтевшая трава  ( трава , котор ая  пожелтела ) 

Действительные причастия

  обозначают признак лица или предмета, который сам производит действие: 

пожелтевшая трава  ( трава , котор ая пожелтела ) 

Действительные причастия прошедшего времени

Действительные причастия

прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени

Действительные причастия

прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени

Действительные причастия

прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени

Действительные причастия

прошедшего времени

Запомните!    От глагола   идти   образуется действительное причастие прошедшего времени   — шедший ,   от глагола   расти   —    росший .

Запомните!  

От глагола   идти   образуется действительное причастие прошедшего времени   — шедший ,

от глагола   расти   —  

росший .

Укажите действительные причастия прошедшего времени, от какого глагола они образованы  а) собир…щий, сверка…щий, дыш…щий;  б) пропит…нный, рассе…ны, сбереж…нный;  в) услыш…вший, увид…вший, засе…вший.

Укажите действительные причастия прошедшего времени, от какого глагола они образованы

а) собир…щий, сверка…щий, дыш…щий; б) пропит…нный, рассе…ны, сбереж…нный; в) услыш…вший, увид…вший, засе…вший.

Услышал – услышать – услышавший шорох. Увидел – увидеть – увидевший террасу. Засеял –засеять – засеявший поле.
  • Услышал – услышать – услышавший шорох.
  • Увидел – увидеть – увидевший террасу.
  • Засеял –засеять – засеявший поле.
Вывод:  Написание гласной в глаголах прошедшего времени перед -л- и в действительных причастиях прошедшего времени не определяется спряжением, а зависит от того, какая гласная стоит в инфинитиве перед –ть.

Вывод:

Написание гласной в глаголах прошедшего времени перед -л- и в действительных причастиях прошедшего времени не определяется спряжением, а зависит от того, какая гласная стоит в инфинитиве перед –ть.

Заменить глагол причастием  1) Выглянуло из-за горизонта солнце.  2) Облака проплывают над деревьями.  3) Деревья еще не сбросили листву.  4) Туман расстилался над рекой.

Заменить глагол причастием

1) Выглянуло из-за горизонта солнце. 2) Облака проплывают над деревьями. 3) Деревья еще не сбросили листву. 4) Туман расстилался над рекой.

Проверьте себя  1) Выглянувшее из-за горизонта солнце.  2) Облака, проплывающие над деревьями.  3) Деревья, еще не сбросившие листву.  4) Туман, расстилавшийся над рекой.

Проверьте себя

1) Выглянувшее из-за горизонта солнце. 2) Облака, проплывающие над деревьями. 3) Деревья, еще не сбросившие листву. 4) Туман, расстилавшийся над рекой.

Синтаксическая пятиминутка  Туман, расстилавшийся над рекой, ещё не рассеялся.

Синтаксическая пятиминутка

Туман, расстилавшийся над рекой, ещё не рассеялся.

Эмоциональная разрядка:

Эмоциональная разрядка:

  • Огорчённая бабушка
  • Нахмурившийся отец
  • Загадочно улыбающийся дедушка
  • Ласково посмотревшая мама
Действительные причастия настоящего времени   образуются от основы настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида. Правописание суффиксов зависит от спряжения глагола .

Действительные причастия настоящего времени

образуются от основы настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида. Правописание суффиксов зависит от спряжения глагола .

Причастия, образованные от глаголов  I спряжения  -ущ-, -ющ-  паш -ут — паш - ущ -ий    кол-ют-ся — кол- ющ -ий-ся   II спряжения   -ащ-, -ящ-  слыш -ат — слыш - ащ- ий   стро-ят-ся — стро- ящ- ий-ся

Причастия, образованные от глаголов

I спряжения

-ущ-, -ющ-

паш -ут — паш - ущ -ий   кол-ют-ся — кол- ющ -ий-ся

II спряжения -ащ-, -ящ- слыш -ат — слыш - ащ- ий  стро-ят-ся — стро- ящ- ий-ся

Запомните  глаголы,  от которых образуются следующие причастия:   колышущийся  —  колыхать,  брезжущий  — брезжить  (разноспряг . глагол).

Запомните  глаголы,

от которых образуются следующие причастия: 

колышущийся  —

колыхать,

брезжущий  — брезжить  (разноспряг . глагол).

Б резжить

Б резжить

Б резжить    1.  Рассветать .  День   уже  начинал б резжить .  безл. На дворе  чуть  брезжило.  2.  Слабо   светиться ,  мерцать .   Заря брезжит на востоке.  Брезжит в поле огонёк (Жуковский).  3. Едва  намечаться, зарождаться. Брезжит в  голове мысль. Брезжит надежда.

Б резжить

1.  Рассветать .  День   уже  начинал б резжить .

безл. На дворе  чуть  брезжило.

2.  Слабо   светиться ,  мерцать . 

Заря брезжит на востоке.

Брезжит в поле огонёк (Жуковский).

3. Едва намечаться, зарождаться. Брезжит в голове мысль. Брезжит надежда.

Укажите номера слов,  в которых пропущена буква   а .   1. колыш_щийся  2. слыш_щий  3. бор_щийся  4. трепещ_щий  5. стел_щийся 6. скач_щий 7. дыш_щий

Укажите номера слов,

в которых пропущена буква   а .

1. колыш_щийся 2. слыш_щий 3. бор_щийся 4. трепещ_щий 5. стел_щийся

6. скач_щий

7. дыш_щий

Можно ли образовать действительные причастия настоящего времени от глаголов  облететь, побледнеть, появиться, появляться, увянуть ?  Почему?

Можно ли образовать действительные причастия настоящего времени от глаголов

облететь, побледнеть, появиться, появляться, увянуть ?

Почему?

Все они совершенного вида, кроме глагола появляться , поэтому только от него можно образовать действительное причастие настоящего времени: появляющийся.

Все они совершенного вида, кроме глагола появляться , поэтому только от него можно образовать действительное причастие настоящего времени: появляющийся.

Произноси правильно!  Поблёкший  / Увядший    / Поднявший

Произноси правильно!

Поблёкший

/

Увядший

/

Поднявший

Толковый словарь Ефремовой Поблёкнуть Сов. Неперех.   — 1. Лишиться яркости; выцвести. // перен. Потерять живость, яркость (о впечатлениях, воспоминаниях и т.п.). 2. Померкнуть, побледнеть. 3. Увянуть, потерять свежесть (о растениях).

Толковый словарь Ефремовой

Поблёкнуть Сов. Неперех.   —

1. Лишиться яркости; выцвести.

// перен. Потерять живость, яркость

(о впечатлениях, воспоминаниях и т.п.).

2. Померкнуть, побледнеть.

3. Увянуть, потерять свежесть

(о растениях).

«Золотая осень» — пейзаж русского художника Исаака Левитана, написанный в 1895 году.

«Золотая осень» — пейзаж русского художника Исаака Левитана, написанный в 1895 году.

Искусствоведческий текст    Вот как описал эту картину автор книги «Беседы об искусстве»  В.Б. Розенвассер.   Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

Искусствоведческий текст  

Вот как описал эту картину автор книги «Беседы об искусстве»

В.Б. Розенвассер.

Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

Она окружена деревьями, покрытыми золотой и красной осенней листвой. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются поредевшие осенние леса, видны деревенские домики, поля, окрашенные в оттенки жёлтого цвета. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей травой. Багряно-золотые березы слева и красно-бронзовые дубы справа, как бы расступающиеся, открывают взгляду бескрайние дали полей и лесов.  А над всем этим   — голубое небо,  покрытое легкими белыми облаками.

Она окружена деревьями, покрытыми золотой и красной осенней листвой. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются поредевшие осенние леса, видны деревенские домики, поля, окрашенные в оттенки жёлтого цвета. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей травой. Багряно-золотые березы слева и красно-бронзовые дубы справа, как бы расступающиеся, открывают взгляду бескрайние дали полей и лесов.

А над всем этим   — голубое небо, покрытое легкими белыми облаками.

Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину пейзажа, тем менее густыми и более легкими становятся мазки.  Всматриваясь в картину И.И. Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.

Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину пейзажа, тем менее густыми и более легкими становятся мазки.

Всматриваясь в картину И.И. Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.

« Нивы сжаты, рощи голы …»    Нивы сжаты, рощи голы,  От воды туман и сырость.  Колесом за сини горы  Солнце тихое скатилось.   Дремлет взрытая дорога.  Ей сегодня примечталось,  Что совсем-совсем немного  Ждать зимы седой осталось.

« Нивы сжаты, рощи голы …»

Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось.

« Отговорила роща золотая …  » Не жаль мне лет, растраченных  напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть.

« Отговорила роща золотая … »

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Вывод:  употребление причастий делает речь более яркой и выразительной. В художественной речи, там, где нужны торжественность и краткость, причастия особенно необходимы. Читая строки С.Есенина, убеждаешься в том, что это мастер, умеющий подобрать яркое и точное слово.

Вывод:

употребление причастий делает речь более яркой и выразительной. В художественной речи, там, где нужны торжественность и краткость, причастия особенно необходимы. Читая строки С.Есенина, убеждаешься в том, что это мастер, умеющий подобрать яркое и точное слово.

Синквейн о причастии:    1. Причастие  2. Действительное, страдательное  3. Обозначает, отвечает, помогает  4. Имеет признаки глагола и прилагательного  5. Форма глагола

Синквейн о причастии:

1. Причастие 2. Действительное, страдательное 3. Обозначает, отвечает, помогает 4. Имеет признаки глагола и прилагательного 5. Форма глагола

  • 1. Причастие 2. Действительное, страдательное 3. Обозначает, отвечает, помогает 4. Имеет признаки глагола и прилагательного 5. Форма глагола
Причастие – особая форма гагола , обозначающая признак предмета по действию и отвечающая на вопрос какой ?   Причастия бывают действительными и страдательными .  Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида I и II спряжения  при помощи суффиксов -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-). Действительные причастия прошедшего времени образуются от глаголов несовершенного вида и совершенного вида при помощи суффиксов  -вш- (-ш-).

Причастие – особая форма гагола , обозначающая признак предмета по действию и отвечающая на вопрос какой ?

Причастия бывают действительными и страдательными .

Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида I и II спряжения

при помощи суффиксов -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-). Действительные причастия прошедшего времени образуются от глаголов несовершенного вида и совершенного вида при помощи суффиксов -вш- (-ш-).

Каковы были цели урока? И интересно Т творчество О обучение Г главное

Каковы были цели урока?

И интересно

Т творчество

О обучение

Г главное

Домашнее задание   Повторить п.18,19.  Написать сочинение-миниатюру «Парк осенью».

Домашнее задание Повторить п.18,19. Написать сочинение-миниатюру «Парк осенью».

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее