Тема урока «Именительный падеж имен существительных».
3 класс
Учитель: Лесникова Татьяна Леонтьевна
Цель урока : познакомить учащихся с особенностями именительного падежа.
Задачи урока:
развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;
знать особенности именительного падежа;
формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
формирование умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
Проектор для показа презентации, учебник В.П. Канакина «Русский язык 3 класс», контрольно измерительные материалы О.Н.Крылова «Русский язык», демонстрационный материал (таблица «Падежи имен существительных»), раздаточный материал (индивидуальные карточки), индивидуальные словарики у детей, проигрыватель.
Ход урока
Организационный момент.
- Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы они могли всё видеть, слышать и запоминать.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Садитесь.
II. Повторение пройденного материала (слайд №1).
- Начнем урок с устного повторения изученного материала по разделу «Имя существительное».
Игра «Договори правило»
-Одушевленные существительные обозначают… (людей и животных);
-Имя существительное в единственном числе обозначает… (один предмет);
-На конце существительных женского рода после шипящих…(пишется мягкий знак). Приведи примеры таких слов;
- Изменение имен существительных по вопросам называется… (склонением или изменением по падежам);
-Перечисли падежи и падежные вопросы. (У детей на столах таблицы склонения имен существительных);
- Вспомним памятку, а как определить падеж? (слайд №3) Первый шаг … (найди слово, с которым имя существительное связано по смыслу). Второй шаг … (поставь от него падежный вопрос). Третий шаг … (по падежному вопросу определи падеж имени существительного)
Минута чистописания.
Прописываем в соединении буквы «Мм». (слайд ).
2. Продолжаем каллиграфическую минутку.
- Прочитай пословицу (слайд №4);
Мой дом - моя крепость
-Запиши в тетрадь;
-Объясни смысл пословицы. (Мой дом – это то место, где я могу и должен чувствовать себя в полной безопасности).
3. Задание:
- Найди существительные в пословице, укажи род, проверь товарища (проверка в парах).
Но сначала мы все вместе вспомним и проговорим веселое правило (слайд ):
Женский род запомню я,
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: « Он – мой»
Средний род: «Оно – моё»
Это правило – твоё!
- Назови существительные, укажи род (Учитель вписывает на доске).
IY. Словарная работа.
- Приготовились к словарной работе, можно открыть словарики при затруднении. Во всех словарных словах сегодня должна быть буква «м».
- Назови словарные слова, которые являются именем существительным, в нем обязательно есть буква «м». Это имя существительное неодушевленное и нарицательное. (Выслушивается 3-4 ответа и эти слова записываются с выделением ударения и непроверяемой орфограммы: малина, машина, метро).
- Допишите еще существительное с буквой «м» неодушевленное, собственное (Москва)
Самоопределение к деятельности.
Прочитайте предложения на слайде. Определите падеж имен существительных.
Наступила весна.
Солнце светит.
- Что ты можешь сказать об этих предложениях? (Простые нераспространенные предложения)
- Сравни имена существительные в предложении. Чем они похожи? (Стоят в именительном падеже).
- Какими членами они являются в предложении? (В предложении они являются подлежащими).
- Сформулируйте тему урока (Именительный падеж имен существительных).
- Чему мы будем учиться?
(Сегодня мы будем учиться находить имена существительные в именительном падеже в тексте и сформулируем особенности имён существительных в именительном падеже).
-Какие задачи вы ставите перед собой на уроке?
( Узнать и запомнить особенности существительных в И. падеже, правильно определять Им. Падеж)
Именительным падеж
Зовут не напрасно,
Он название свое
Оправдал прекрасно:
Раздаёт он имена
Всем подряд предметам,
На вопросы кто? и что?
Нам дает ответы.
Знай, с предлогами падеж
Никогда не дружит,
В предложении всегда
С подлежащим дружит.
- Что вы узнали об именительном падеже?
Памятка
Именительный падеж
Кто? Что?
Нет предлогов.
Подлежащее!
YI. Закрепление
Для того, чтобы выделить новые знания об именах существительных в именительном падеже, нам предстоит поработать с текстом.
Работа по учебнику. Выполнение упр.74 (слайд )
- Знакомство с правилом в учебнике.
- Самостоятельно прочитаем в учебнике правило на стр. 42.
- Расскажите по очереди это правило соседу по парте.
- Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? (В предложении они являются подлежащими и никогда не употребляются с предлогами)
YII. Физминутка под музыку (находят по рядам имена сущ-ые в И. п. и прикрепляют на доску)
YIII.Самостоятельная работа.
-Я подготовила для вас задания в трех вариантах – все они разного уровня трудности :
1 вариант - сделаю все сам без подсказок и помощи;
2-вариант – воспользуюсь небольшой подсказкой;
3 – вариант – воспользуюсь подсказкой – выберу один из
предложенных падежей.
1-вариант:
Спиши. Укажи падеж имен существительных.
Капли дождя (___. п. )
Подошли к речке ( ___.п. )
Светит солнце ( ___. п. )
2 –вариант:
Спиши. Определи падеж существительного по вопросу.
Спит ( кто?) медведь ( __. п. )
Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)
Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)
3-вариант:
Спиши. Выбери нужный падеж.
Кружит (кто? что ?) ветер. ( И.п./ В.п.)
Пошли ( на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)
Варила ( из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)
IX. Рефлексия.
- Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.
Труд кормит, а лень портит.
Найдите имена существительные и определите падеж.
X. Подведение итога.
Дополни предложения:
Существительное в именительном падеже отвечает на вопросы………………..
Существительное в именительном падеже является в предложении……………
У именительного падежа нет …………………………………………
Работа с оценочным листом.
-Возьмите оценочный лист и оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале по 3м критериям:
1) Материал усвоен…
2) Моя активность на уроке…
3) Мое настроение на уроке…
Материал усвоен | Моя активность на уроке | Мое настроение на уроке |
5
4
3
2
1
| 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 |
Материал усвоен | Моя активность на уроке | Мое настроение на уроке |
5
4
3
2
1
| 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 |
Материал усвоен | Моя активность на уроке | Мое настроение на уроке |
5
4
3
2
1
| 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 |
Приложение
1-вариант:
Спиши. Укажи падеж имен существительных.
Капли дождя (___. п. )
Подошли к речке ( ___.п. )
Светит солнце ( ___. п. )
1-вариант:
Спиши. Укажи падеж имен существительных.
Капли дождя (___. п. )
Подошли к речке ( ___.п. )
Светит солнце ( ___. п. )
1-вариант:
Спиши. Укажи падеж имен существительных.
Капли дождя (___. п. )
Подошли к речке ( ___.п. )
Светит солнце ( ___. п. )
1-вариант:
Спиши. Укажи падеж имен существительных.
Капли дождя (___. п. )
Подошли к речке ( ___.п. )
Светит солнце ( ___. п. )
1-вариант:
Спиши. Укажи падеж имен существительных.
Капли дождя (___. п. )
Подошли к речке ( ___.п. )
Светит солнце ( ___. п. )
1-вариант:
Спиши. Укажи падеж имен существительных.
Капли дождя (___. п. )
Подошли к речке ( ___.п. )
Светит солнце ( ___. п. )
2 –вариант :
Спиши . Определи падеж существительного по вопросу.
Спит ( кто?) медведь ( __. п. )
Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)
Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)
2 –вариант :
Спиши . Определи падеж существительного по вопросу.
Спит ( кто?) медведь ( __. п. )
Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)
Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)
2 –вариант :
Спиши . Определи падеж существительного по вопросу.
Спит ( кто?) медведь ( __. п. )
Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)
Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)
2 –вариант :
Спиши . Определи падеж существительного по вопросу.
Спит ( кто?) медведь ( __. п. )
Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)
Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)
2 –вариант :
Спиши . Определи падеж существительного по вопросу.
Спит ( кто?) медведь ( __. п. )
Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)
Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)
2 –вариант :
Спиши . Определи падеж существительного по вопросу.
Спит ( кто?) медведь ( __. п. )
Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)
Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)
3-вариант :
Спиши . Выбери нужный падеж.
Кружит (кто? что ?) ветер. ( И.п./ В.п.)
Пошли ( на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)
Варила ( из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)
3-вариант :
Спиши . Выбери нужный падеж.
Кружит (кто? что ?) ветер. ( И.п./ В.п.)
Пошли ( на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)
Варила ( из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)
3-вариант :
Спиши . Выбери нужный падеж.
Кружит (кто? что ?) ветер. ( И.п./ В.п.)
Пошли ( на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)
Варила ( из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)
3-вариант :
Спиши . Выбери нужный падеж.
Кружит (кто? что ?) ветер. ( И.п./ В.п.)
Пошли ( на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)
Варила ( из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)
3-вариант :
Спиши . Выбери нужный падеж.
Кружит (кто? что ?) ветер. ( И.п./ В.п.)
Пошли ( на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)
Варила ( из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)
3-вариант :
Спиши . Выбери нужный падеж.
Кружит (кто? что ?) ветер. ( И.п./ В.п.)
Пошли ( на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)
Варила ( из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)
3-вариант :
Спиши . Выбери нужный падеж.
Кружит (кто? что ?) ветер. ( И.п./ В.п.)
Пошли ( на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)
Варила ( из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)
Памятка
Именительный падеж
Кто? Что?
Нет предлогов.
Подлежащее!
Вот идет автобус.
Саша примерял новый костюм.
Началась посадка в поезд.
Новый костюм висит на вешалке.
Вот идет автобус.
Саша примерял новый костюм.
Началась посадка в поезд.
Новый костюм висит на вешалке.
16