«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок русского языка 3 класс

Тема урока "Именительный падеж имен существительных"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока «Именительный падеж имен существительных».

3 класс

Учитель: Лесникова Татьяна Леонтьевна

Цель урока : познакомить учащихся с особенностями именительного падежа.


Задачи урока:

  • развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;

  • знать особенности именительного падежа;

  • формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

  • формирование умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

  • воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

Проектор для показа презентации, учебник В.П. Канакина «Русский язык 3 класс», контрольно измерительные материалы О.Н.Крылова «Русский язык», демонстрационный материал (таблица «Падежи имен существительных»), раздаточный материал (индивидуальные карточки), индивидуальные словарики у детей, проигрыватель.


Ход урока


  1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы они могли всё видеть, слышать и запоминать.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Садитесь.

II. Повторение пройденного материала (слайд №1).

- Начнем урок с устного повторения изученного материала по разделу «Имя существительное».

  1. Игра «Договори правило»

-Одушевленные существительные обозначают… (людей и животных);

-Имя существительное в единственном числе обозначает… (один предмет);

-На конце существительных женского рода после шипящих…(пишется мягкий знак). Приведи примеры таких слов;

- Изменение имен существительных по вопросам называется… (склонением или изменением по падежам);

-Перечисли падежи и падежные вопросы. (У детей на столах таблицы склонения имен существительных);

- Вспомним памятку, а как определить падеж? (слайд №3) Первый шаг … (найди слово, с которым имя существительное связано по смыслу). Второй шаг … (поставь от него падежный вопрос). Третий шаг … (по падежному вопросу определи падеж имени существительного)

  1. Минута чистописания.

  1. Прописываем в соединении буквы «Мм». (слайд ).

2. Продолжаем каллиграфическую минутку.

- Прочитай пословицу (слайд №4);

Мой дом - моя крепость

-Запиши в тетрадь;

-Объясни смысл пословицы. (Мой дом – это то место, где я могу и должен чувствовать себя в полной безопасности).

3. Задание:

- Найди существительные в пословице, укажи род, проверь товарища (проверка в парах).

Но сначала мы все вместе вспомним и проговорим веселое правило (слайд ):

Женский род запомню я,
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: « Он – мой»
Средний род: «Оно – моё»
Это правило – твоё!

- Назови существительные, укажи род (Учитель вписывает на доске).

IY. Словарная работа.

- Приготовились к словарной работе, можно открыть словарики при затруднении. Во всех словарных словах сегодня должна быть буква «м».

- Назови словарные слова, которые являются именем существительным, в нем обязательно есть буква «м». Это имя существительное неодушевленное и нарицательное. (Выслушивается 3-4 ответа и эти слова записываются с выделением ударения и непроверяемой орфограммы: малина, машина, метро).

- Допишите еще существительное с буквой «м» неодушевленное, собственноеосква)

  1. Самоопределение к деятельности.

  • Прочитайте предложения на слайде. Определите падеж имен существительных.

Наступила весна.

Солнце светит.

- Что ты можешь сказать об этих предложениях? (Простые нераспространенные предложения)

- Сравни имена существительные в предложении. Чем они похожи? (Стоят в именительном падеже).

- Какими членами они являются в предложении? (В предложении они являются подлежащими).

- Сформулируйте тему урока (Именительный падеж имен существительных).

- Чему мы будем учиться?

(Сегодня мы будем учиться находить имена существительные в именительном падеже в тексте и сформулируем особенности имён существительных в именительном падеже).

-Какие задачи вы ставите перед собой на уроке?

( Узнать и запомнить особенности существительных в И. падеже, правильно определять Им. Падеж)


Именительным падеж

Зовут не напрасно,

Он название свое

Оправдал прекрасно:

Раздаёт он имена

Всем подряд предметам,

На вопросы кто? и что?

Нам дает ответы.

Знай, с предлогами падеж

Никогда не дружит,

В предложении всегда

С подлежащим дружит.

- Что вы узнали об именительном падеже?

Памятка

Именительный падеж

Кто? Что?

Нет предлогов.

Подлежащее!

YI. Закрепление

Для того, чтобы выделить новые знания об именах существительных в именительном падеже, нам предстоит поработать с текстом.

Работа по учебнику. Выполнение упр.74 (слайд )

- Знакомство с правилом в учебнике.

- Самостоятельно прочитаем в учебнике правило на стр. 42.

- Расскажите по очереди это правило соседу по парте.

- Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? (В предложении они являются подлежащими и никогда не употребляются с предлогами)

YII. Физминутка под музыку (находят по рядам имена сущ-ые в И. п. и прикрепляют на доску)

YIII.Самостоятельная работа. 

-Я подготовила для вас задания в трех вариантах – все они разного уровня трудности :

1 вариант - сделаю все сам без подсказок и помощи;

2-вариант – воспользуюсь небольшой подсказкой;

3 – вариант – воспользуюсь подсказкой – выберу один из

предложенных падежей.


1-вариант:

Спиши. Укажи падеж имен существительных.


Капли дождя (___. п. )

Подошли к речке ( ___.п. )

Светит солнце ( ___. п. )


2 –вариант:

Спиши. Определи падеж существительного по вопросу.


Спит ( кто?) медведь ( __. п. )

Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)

Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)


3-вариант:

Спиши. Выбери нужный падеж.

Кружит (кто? что ?) ветер. ( И.п./ В.п.)

Пошли ( на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)

Варила ( из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)


IX. Рефлексия.

- Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.

Труд кормит, а лень портит.

Найдите имена существительные и определите падеж.

X. Подведение итога.

Дополни предложения:

Существительное в именительном падеже отвечает на вопросы………………..

Существительное в именительном падеже является в предложении……………

У именительного падежа нет …………………………………………

Работа с оценочным листом.

-Возьмите оценочный лист и оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале по 3м критериям:

1) Материал усвоен…

2) Моя активность на уроке…

3) Мое настроение на уроке…













Материал усвоен

Моя активность на уроке

Мое настроение на уроке


5



4




3




2



1





1

2

3

4

5


1

2

3

4

5


Материал усвоен

Моя активность на уроке

Мое настроение на уроке


5



4




3




2



1





1

2

3

4

5


1

2

3

4

5


Материал усвоен

Моя активность на уроке

Мое настроение на уроке


5



4




3




2



1





1

2

3

4

5


1

2

3

4

5








Приложение


1-вариант:

Спиши. Укажи падеж имен существительных.


Капли дождя (___. п. )

Подошли к речке ( ___.п. )

Светит солнце ( ___. п. )


1-вариант:

Спиши. Укажи падеж имен существительных.


Капли дождя (___. п. )

Подошли к речке ( ___.п. )

Светит солнце ( ___. п. )



1-вариант:

Спиши. Укажи падеж имен существительных.


Капли дождя (___. п. )

Подошли к речке ( ___.п. )

Светит солнце ( ___. п. )



1-вариант:

Спиши. Укажи падеж имен существительных.


Капли дождя (___. п. )

Подошли к речке ( ___.п. )

Светит солнце ( ___. п. )



1-вариант:

Спиши. Укажи падеж имен существительных.


Капли дождя (___. п. )

Подошли к речке ( ___.п. )

Светит солнце ( ___. п. )



1-вариант:

Спиши. Укажи падеж имен существительных.


Капли дождя (___. п. )

Подошли к речке ( ___.п. )

Светит солнце ( ___. п. )

2 –вариант :

Спиши . Определи падеж существительного по вопросу.


Спит ( кто?) медведь ( __. п. )

Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)

Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)


2 –вариант :

Спиши . Определи падеж существительного по вопросу.


Спит ( кто?) медведь ( __. п. )

Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)

Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)


2 –вариант :

Спиши . Определи падеж существительного по вопросу.


Спит ( кто?) медведь ( __. п. )

Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)

Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)


2 –вариант :

Спиши . Определи падеж существительного по вопросу.


Спит ( кто?) медведь ( __. п. )

Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)

Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)




2 –вариант :

Спиши . Определи падеж существительного по вопросу.


Спит ( кто?) медведь ( __. п. )

Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)

Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)



2 –вариант :

Спиши . Определи падеж существительного по вопросу.


Спит ( кто?) медведь ( __. п. )

Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)

Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)


3-вариант :

Спиши . Выбери нужный падеж.

Кружит (кто? что ?) ветер. ( И.п./ В.п.)

Пошли ( на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)

Варила ( из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)



3-вариант :

Спиши . Выбери нужный падеж.

Кружит (кто? что ?) ветер. ( И.п./ В.п.)

Пошли ( на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)

Варила ( из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)


3-вариант :

Спиши . Выбери нужный падеж.

Кружит (кто? что ?) ветер. ( И.п./ В.п.)

Пошли ( на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)

Варила ( из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)


3-вариант :

Спиши . Выбери нужный падеж.

Кружит (кто? что ?) ветер. ( И.п./ В.п.)

Пошли ( на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)

Варила ( из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)


3-вариант :

Спиши . Выбери нужный падеж.

Кружит (кто? что ?) ветер. ( И.п./ В.п.)

Пошли ( на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)

Варила ( из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)



3-вариант :

Спиши . Выбери нужный падеж.

Кружит (кто? что ?) ветер. ( И.п./ В.п.)

Пошли ( на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)

Варила ( из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)


3-вариант :

Спиши . Выбери нужный падеж.

Кружит (кто? что ?) ветер. ( И.п./ В.п.)

Пошли ( на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)

Варила ( из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)



Памятка

Именительный падеж

Кто? Что?


Нет предлогов.


Подлежащее!






Вот идет автобус.

Саша примерял новый костюм

Началась посадка в поезд.

Новый костюм висит на вешалке.



Вот идет автобус.

Саша примерял новый костюм

Началась посадка в поезд.

Новый костюм висит на вешалке.





























16


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее