Развитие зародышевого корешка. Разнообразие корней.
Урок «открытия нового знания».
Ожидаемый учебный результат- Формирование первоначальных представлений о строении корней
Предметные результаты:
– формировать умение определять основные органы растений (корень);
– формировать умение объяснять особенности строения (внешнее и внутреннее) и многообразие (виды) корней и их роль в жизнедеятельности растений;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни
Ожидаемый учебный результат- Формирование первоначальных представлений о строении корней
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
1.Формирование у обучающихся положительной мотивации.
На столе в вазе завядший букет цветов. Учитель ставит проблемный вопрос»Почему цветы в букете завяли?»Рассматривают одно завядшее растение.
«Будут ли расти эти цветы, если их посадить в почву?
Расскажите мне, что вы уже знаете о корнях и что нам пригодится из имеющихся знаний для их изучения.
Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами, и комментирует их связь с данной темой. В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под заголовком «Вспоминаем то, что знаем».
Дети вспоминают, где еще они встречались с понятием «корень»(корень в русском языке,корень зуба и т.д)
Учитель:»Давайте разберемся, что означает понятие «корень» с точки зрения нашего предмета».
2.Формулировка цели урока и постановка учебных задач.
Учитель :»Как вы думаете, что мы будем изучать на нашем уроке? Что мы еще не знаем о понятие «корень» с точки зрения биологии?
В тетрадях фиксируем тему урока «Корень. Разнообразие корней.»
На доске записываем задачи урока:1.Что такое корень
2.Зачем нужен корень растениям?
Демонстрация растений с различными корневыми системами.
«Ребята, посмотрите на картинки, все корни одинаковые?»
3.Виды корней.
3.Решение учебных задач,» открытие «детьми нового знания.
3.1«Вспомним, какие виды органов есть у цветкового растения. К какому виду относят корень».
По ходу работы обучающиеся составляют рабочий конспект в тетрадях.
На доске представлены 6 картинок, среди которых изображены якорь, насос, хранилище (подвал, амбар).
«Ребята, как вы думаете, с какими из этих предметов можно связать функции корня?»
Обсуждение в группах.
Вывод- Корень- якорь, насос и хранилище.
Записываем в тетрадях с расшифровкой функции. Функции корня: якорь закрепляет в почве, насос проводит вещества, хранилище запасает питательные вещества
Далее на экране проецируем таблицу»Значение корней и их разнообразие (ЦОР)»
(http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79173/?interface=teacher&class=48&subject=29). Дополняем записи в тетрадях
3.2 Демонстрируем проросшее семя( или обращаем внимание детей на рисунок25 учебника,стр.44)
Почему при прорастании семени первым развивается корень?
Обсуждение в паре. Обращаемся к тексту учебника стр 45.
Работа в группах с моделью-аппликацией «Виды корней».
Презентация результатов. (Корень. Внешнее строение корня (ЦОР).
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79171/?interface=teacher&class=48&subject=29 )
Консультация учителя. Начинаем заполнять таблицу на стр.46 учебника.
4Оценивание
Осуществляется самоконтроль теста по образцу.
1 вариант.
1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.
5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
6. У пшеницы корневая система мочковатая.
2. Закончите предложения.
1. Через корень растение получает из почвы … и ….
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….
3. Все корни растения составляют его ….
4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.
5. Корень растёт в длину своей ….
2 вариант.
1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.
2. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.
3. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.
4. У одуванчика корневая система стержневая.
5. Придаточные корни образуются только на главном корне.
6. Главный корень хорошо заметен в корневой системе фасоли.
2. Закончите предложения.
1. В корневой системе одуванчика хорошо выражен … корень.
2. Кончик корня покрыт ….
3. Корневая система пшеницы называется….
4. Боковые корни развиваются как на … корне, так и на … корнях.
5. Главный корень развивается из…….
Предлагается картинка из «Сборника задач и упражнений « Трайтак Д.И стр. 17 рис 17.
Подводятся результаты урока.
5.Рефлексия.
Самооценка (шкала, баллы, символы)
6.Домашнее задание
Домашнее задание интегрированное.
1.Работа с учебником .параграф 12. Заполнить таблицу.
«Виды корней»
2.Сочинение-рассуждение «Как ты понимаешь «Каков корень, таков и отпрыск», «Без корня и полынь не растет»или фразеологизмы и устойчивые выражения, например, вырывать с корнем, корень зла, на корню, под корень, пустить корни»
3.Исследование стр.46 учебника
4.Задания из «Сборник задач и упражнений « Трайтак Д.И №31,32,№39